Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638238)
Контекстум
Электро-2024

Методика преподавания литературы в многонациональных учебных коллективах : учебное пособие (999,60 руб.)

0   0
Первый авторХайруллина
АвторыСигова В.К.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц374
ID780297
АннотацияДанное издание представляет собой дополнительный модуль к дисциплине «Методика преподавания литературы» и может быть использовано в городах-мегаполисах и регионах РФ с многонациональным составом населения. Особенностью пособия является то, что в нем рассматриваются вопросы преподавания не только русской, но и других национальных литератур, с которыми русская литература находится в тесной взаимосвязи и постоянном взаимодействии. В качестве основных принципов изучения литературы авторы предлагают принцип «диалога культур», принцип изучения литератур в их взаимодействии и взаимосвязях, а также сравнительно-сопоставительный подход, позволяющий увидеть не только общность русской и национальных литератур, но и их специфику и своеобразие. Особое внимание уделяется учету специфики восприятия русской литературы нерусскими учащимися, проблемам духовно-нравственного воспитания, а также эмоционально-образным методам обучения (использование аудио- и видеосредств в процессе обучения литературе). В составе авторского коллектива ведущие ученые из МПГУ и Российского нового университета. Учебное пособие адресовано студентам классических и педагогических университетов, обучающимся по специальности «Филология» и «Педагогическое образование. Русский язык и литература».
ISBN978-5-4499-0760-8
УДК372.882(075)
ББК74.268.39(=411.2)я73
Хайруллина, Р.З. Методика преподавания литературы в многонациональных учебных коллективах : учебное пособие / В.К. Сигова; Р.З. Хайруллина .— Москва : Директ-Медиа, 2020 .— 374 с. — ISBN 978-5-4499-0760-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/780297 (дата обращения: 07.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_преподавания_литературы_в_многонациональных_учебных_коллективах__учебное_пособие.pdf
УДК 372.882(075) ББК 74.268.39(=411.2)я73 М54 Авторский коллектив: Д. В. Абашева, М. И. Агаркова, Т. М. Колядич, В. К. Сигов, Р. З. Хайруллин, Р. Х. Шаряфетдинов. М54 учебных Р. З. Хайруллина и В. К. Сигова. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 373 с. ISBN 978-5-4499-0760-8 Данное издание представляет собой дополнительный модуль к дисциплине «Методика преподавания литературы» и может быть использовано в городахмегаполисах и регионах РФ с многонациональным составом населения. Особенностью пособия является то, что в нем рассматриваются вопросы преподавания не только русской, но и других национальных литератур, с которыми русская литература находится в тесной взаимосвязи и постоянном взаимодействии. В качестве основных принципов изучения литературы авторы предлагают принцип «диалога культур», принцип изучения литератур в их взаимодействии и взаимосвязях, а также сравнительно-сопоставительный подход, позволяющий увидеть не только общность русской и национальных литератур, но и их специфику и своеобразие. Особое внимание уделяется учету специфики восприятия русской литераМетодика преподавания литературы в многонациональных коллективах : учебное пособие / под ред. туры нерусскими учащимися, проблемам духовно-нравственного воспитания, а также эмоционально-образным методам обучения (использование аудиои видеосредств в процессе обучения литературе). В составе авторского коллектива ведущие ученые из МПГУ и Российского нового университета. Учебное пособие адресовано студентам классических и педагогических УДК 372.882(075) ББК 74.268.39(=411.2)я73 ISBN 978-5-4499-0760-8 © Хайруллин Р. З. и Сигов В. К., редакция, 2020 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020 университетов, обучающимся по специальности «Филология» и «Педагогическое образование. Русский язык и литература».
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 5 ГЛАВА I. Научно-теоретические основы изучения литературы в многонациональных учебных коллективах .............................................. 11 § 1. Философские, культурологические и психологопедагогические основы изучения литературы в многонациональных учебных коллективах .......................................... 11 § 2. Компаративистика как основной метод изучения литературного процесса ............................................................................ 26 § 3. Типологические схождения как форма межлитературного процесса (на примере русской, татарской и чувашской литератур) ..... 44 § 4. Литература народов России как составная часть школьного литературного образования ................................................... 58 § 5. О национальных картинах мира ........................................................ 90 § 6. Миф и национальная литература ......................................................108 § 7. Современная национальная русскоязычная литература в литературном контексте XXI века (на примере творчества русскоязычных писателей Республики Татарстан) ...............................120 ГЛАВА II. Методические основы изучения литературы в многонациональном учебном коллективе ...............................................131 § 1. Культуроведческий подход в изучении русской и национальных литератур в многонациональном учебном коллективе ..................................................................................131 § 2. Методические принципы изучения отечественной литературы ...133 § 3. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы ...........135 § 4. Формирование культуры межнационального общения и общероссийского самосознания учащихся в процессе изучения литературы в многонациональном классе .............................142 ГЛАВА III. Нравственно-эстетический потенциал художественного произведения и пути его актуализации для учащихся в опоре на общечеловеческие ценности и понятия ..................................................155 § 1. Культурно-национальная ситуация в средних учебных заведениях Москвы и педагогические задачи учителей-словесников...............................................................................155 3
Стр.4
§ 2. Диалектика соотношения национально-характерного и общечеловеческого в литературе и пути раскрытия этого явления на уроке русской литературы в многонациональном классе ...................................................................164 § 3. Актуализации общечеловеческого потенциала произведений русской литературы в старших классах ..........................172 § 4. Сопоставительный анализ литературно-художественных произведений, образов и явлений в многонациональном учебном коллективе ..................................................................................189 § 5. Анализ различных литературоведческих интерпретаций как средство активизации исследовательского поиска учащихся .......215 § 6. «Русский текст» в многонациональной российской литературе ХХ века ...................................................................................222 ГЛАВА IV. Роль аудиовизуальных компонентов в углублении восприятия многонациональной учебной аудиторией эмоционально-образного содержания литературного произведения .......246 § 1. Роль аудиовизуальных средств обучения в интерпретации современной методической науки ..............................246 § 2. Музыка при изучении литературы в многонациональной группе ...................................................................253 § 3. Иллюстрация, портрет, живопись, кино на уроке русской литературы эмоционально-образного типа ..............................264 ГЛАВА V. Занятия и внеаудиторная работа в многонациональных классах. Практикум .................................................280 § 1. Методическая разработка цикла уроков и внеклассных мероприятий по литературе, посвящённых жизни и творчеству А. С. Пушкина ...........................................................................................280 § 2. Методическая разработка-конспект урока «М. Ю. Лермонтов — поэт и художник. Тема Кавказа в картинах и стихах поэта». Для многонационального класса ............338 § 3. Методическая разработка-конспект урока «Тема любви в лирике А. А. Блока». Для многонационального класса .....................343 § 4. Методическая разработка-конспект урока «Лирика М. И. Цветаевой». Для многонационального класса .............356 § 5. Методическая разработка-конспект урока «Граница как один из участков художественного пространства в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» ...............................364 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 370
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст