ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРЕДДИПЛОМНЫЙ
СЕМИНАР
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
Направленность «Дошкольная дефектология»
(уровень бакалавриата)
Сургут, 2022
Стр.1
УДК 376:378.147.34(075.8)
ББК 75.500р30я73-9
П 71
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Л.Л. Лашкова, доктор педагогических наук, профессор
кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
В.В. Гагай, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Преддипломный семинар : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03
П 71
Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология»
(уровень бакалавриата) / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный
педагогический университет» ; авторы-составители Н. Г. Капустина, Э. П. Бакшеева,
Н. П. Рассказова, Е. М. Багнетова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический
университет», 2022. – 113, [1] с. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы построения научных
исследований: методологические принципы, структура и содержание исследований, методы
исследований в области дефектологии; раскрываются требования к оценке выпускной квалификационной
работы, ее оформлению, примеры оформления содержания и введения данной категории
работы.
Данное учебно-методическое пособие адресовано всем, кто проводит исследование, и тем,
кто обучает исследовательской работе, а также организует и управляет ею в системе образования.
Пособие адресовано обучающимся по образовательным программам бакалавриата. Цель пособия
– оказание действенной помощи обучающимся в организации и осуществлении такого вида
самостоятельной деятельности как выпускная квалификационная работа.
Пособие будет полезно также педагогам-практикам, осуществляющим научно-исследовательскую
деятельность в образовательных организациях в рамках темы по самообразованию.
УДК 376:378.147.34(075.8)
ББК 75.500р30я73-9
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................................................. 4
Тема 1. Наука и общество ...................................................................................................................... 6
Тема 2. Методология науки ................................................................................................................... 9
Тема 3. Научные исследования ............................................................................................................. 14
Тема 4. Научная проблема как исходный пункт исследования ......................................................... 16
Тема 5. Научный аппарат исследования .............................................................................................. 19
Тема 6. Понятийный аппарат исследования ........................................................................................ 21
Тема 7. Методы научного исследования .............................................................................................. 23
Тема 8. Гипотеза в научном исследовании .......................................................................................... 30
Тема 9. Эмпирическая часть научного исследования ......................................................................... 34
Тема 10. Текст как способ представления данных исследования ...................................................... 37
Тема 11. Визуальный контент ВКР ....................................................................................................... 40
Список рекомендуемой литературы и источников ....................................................................... 44
Приложения ........................................................................................................................................... 46
Приложение 1. ........................................................................................................................................ 46
Приложение 2. ........................................................................................................................................ 48
Приложение 3. ........................................................................................................................................ 52
Приложение 4. ........................................................................................................................................ 58
Приложение 5. ........................................................................................................................................ 59
Приложение 6. ........................................................................................................................................ 65
Приложение 7. ........................................................................................................................................ 66
Приложение 8. ........................................................................................................................................ 66
Приложение 9. ........................................................................................................................................ 67
Приложение 10. ...................................................................................................................................... 68
Приложение 11. ...................................................................................................................................... 73
Приложение 12. ...................................................................................................................................... 73
Приложение 13. ...................................................................................................................................... 74
Приложение 14. ...................................................................................................................................... 75
Приложение 15. ...................................................................................................................................... 81
Приложение 16. ...................................................................................................................................... 90
Приложение 17. ...................................................................................................................................... 99
Приложение 18. ...................................................................................................................................... 105
Приложение 19. ...................................................................................................................................... 107
Приложение 20. ...................................................................................................................................... 111
Приложение 21. ...................................................................................................................................... 112
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности учебно-методического пособия. Современное общество заинтересовано
в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию
идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемых. В связи
с чем в последние десятилетия в нормативных документах, касающихся сферы образования,
в работах отечественных теоретиков и практиков образования подчеркивается важность и необходимость
усиления исследовательской работы обучающихся, развития навыков исследования, умения
самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Сегодня это одно из приоритетных
направлений современного высшего образования. Важность научно-исследовательской работы
в процессе подготовки бакалавров, магистров и аспирантов специально подчеркивается разработчиками
нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования.
Так во ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
(уровень бакалавриата) (https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-03-specialnoe-defektologicheskoe-obrazovanie-123),
определены три обязательных блока структуры программы бакалавриата. Третий из них – «Государственная
итоговая аттестация», включающий подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена
(если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации)
и выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). Таким образом, основной
заказчик подготовки дефектологов – государство, настаивает на том, что современный дефектолог
должен уметь грамотно осуществлять научное исследование в своей профессиональной сфере.
Для того чтобы сформировать необходимые для этого компетенции и помочь выпускникам
в организации научного исследования и подготовке ВКР в учебный план включена дисциплина
«Преддипломный семинар». Данное учебное пособие призвано поддержать изучение курса и обеспечить
условия для освоения выпускниками закономерностей, норм и правил деятельности в сфере
дефектологии. Оно обеспечивает не только усвоение теоретических основ, но и показывает, как их
применять в практической деятельности. В связи с этим учебно-методическое пособие может служить
средством самообразования как бакалавров-выпускников, так и начинающих профессионалов.
Цель учебно-методического пособия – оказывать содействие выпускникам-бакалаврам на протяжении
всего цикла работы над ВКР, начиная от разработки дизайна ее пилотного проекта до грамотной
реализации, правильного оформления и подготовки к ее защите.
Согласно рабочему учебному плану бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование в процессе выполнения ВКР у выпускников формируются следующие
универсальные и профессиональные компетенции:
УК-1 – Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять
ную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными
представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума
В результате выполнения выпускной квалификационной работы каждый выпускник должен
овладеть следующими компонентами компетенций:
знать:
УК. 1.1.1. Сущность понятия «информация», подходы к его определению (функциональный,
деятельностный и когнитивный аспекты понятия философский подход)
УК. 1.1.2. Сущность методов работы с информацией (основные понятия, необходимых для реализации
поиска, анализа, обобщения информации; методы научного познания; основные формы
и способы преобразования информации)
УК. 1.1.4. Сущность понятия «цель» и требования к ней
УК. 1.1.5. Сущности и принципов системного подхода в профессиональной деятельности
УК. 1.1.6. Методы системного подхода для решения проектных, исследовательских, учебных
задач
ПК. 2.1.2. Знание основ профилактики нарушений у обучающихся, способов проведения профилактических
мероприятий
уметь:
УК. 1.3.1. Формулировать цель поиска, критического анализа и синтеза информации
УК. 1.3.5. Обосновывать выбор метода познания для решения поставленных задач
УК. 1.3.6. Применять методы и средства поиска информации
4
системный подход для решения поставленных задач;
ПК-2 – Способен проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекцион
Стр.4
ПК. 2.3.1. Отбирать содержание и планировать проведение профилактических мероприятий
с детьми с ОВЗ
ПК. 2.2.1. Уметь определять содержание и алгоритм действий при организации профилактических
мероприятий с детьми с ОВЗ и для детей с ОВЗ
ПКО. 2.2.2. Уметь определять содержание и последовательность действий разработки программы
психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ
ПК. 2.3.2. Разрабатывать программу психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ
получить опыт:
УК. 1.4.2. Анализа специальной литературы при решении учебных задач
УК. 1.4.5. Реализации принципов системного подхода при решении поставленных задач
Особенности пособия, его отличие от предыдущих. В настоящее время существует ряд учебных
пособий по научным исследованиям в области психологических и педагогических наук и образования
(О.В. Артемьева, Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Н. Ноос
и др.). Это качественные всеобъемлющие работы известных методологов современного образования.
Вместе с тем обучающемуся, приступающему к самостоятельному исследованию, зачастую не достает
понимания необходимости конкретных действий и содержания определенных шагов. Предлагаемое
учебно-методическое пособие стремится преодолеть этот пробел. Выполняя последовательно задания
для самостоятельной работы, бакалавры-выпускники в начале изучения курса должны разработать дизайн
пилотного проекта своей ВКР, а в последующем, обращаясь к учебно-методическому пособию, –
выполнить и оформить полноценную качественную работу и успешно ее защитить.
Помимо этого, данное учебно-методическое пособие отличает от уже существующих включение
заданий, связанных с изучением и анализом авторефератов диссертационных исследований.
Структура пособия. Каждая тема в пособии включает в себя два блока: первый – целеполагание,
второй – сущностно-смысловой. Блок целеполагания содержит формулировку цели и задач постижения
конкретной темы, а также перечисление планируемых результатов ее изучения.
Дизайн сущностно-смыслового блока образуют шесть компонентов: вопросы для размышления,
на которые необходимо дать ответ ДО знакомства со справочными материалами; справочный
материал; вопросы для самопроверки; практические задания для самостоятельной работы над ВКР;
источники; приложения к теме.
С материалами каждой темы целесообразно знакомиться по порядку: от блока целеполагания
к сущностно-смысловому блоку. Внутри блоков также требуется соблюдать последовательность
знакомства с материалом: от формулировки ответов на вопросы, предваряющих изучение темы, затем
справочный материал, вопросы для самопроверки, выполнение практических заданий и последнее
– ознакомление с Приложениями к теме. Стремление перейти сразу к какому-либо компоненту
темы может привести к сложным ситуациям при выполнении практических заданий и снижению
качества их выполнения.
При необходимости к пройденным материалам можно возвращаться в любой последовательности.
В
заключение авторы пособия желают Вам успехов в самостоятельной работе над исследованием
и ВКР и советуют не забывать мудрые слова Альберта Эйнштейна (Фото с сайта: https://
interesnyefakty.org/foto-ejnshtejna):
Наука не является и никогда не будет являться
законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые
вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем
все новые и более глубокие трудности.
5
Стр.5