УДК 37.02
ББК 74.04
В17
Р е ц е н з е н т ы:
проректор по образовательной деятельности Гжельского Государственного
Университета
Жданова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института философии и политологии
Министерства образования и науки РК
Дунаев Владимир Юрьевич, доктор философских наук, профессор,
Курганская Валентина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Института философии и политологии
Министерства образования и науки РК
профессор Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии
эк и Социальной Работы, ведущий эксперт международного независимого
Лебедева Светлана Соломоновна, доктор педагогических наук,
спертного совета Скандинавского Института Академической Мобильности
по вопросам педагогики и социальной работы
Ванхемпинг Э. Г., Сальцева С. В., Сейдуманова А. С. Прыжок в «цифру»: трансВ
монографии анализируется динамика трансформаций в сфере обраформации
образования в условиях глобальной дигитализации. — СПб.: Издательско-полиграфическая
ассоциация высших учебных заведений, 2020. — 288 с.
зования, уделяется особое внимание феномену глобальной дигитализации
и образовательным практикам, ориентированным на подготовку кадров для
цифровой экономики. В работе представлен компаративный анализ «цифро»ориентированных»
особенностей дистанционного обучения в условиях «ковидных»
ограничений 2020 года в постсоветских и скандинавских странах на
примере опыта России и Финяндии. Прослежен генезис и специфика модернизационных
трансформаций моделей образования в этих странах. Особое
внимание уделено ресурсам применения биографического метода, методов
визуальной социологии, метода «кейс-стади», активистских методов в компаративных
исследованиях социальной реальности в институциях образования
в «до-ковидный» период и в условиях «ковидных» ограничений. Монография
рекомендована для применения в научно-образовательном процессе высшей
школы по дисциплинам, связанным с академической мобильностью, социологией
образования, социологией социальных проблем, инновационной педагогикой,
педагогической психологией. Обращение к данному научному изданию
актуально в учебном процессе средних школ, программах профессиональной
переподготовки профессионалов образования, а также может быть полезным
в ходе формирования тематики научно-исследовательских работ студентов, магистрантов,
докторантов.
© Ванхемпинг Э. Г., Сальцева С. В.,
Сейдуманова А. С., 2020
© Институт практической психологии «Иматон»
© Скандинавский институт академической
мобильности, 2020
ISBN 978-5-91155-097-4
© Издательско-полиграфическая ассоциация
высших учебных заведений, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .........................................................................6
Введение (блиц-формат) ............................................................. 10
Глава 1. Теоретико-методологические и практические
аспекты цифровых трансформаций отечественного
образования ...................................................................................11
1.1. Генезис дигитального дистанционного обучения
в «до-ковидный» период и в условиях «ковидной»
перезагрузки весны 2020 ..................................................... 11
1.2. Специфика дискурса о цифровой трансформации
школы в зарубежной и отечественной аналитике ............. 31
1.3. Многообразие оценок образовательных практик
в дихотомии «благополучие — неблагополучие»
с позиций социологии социальных проблем .................... 50
1.4. Академическая мобильность в условиях
ограничительных мер: от офф-лайн ретроспективы
болонских трансформаций к он-лайн перспективе
цифровой «дозагрузки» контента краткосрочных
исследовательских стажировок
(эмпирические аспекты) ....................................................... 67
Глава 2. Образовательные практики в фокусе кейс-стади:
опыт преподавания в «до-ковидный» период и в условиях
ограничительных мер «удалёнки» весны 2020 года
(исследовательская коллекция эмпирических кейсов ) .............93
2.1. Актуальные компетенции, ценности, установки
цифрового обучения в школе: форсайтный подход
(Капкова Е. Е.) ..................................................................... 96
2.2. Опыт преподавания и внедрения цифровых практик
в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении «Лицей №14 имени Заслуженного учителя
Российской Федерации А.М. Кузьмина», г. Тамбов
(Андрющенко А.Р.) ................................................................ 99
2.3. Экспертное мнение о Скандинавском
веб-интенсиве «Финский опыт цифрового обучения
и особенности учебно-методического процесса»
(Андрющенко А.Р., Суворова Т.В.) ........................................ 101
3
Стр.3
2.4. Опыт дистанционного обучения дошкольников
в условиях самоизоляции, г. Тирана, Албания
(Биба Е.Л.) ............................................................................ 103
2.5. Педагогические достижения в МБОУ гимназия № 44,
г. Пенза и опыт дистанционного обучения весной 2020
(Воеводина О. И.) ................................................................. 109
2.6. Обобщение опыта работы по цифровому обучению
МБОУ «Гимназия № 25» г. Архангельска
(Агапитова А. Г.) .................................................................. 116
2.7. Обеспечение индивидуального подхода к обучению
с помощью цифровых образовательных платформ:
из личного опыта педагогической работы
в Гимназии № 25, г. Архангельск (Зайцева О. Б.) .............. 119
2.8. Ученические цифровые практики в образовательном
пространстве современной школы: опыт работы
Турунтаевской средней школы №1, Республика Бурятия
(Карбаинова Л. Л., Родионова С. Н., Родионова С. Л.,
Трофимова И. Н.) ................................................................. 121
2.9. Учителя-активисты как проводники изменений
в сфере цифрового обучения и дигитальной
«перезагрузки» весны 2020 года: опыт лицея № 110,
г. Екатеринбург (Черноуцан Е.А.) ......................................... 122
2.10. К перспективам создания международной
энциклопедии биографических кейсов педагогов
разных регионов мира: старт пилотного проекта .............. 128
Глава 3. Финский опыт модернизационных трансформаций
и реформирования системы образования .................................136
3.1. Некоторые особенности контентов о финском
образовании в русскоязычном информационном
пространстве ........................................................................ 137
3.2. Система школьного образования Финляндии
как исследовательская площадка отбора педагогических
технологий, эффективных для применения
в постсоветских странах ...................................................... 149
3.3. Институциональные и организационные аспекты
подготовки кадров для цифровой экономики
в финских школах ................................................................ 159
4
Стр.4
3.4. Высшее образование в Финляндии: инновации
и финансирование в условиях реформирования
и модернизации «до-ковидного» периода ......................... 173
3.5 Отличительные особенности школ в Финляндии
в экспертных оценках финских и российских педагогов
(материалы прикладного исследования) ............................ 209
3.6. Социальная повседневность финских учебных
заведений: материалы визуальных исследований
с элементами «Case-Study» и «Action Research»
от акторов образовательных и стажировочных
практик в Финляндии ......................................................... 226
3.6.1.Погружение в повседневную жизнь среднего
специального учебного заведения Финляндии
(Пуумалайнен Е.) ............................................................. 227
3.6.2. Биографические кейсы социального
иммерсинга в локальное комьюнити Финляндии
на примере шведоязычного города Вааса
(Кучаева Ю.) .................................................................... 234
3.6.3. Социальная ответственность и социальное
равенство в обыденной реальности региона
Сейнайоки (Турниязова А.) ............................................. 246
3.6.4. Экологическая культура: человек и природа
в Финляндии (Марттила Т.) ......................................... 251
3.7. Социокультурное окружение финской школы:
анализ стиля и качества жизни локальных комьюнити
на примере региона Сейнайоки
(социально-антропологический подход) ........................... 256
Заключение ...........................................................................269
Библиография .......................................................................273
Стр.5