УДК 373.103.71(06)
ББК 74.200.55я73
П 64
Печатается по решению редакционного совета
Кубанского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Рецензенты: Л.С. Дворкин, кандидат биологических наук, доктор педагогических
наук, профессор, профессор кафедры ФОТ,
Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма, г. Краснодар;
С.Н. Бегидова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой социальной работы и туризма,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп;
О.А. Мосина, доктор педагогических наук, доцент, заведующая
кафедрой общей и социальной педагогики,
Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
П 64 Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии
школьников (в аспекте личностного развития): монография / С.А. Хазова,
Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова, Е.И. Ончукова, А.Б. Бгуашев. – Издание 2-е,
исправленное и дополненное. – Краснодар: КГУФКСТ, 2020. – 184 с.
В монографии освещены результаты теоретико-эмпирических исследований,
посвященных уточнению характера влияния физкультурно-спортивной деятельности на
воспитание и развитие школьников. Представлена разработанная методика моральноволевого
воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках физической
культуры, предложены конкретные способы интеграции средств и методов нравственного и
физического воспитания. Приведены теоретические основы и практические способы
организации уроков физической культуры в школе на основе использования методов
проблемного обучения. Представлено эмпирическое обоснование их эффективности для
формирования личностной физической культуры обучающихся. Охарактеризованы
возрастные психологические особенности мальчиков подросткового и девушек раннего
юношеского возраста. Описан характер влияния занятий спортом на взаимоотношения
подростков с окружающими и на самооценку девушек, выявленный экспериментальным
путем.
Монография адресована обучающимся – будущим спортивным педагогам, учителям
физической культуры, тренерам. Ее содержание может быть использовано для обеспечения
целенаправленного педагогического воздействия на морально-волевое развитие школьников
в процессе физического воспитания, а также для гармонизации развития личности
подростков и девушек в процессе спортивной подготовки.
УДК 373.103.71(06)
ББК 74.200.55я73
© КГУФКСТ, 2020.
© Хазова С.А., Дворкина Н.И., Трофимова О.С.,
Ончукова Е.И., Бгуашев А.Б., монография, 2020.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................ 4
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ................................................................... 5
1.1. Физическая культура и морально-волевое воспитание личности .......................... 6
1.2. Методика воспитания морально-волевых качеств личности на уроках
физической культуры ....................................................................................................... 28
1.3. Оценка эффективности методики воспитания морально-волевых качеств
личности на уроках физической культуры .................................................................... 39
Резюме ................................................................................................................................... 44
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .......................................................................................... 45
2.1. Сущность и содержание физической культуры личности как цели физического
воспитания ......................................................................................................................... 45
2.2. Потенциал проблемного обучения для формирования личностной физической
культуры школьников ...................................................................................................... 52
2.3. Содержание и результаты организации уроков физической культуры на основе
методов проблемного обучения ...................................................................................... 63
Резюме ................................................................................................................................... 78
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ С ОКРУЖАЮЩИМИ И ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ....................... 80
3.1. Занятия спортом как фактор оптимизации взаимоотношений подростков
с окружающими и отношения к себе .............................................................................. 80
3.2. Эмпирическое обоснование позитивного влияния занятий футболом
на взаимоотношения подростков с окружающими и их отношение к себе ............. 104
Резюме ................................................................................................................................. 125
ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ...................................................... 126
4.1. Формирование самооценки личности школьников в условиях занятий
спортом ............................................................................................................................ 126
4.2. Влияние занятий борьбой дзюдо на самооценку девушек 15-16 лет ................. 153
Резюме ................................................................................................................................. 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................ 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................................. 170
3
Стр.3