Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Личностные особенности как фактор успешности деятельности педагога (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторПодпругина В. В.
АвторыМоск. гос. лингвист. ун-т
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц316
ID807523
АннотацияПособие включает как теоретические, так и практико-ориентированные материалы, предусмотренные рабочей программой дисциплины «Дифференциальная психология». Данное учебно-методическое пособие возникло благодаря накопленному психолого-педагогическому опыту и запросам студентов, заинтересованных в формировании профессиональных компетенций. В настоящее время особое внимание в ходе профессиональной подготовки уделяется таким категориям, как самоорганизация и саморазвитие, способность к позитивному взаимодействию, владению здоровьесберегающими технологиями, что отражено в универсальных компетенциях: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Интерес к профессиональным и личностным качествам педагога, педагога-психолога, и в частности педагога иностранного языка, у студентов способствовал тому, что были выполнены выпускные квалификационные работы по данной проблематике, результаты которых отчасти будут представлены в учебно-методическом пособии. Глубокая заинтересованность студентов в выявлении своих педагогических способностей, рефлексии, ментальной представленности как личностных, так и формируемых профессиональных качеств способствовали дифференциации диагностического материала, направленного в том числе на исследование лингвистических способностей, значимых для педагога иностранного языка.
Кому рекомендованоНастоящее учебно-методическое пособие по психологии предназначено для студентов-бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки 37.04.01 «Психология», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», а также для студентов вузов, обучающихся по другим специальностям и изучающим психологию.
ISBN978-5-392-35511-2
УДК37.015.3
ББК74
Подпругина, В.В. Личностные особенности как фактор успешности деятельности педагога : учеб.-метод. пособие / Моск. гос. лингвист. ун-т; В.В. Подпругина .— Москва : Проспект, 2021 .— 316 с. — ISBN 978-5-392-35511-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/807523 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Личностные_особенности_как_фактор_успешности_деятельности_педагога._Учебно-методическое_пособие.pdf
ББК 7УДК 37.015.3 П44 4 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Подпругина В. В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ, заслуженный работник образования, практический психолог, магистр психологии. Рецензенты: Соколова А. С., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии ИГПН МГЛУ (внутренний рецензент); Дробышева Т. В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН (внешний рецензент). П44 Подпругина В. В. Личностные особенности как фактор успешности деятельности педагога : учебно-методическое пособие. — Москва : Проспект, 2021. — 320 с. ISBN 978-5-392-35511-2 Настоящее учебно-методическое пособие по психологии предназначено для студентов-бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки 37.04.01 «Психология», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», а также для студентов вузов, обучающихся по другим специальностям и изучающим психологию. Пособие включает как теоретические, так и практикоориентированные материалы, предусмотренные рабочей программой дисциплины «Дифференциальная психология». Данное учебно-методическое пособие возникло благодаря накопленному психолого-педагогическому опыту и запросам студентов, заинтересованных в формировании профессиональных компетенций. В настоящее время особое внимание в ходе профессиональной подготовки уделяется таким категориям, как самоорганизация и саморазвитие, способность к позитивному взаимодействию, владению здоровьесберегающими технологиями, что отражено в универсальных компетенциях: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Интерес к профессиональным и личностным качествам педагога, педагога-психолога, и в частности педагога иностранного языка, у студентов способствовал тому, что были выполнены выпускные квалификационные работы по данной проблематике, результаты которых отчасти будут представлены в учебно-методическом пособии. Глубокая заинтересованность студентов в выявлении своих педагогических способностей, рефлексии, ментальной представленности как личностных, так и формируемых профессиональных качеств способствовали дифференциации диагностического материала, направленного в том числе на исследование лингвистических способностей, значимых для педагога иностранного языка. Автор благодарен коллегам, мотивированным студентам, которые своей активностью способствовали зарождению замысла и его реализации в виде данного пособия. ББК 7УДК 37.015.3 4 Московского государственного лингвистического университета. Учебное издание Печатается по решению ученого совета ПодПругина Виктория ВиктороВна ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Печать цифровая. Печ. л. 20,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ № ООО «Проспект» Учебно-методическое пособие Подписано в печать 02.09.2021. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-35511-2 ©© Подпругина В. В., 2021 ООО «Проспект», 2021 Московский государственный © лингвистический университет, 2021 /16 .
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................................3 Глава 1 БУДУЩЕЕ КАК ПРОЦЕСС ПРОФЕС СИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 1.1. Психические феномены: развитие, антиципация, социальное проектирование как детерминанты профес сионального становления ..............................................................8 1.1.1. Антиципация «видеть вперед» .....................................................10 1.1.2. Социальное проектирование ........................................................12 1.2. Успешность профес сиональной деятельности как психический феномен ........................................................................16 1.2.1. Критерии профес сиональной успешности ............................19 1.2.2. Профессионализм, компетентность как успешность деятельности ......................................................21 1.3. Этапы профес сионального становления личности ..........................25 1.3.1. Фазы профес сионального роста в педагогической деятельности ..................................................28 1.3.2. Личность как субъект сознательной деятельности .............30 1.3.3. Эффекты реализации профессионализма ............................33 Выводы к главе 1 ......................................................................................................38 Перечень практических заданий .......................................................................39 Литература к главе 1 ...........................................................................................40 Глава 2 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Исследования нейродинамических характеристик личности .......46 2.1.1. Структура темперамента по И.П. Павлову ...............................48
Стр.311
312 Оглавление 2.1.2. Динамические характеристики темперамента .....................51 2.1.3. Исследование темперамента в зарубежных школах ..........56 2.2. Свойства темперамента и возможности их диагностики ..............60 2.2.1. Опросники: Я. Стреляу, В.М. Русалова, Г. и С. Айзенк ............60 2.2.2. Экспресс-методики диагностики темперамента ...................66 2.2.3. Определение силы нервных процессов по психомоторным показателям ................................................71 2.3. Индивидуальный стиль профес сиональной деятельности педагога ................................................................................73 2.3.1. Стиль деятельности как психологический феномен ...........74 2.3.2. Компоненты и становление индивидуального стиля деятельности педагога .......................................................75 2.3.3. Личностно-когнитивные стили .....................................................80 Выводы к главе 2 ......................................................................................................85 Перечень практических заданий .......................................................................85 Литература к главе 2 ..........................................................................................86 Глава 3 ГОТОВНОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Феномен «готовность к профес сиональной деятельности».........91 3.1.1. Структура, компоненты, пути формирования готовности к профес сиональной деятельности ...................92 3.1.2. Психологическая готовность к педагогической деятельности ..................................................94 3.2. Профиль личностных особенностей преподавателя иностранного языка .....................................................................................98 3.2.1. Особенности в профес сиональном общении учителей иностранного языка .....................................................99 3.2.2. Лингвистические способности как потенциал специальной деятельности ........................................................ 106 3.2.3. Индивидуально-типические стратегии овладения иностранным языком ................................................................... 112 3.3. Проявления личности педагога как следствие профес сиональной деятельности .........................................................117 3.3.1. Синдром «эмоциональное выгорание»: симптомы, модели, проявления ............................................... 118
Стр.312
Оглавление 313 3.3.2. Эмоциональная компетентность как фактор психологического здоровья профессионала ..................... 121 3.3.3. Черты характера личности педагога как предрасположенность к синдрому «эмоциональное выгорание» ................................................... 125 3.3.4. «Здоровье» как категория устойчивости к эмоциональному выгоранию ................................................. 129 Выводы к главе 3 .................................................................................................. 132 Перечень практических заданий .................................................................... 133 Литература к главе 3 ........................................................................................ 134 Заключение .................................................................................................................... 140 Список литературы ...................................................................................................... 142 ПРИЛОЖЕНИЯ К главе 1 Приложение 1.1.1 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки ............................................... 155 Приложение 1.1.2 Вопросник для определения иерархии потребностей человека по А. Маслоу .......................................................... 158 Приложение 1.1.3 Методика «Оценка доверия к себе» (Т. П. Скрипкина) ......................... 160 Приложение 1.1.4 Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной ................................................................................ 165 Приложение 1.2.1 Характеристика профессионала в педагогической деятельности ..................................................................... 174 Приложение 1.2.2 Виды профес сиональной компетентности ................................................ 176
Стр.313
314 Оглавление Приложение 1.3.1 Этапы профес сионального становления личности по Э.Ф. Зеер ........................................................................................ 181 Приложение 1.3.2 Основные понятия в системе человекознания по Б.Г. Ананьеву ..................................................................................................... 183 Приложение 1.3.3 Типология личности в карьерном процессе по К.А. Торшиной ........ 184 Приложение 1.3.4 Типология карьерных якорей, определяющие модель профес сионального роста Э. Шейн ............................................................... 185 Приложение 1.3.5 Уровни мыслительных категорий .................................................................. 186 К главе 2 Приложение 2.1.1 Типичные проявления темпераментальных особенностей в поведении и деятельности .............................................. 188 Приложение 2.1.2 Характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности (типов темперамента) ........................ 195 Приложение 2.1.3 Характеристики типов темперамента ......................................................... 198 Приложение 2.2.1 Методика «Опросник Стреляу» ...................................................................... 199 Приложение 2.2.2 Методика «Шкала оценок для измерения реактивности» (по Я. Стреляу) .......................................................................... 209 Приложение 2.2.3 Опросник формально-динамических свойств темперамента В.М. Русалова ........................................................................... 211 Приложение 2.2.4 Тест-опросник Г. Айзенка EPi (в адаптации А.Г. Шмелева) ................... 223 Приложение 2.2.5 Методика «Определение темперамента» (личностный опросник Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной) .................................................. 229
Стр.314
Оглавление 315 Приложение 2.2.6 Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента ....... 235 Приложение 2.2.7 Тест «Формула темперамента» ....................................................................... 236 Приложение 2.2.8 Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) ............. 239 Приложение 2.2.9 Методика «Таблицы Шульте» .......................................................................... 243 Приложение 2.2.10 Методика Горбова «Красно-черная таблица» .......................................... 246 Приложение 2.2.11 Методика «Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину» .................................................................................................. 248 Приложение 2.2.12 Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. .................................................... 249 Приложение 2.3.1 Стиль педагогической деятельности. А.К. Маркова, А.Я. Никонова ............................................................................ 250 К главе 3 Приложение 3.1.1 Методика «Самооценка профес сионально педагогической мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) ....................................... 256 Приложение 3.2.1 Характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей общения ........................................................................... 258 Приложение 3.2.2 «Оценка уровня общительности» (разработал В.Ф. Ряховский) ....... 259 Приложение 3.2.3 «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) ........................................................ 261 Приложение 3.2.4 Оценка профес сиональной направленности личности учителя .................................................................................................. 265
Стр.315
316 Оглавление Приложение 3.2.5 Опросник креативности Рензулли ................................................................ 271 Приложение 3.2.6 Классификация мотивов студентов, изучающих иностранный язык ....................................................................... 273 Приложение 3.2.7 Методика заучивания 10 слов А. Р. Лурия .................................................. 275 Приложение 3.2.8 Методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия ........................................................... 276 Приложение 3.3.1 Опросник эмоциональной направленности Б. И. Додонова .............. 282 Приложение 3.3.2 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко .......................................................................................... 284 Приложение 3.3.3 Экспресс-оценка выгорания ............................................................................ 290 Приложение 3.3.4 Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) ...................... 291 Приложение 3.3.5 Методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла ............................................................................................ 300 Приложение 3.3.6 Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина ................. 302 Приложение 3.3.7 Методика САН (самочувствие, активность, настроение) предложена В.А. Доскиным (1973) .............................................................. 308
Стр.316

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ