ББК 7УДК 37.015.3
П44 4
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Подпругина В. В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и
педагогической антропологии МГЛУ, заслуженный работник образования, практический
психолог, магистр психологии.
Рецензенты:
Соколова А. С., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогической
антропологии ИГПН МГЛУ (внутренний рецензент);
Дробышева Т. В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института
психологии РАН (внешний рецензент).
П44
Подпругина В. В.
Личностные особенности как фактор успешности деятельности педагога :
учебно-методическое пособие. — Москва : Проспект, 2021. — 320 с.
ISBN 978-5-392-35511-2
Настоящее учебно-методическое пособие по психологии предназначено для студентов-бакалавров
и магистров, обучающихся по направлениям подготовки 37.04.01 «Психология», 44.04.02
«Психолого-педагогическое образование», а также для студентов вузов, обучающихся по другим
специальностям и изучающим психологию. Пособие включает как теоретические, так и практикоориентированные
материалы, предусмотренные рабочей программой дисциплины «Дифференциальная
психология».
Данное учебно-методическое пособие возникло благодаря накопленному психолого-педагогическому
опыту и запросам студентов, заинтересованных в формировании профессиональных компетенций.
В настоящее время особое внимание в ходе профессиональной подготовки уделяется
таким категориям, как самоорганизация и саморазвитие, способность к позитивному взаимодействию,
владению здоровьесберегающими технологиями, что отражено в универсальных компетенциях:
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Интерес
к профессиональным и личностным качествам педагога, педагога-психолога, и в частности
педагога иностранного языка, у студентов способствовал тому, что были выполнены выпускные
квалификационные работы по данной проблематике, результаты которых отчасти будут представлены
в учебно-методическом пособии.
Глубокая заинтересованность студентов в выявлении своих педагогических способностей, рефлексии,
ментальной представленности как личностных, так и формируемых профессиональных качеств
способствовали дифференциации диагностического материала, направленного в том числе на
исследование лингвистических способностей, значимых для педагога иностранного языка.
Автор благодарен коллегам, мотивированным студентам, которые своей активностью способствовали
зарождению замысла и его реализации в виде данного пособия.
ББК 7УДК 37.015.3
4
Московского государственного лингвистического университета.
Учебное издание
Печатается по решению ученого совета
ПодПругина Виктория ВиктороВна
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР
УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Печать цифровая. Печ. л. 20,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Учебно-методическое пособие
Подписано в печать 02.09.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-35511-2
©© Подпругина В. В., 2021
ООО «Проспект», 2021
Московский государственный
© лингвистический университет, 2021
/16
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................3
Глава 1
БУДУЩЕЕ КАК ПРОЦЕСС
ПРОФЕС СИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
1.1. Психические феномены: развитие, антиципация,
социальное проектирование как детерминанты
профес сионального становления ..............................................................8
1.1.1. Антиципация «видеть вперед» .....................................................10
1.1.2. Социальное проектирование ........................................................12
1.2. Успешность профес сиональной деятельности
как психический феномен ........................................................................16
1.2.1. Критерии профес сиональной успешности ............................19
1.2.2. Профессионализм, компетентность
как успешность деятельности ......................................................21
1.3. Этапы профес сионального становления личности ..........................25
1.3.1. Фазы профес сионального роста
в педагогической деятельности ..................................................28
1.3.2. Личность как субъект сознательной деятельности .............30
1.3.3. Эффекты реализации профессионализма ............................33
Выводы к главе 1 ......................................................................................................38
Перечень практических заданий .......................................................................39
Литература к главе 1 ...........................................................................................40
Глава 2
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Исследования нейродинамических характеристик личности .......46
2.1.1. Структура темперамента по И.П. Павлову ...............................48
Стр.311
312
Оглавление
2.1.2. Динамические характеристики темперамента .....................51
2.1.3. Исследование темперамента в зарубежных школах ..........56
2.2. Свойства темперамента и возможности их диагностики ..............60
2.2.1. Опросники: Я. Стреляу, В.М. Русалова, Г. и С. Айзенк ............60
2.2.2. Экспресс-методики диагностики темперамента ...................66
2.2.3. Определение силы нервных процессов
по психомоторным показателям ................................................71
2.3. Индивидуальный стиль профес сиональной
деятельности педагога ................................................................................73
2.3.1. Стиль деятельности как психологический феномен ...........74
2.3.2. Компоненты и становление индивидуального
стиля деятельности педагога .......................................................75
2.3.3. Личностно-когнитивные стили .....................................................80
Выводы к главе 2 ......................................................................................................85
Перечень практических заданий .......................................................................85
Литература к главе 2 ..........................................................................................86
Глава 3
ГОТОВНОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
В ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Феномен «готовность к профес сиональной деятельности».........91
3.1.1. Структура, компоненты, пути формирования
готовности к профес сиональной деятельности ...................92
3.1.2. Психологическая готовность
к педагогической деятельности ..................................................94
3.2. Профиль личностных особенностей преподавателя
иностранного языка .....................................................................................98
3.2.1. Особенности в профес сиональном общении
учителей иностранного языка .....................................................99
3.2.2. Лингвистические способности как потенциал
специальной деятельности ........................................................ 106
3.2.3. Индивидуально-типические стратегии овладения
иностранным языком ................................................................... 112
3.3. Проявления личности педагога как следствие
профес сиональной деятельности .........................................................117
3.3.1. Синдром «эмоциональное выгорание»:
симптомы, модели, проявления ............................................... 118
Стр.312
314
Оглавление
Приложение 1.3.1
Этапы профес сионального становления
личности по Э.Ф. Зеер ........................................................................................ 181
Приложение 1.3.2
Основные понятия в системе человекознания
по Б.Г. Ананьеву ..................................................................................................... 183
Приложение 1.3.3
Типология личности в карьерном процессе по К.А. Торшиной ........ 184
Приложение 1.3.4
Типология карьерных якорей, определяющие модель
профес сионального роста Э. Шейн ............................................................... 185
Приложение 1.3.5
Уровни мыслительных категорий .................................................................. 186
К главе 2
Приложение 2.1.1
Типичные проявления темпераментальных
особенностей в поведении и деятельности .............................................. 188
Приложение 2.1.2
Характерологические особенности четырех типов
высшей нервной деятельности (типов темперамента) ........................ 195
Приложение 2.1.3
Характеристики типов темперамента ......................................................... 198
Приложение 2.2.1
Методика «Опросник Стреляу» ...................................................................... 199
Приложение 2.2.2
Методика «Шкала оценок для измерения
реактивности» (по Я. Стреляу) .......................................................................... 209
Приложение 2.2.3
Опросник формально-динамических свойств
темперамента В.М. Русалова ........................................................................... 211
Приложение 2.2.4
Тест-опросник Г. Айзенка EPi (в адаптации А.Г. Шмелева) ................... 223
Приложение 2.2.5
Методика «Определение темперамента» (личностный опросник
Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной) .................................................. 229
Стр.314
Оглавление
315
Приложение 2.2.6
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента ....... 235
Приложение 2.2.7
Тест «Формула темперамента» ....................................................................... 236
Приложение 2.2.8
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы
по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) ............. 239
Приложение 2.2.9
Методика «Таблицы Шульте» .......................................................................... 243
Приложение 2.2.10
Методика Горбова «Красно-черная таблица» .......................................... 246
Приложение 2.2.11
Методика «Оценка умственной работоспособности
по Э. Крепелину» .................................................................................................. 248
Приложение 2.2.12
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной
системы и их значение для психологии. .................................................... 249
Приложение 2.3.1
Стиль педагогической деятельности.
А.К. Маркова, А.Я. Никонова ............................................................................ 250
К главе 3
Приложение 3.1.1
Методика «Самооценка профес сионально педагогической
мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) ....................................... 256
Приложение 3.2.1
Характеристика формальной и содержательной
сторон трех стилей общения ........................................................................... 258
Приложение 3.2.2
«Оценка уровня общительности» (разработал В.Ф. Ряховский) ....... 259
Приложение 3.2.3
«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) ........................................................ 261
Приложение 3.2.4
Оценка профес сиональной направленности
личности учителя .................................................................................................. 265
Стр.315
316
Оглавление
Приложение 3.2.5
Опросник креативности Рензулли ................................................................ 271
Приложение 3.2.6
Классификация мотивов студентов,
изучающих иностранный язык ....................................................................... 273
Приложение 3.2.7
Методика заучивания 10 слов А. Р. Лурия .................................................. 275
Приложение 3.2.8
Методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия ........................................................... 276
Приложение 3.3.1
Опросник эмоциональной направленности Б. И. Додонова .............. 282
Приложение 3.3.2
Методика диагностики уровня эмоционального
выгорания В.В. Бойко .......................................................................................... 284
Приложение 3.3.3
Экспресс-оценка выгорания ............................................................................ 290
Приложение 3.3.4
Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) ...................... 291
Приложение 3.3.5
Методика диагностики эмоционального
интеллекта Н. Холла ............................................................................................ 300
Приложение 3.3.6
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина ................. 302
Приложение 3.3.7
Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
предложена В.А. Доскиным (1973) .............................................................. 308
Стр.316