МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ
ЕДИНОБОРЦЕВ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
Стр.1
УДК 796.8:793.4 (075.8)
ББК 75.715: 75.5Я73
Б 20
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета.
Протокол № 3 от 12.04.2022
Р е ц е н з е н т ы
А. В. Гаськов, д-р пед. наук, проф.,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Э. В. Любарская, канд. пед. наук, доц.,
Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления
Текст печатается в авторской редакции
Б 20
Балдаев К. В.
Применение специализированных подвижных игр в подготовке
единоборцев: учебно-методическое пособие / К. В. Балдаев,
Б. В. Дагбаев, Г. Б. Бардамов, О. А. Куликова. — Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2022. — 56 с.
ISBN 978-5-9793-1722-9
Учебно-методическое пособие содержит подробное описание специализированных
подвижных игр, которые мы рекомендуем использовать в вольной борьбе.
Применение специализированных подвижных игр в учебно-тренировочном
процессе оказывает положительное влияние на специальную физическую и тактико-техническую
подготовленность занимающихся.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки
49.03.01 Физическая культура.
УДК 796.8:793.4 (075.8)
ББК 75.715: 75.5Я73
ISBN 978-5-9793-1722-9
© К. В. Балдаев, Б. В. Дагбаев, Г. Б. Бардамов, О. А. Куликова, 2022
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
Стр.2
Содержание
Предисловие………………………………………………………. 4
Глава I. Роль специализированных подвижных игр в практике
подготовки борцов
1.1. Ретроспективный анализ теории игр…………….…….. 7
1.2. Игра как средство и как метод физического воспитания
и спортивной тренировки…………………………………….. 9
1.3. Структурные компоненты игры……………………….... 17
1.4. Роль подвижных игр в совершенствовании двигательных
умений и качеств………………………………………………. 19
Вопросы и задания…………………………………………..… 23
Литература для студентов………………………………….. 23
Глава II. Методические особенности применения специализированных
подвижных игр
2.1. Методика обучения технико-тактическим действиям
в вольной борьбе на этапе начальной специализации………. 24
2.2. Роль специализированных подвижных игр в техникотактической
подготовке юных борцов вольного стиля……. 27
2.3. Методические особенности использования специализированных
подвижных игр в вольной борьбе…………………. 31
2.4. Методы контроля эффективности использования специализированных
подвижных игр…………………………….. 38
Вопросы и задания………………………………………….…. 41
Литература для студентов………………………..………… 41
Заключение…………………………………….………………… 42
Библиографический список……………………………………. 44
Приложения…………………………………………………...….. 49
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Согласно ФГОС 3++ по направлению подготовки 49.03.01 Физическая
культура выпускник, освоивший программу бакалавриата
(профиль — спортивная тренировка), должен владеть основными
понятиями спортивной тренировки, организовывать учебнотренировочный
процесс с соблюдением принципов, требований нормативных
актов; адекватно применять средства и методы спортивной
тренировки.
Дисциплину «Повышение спортивного мастерства» выбирают
студенты, которые занимаются вольной борьбой, способствующей
гармоничному развитию. Юноши и девушки отличаются высоким
уровнем физической подготовленности и, конечно же, обладают необходимыми
умениями и навыками. В практике подготовки юных
борцов очень часто встречаются случаи, что программный материал,
методика тренировки и обучения экстраполируются со взрослого
контингента занимающихся на юношей и детей, отмечается
слишком ранняя специализация, недооцениваются возрастные периоды
психического развития детей и подростков в процессе подготовки
спортивного резерва.
Как правило, тренеры-преподаватели часто технико-тактическую
подготовку осуществляют путем изучения приемов, постепенно включая
их в борьбу. При этом бытует мнение, что базовые элементы
технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения,
захваты, освобождения от захватов, теснения, маневрирования и др.
элементарные действия) осваиваются спортсменами сами по себе,
автоматически.
Для того чтобы успешно реализовать разученные приемы во
время ведения поединка, необходимо обладать навыками ведения
борьбы, «чувствовать дистанцию», научиться бороться в захвате,
рационально перемещаться по ковру, уметь перестраиваться в ответ
на действия соперника и др. Формирование таких навыков — довольно
длительный и сложный в методическом плане процесс.
Большие перспективы имеет игровой метод, используемый в
различных видах спорта, включая и спортивную борьбу [8; 12; 17;
22; 28; 29]. Игровой метод в отличие от метода строго регламентированного
упражнения в большей степени требует проявления
4
Стр.4
творчества и креативности, формируя основы ведения единоборства.
В
пособии представлены теоретические и методические аспекты
использования специализированных подвижных игр в вольной
борьбе с учетом требований соревновательной деятельности, отражены
способы повышения спортивного мастерства спортсменов.
В пособии авторы рекомендуют список основной и дополнительной
литературы, имеющейся в библиотечном фонде БГУ.
Место дисциплины в структуре ООП. «Повышение спортивного
мастерства» относится к дисциплине по выбору вариативной части
блока Б 1. В. ДВ 6 в структуре ФГОС 3++ направления 49.03.01
Физическая культура, профиль — спортивная тренировка.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
профессиональных компетенций:
разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы
конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового
спорта (ПК-11);
использовать в процессе спортивной подготовки средства и
методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать
восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся,
применять методики спортивного массажа (ПК-12); использовать
актуальные для избранного вида спорта технологии управления
состоянием человека, включая педагогический контроль и
коррекцию (ПК-13);
осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты
индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать
спортивную форму (ПК-15);
В результате освоения дисциплины студент должен
ЗНАТЬ:
Основные положения документов, регламентирующих деятельность
преподавателя-тренера по вольной борьбе;
Методику обучения двигательным действиям;
Основы техники выполнения упражнений;
Основы спортивной тренировки с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей личности занимающихся;
Основные формы и методы проведения воспитательной работы
в учебно-спортивных организациях (планирование, организация,
анализ, контроль).
5
Стр.5
УМЕТЬ:
Организовывать учебно-тренировочный процесс в секциях
вольной борьбы в соответствии с особенностями и возможностями
занимающихся;
Проводить отбор в секции, учитывая психологические данные,
антропометрические и медицинские показания;
Составить основные документы планирования, учета и отчетности
учебно-воспитательной работы в учебно-спортивных организациях;
Анализировать технику упражнений и своевременно устранять
ошибки при выполнении элементов;
Оценивать физическое развитие, психическое состояние; психологическую,
физиологическую и тактико-техническую подготовленность
занимающихся в секциях, группах.
ВЛАДЕТЬ:
Техникой вольной борьбы, соответственно спортивной квалификации;
Способами анализа нормирования объема и интенсивности
нагрузок в вольной борьбе;
Навыками диагностики функционального и психического
состояния спортсмена;
Навыками составления документов планирования и организации
учебно-тренировочного процесса.
Основной задачей учебно-методического пособия является
изучение теоретико-методических основ применения специализированных
подвижных игр в практике подготовки борцов вольного
стиля в рамках дисциплины «Повышение спортивного мастерства».
6
Стр.6