УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 8-е изд.,
– 1 файл pdf : 399 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-05531-9
му чтению для 2В пособии представлены поурочные разработки по литературно- класса, составленные в соответствии с требованиями
ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др.
УМК «Школа России» (М.: Просвещение), входящему в действующий
федеральный перечень учебников. Помимо подробного плана работы
над произведениями, включенными в программу, сценарий каждого
урока содержит тексты для речевой разминки, игровые и нестандартные
задания, дополнительный материал для учителя.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических
вузов и колледжей.
гг. выпуска.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
7-е изд. – Москва : ВАКО, 2021. – 400 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05526-5. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05531-9
©© ООО «ВАКО», 2015
ООО «ВАКО», 2020,
с изменениями
2021 Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. 2019– Л.Ф.Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Планируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
р о к 1. Знакомство с учебником по литературному чтению
для 2 класса. Постановка учебных задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
УСамое великое чудо на свете
У р о к 2. Игра «Крестики-нолики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
У р о к 3. Введение в тему «Самое великое чудо на свете» . . . . . . . . . . 19
У р о к 4. Знакомство с библиотекой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
р о к 5. История книги. Подготовка устного сообщения
на основе иллюстраций и текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 6. Готовим проект «История книги» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
УУстное народное творчествор о к 7. Вводный урок раздела «Устное народное творчество» . . . . . 32
УУ р о к 8. Пословицы и поговорки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
р о к 9. Русские народные песни, потешки и прибаутки .
Находим образные слова и выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
р о к 11. Загадки. Сравнение предмета загадки и отгадки . . . . . . . . 47
УУ р о к 10. Скороговорки, считалки, небылицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
УСказкир о к 12. Ю. Коваль «Сказки». Что такое народная сказка? . . . . . . . 53
У р о к 13. Русская народная сказка «Петушок и бобовое
зернышко» . Восстановление сказочного текста на основе
картинного плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
У р о к 14. Интонация – способ передачи отношения к событиям
и героям сказки «У страха глаза велики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 15. Русская народная сказка «Лиса и тетерев» .
Характеристика героев сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 16. Русская народная сказка «Каша из топора» .
Особенности бытовой сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
У р о к 17. Поговорим о самом главном . Русская народная сказка
«Лиса и журавль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
У р о к 18. Рубрика «Как хорошо уметь читать» . Русская народная
сказка «Гуси-лебеди». Самостоятельное чтение . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 19. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» . Определение
главной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
УУ р о к 20. Рубрика «Проверим себя». Викторина по сказкам . . . . . . . 75
р о к 21. КВН «Обожаемые сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.394
394
Содержание
УЛюблю природу русскую. Осеньр о к 22. Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
У р о к 23. Слово как средство создания картины осени .
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
У р о к 24. Слово как средство создания картины ранней
А. и поздней осени . К. Бальмонт «Поспевает брусника…»,
Плещеев «Осень наступила…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
У р о к 25. А. Фет «Ласточки пропали…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 26. Сравнение стихотворений. «Осенние листья» – тема
для поэтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
У р о к 27. Сравнение художественного и научно-познавательного
текстов . В. Берестов «Хитрые грибы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
У р о к 28. Рубрика «Как хорошо уметь читать». М. Пришвин
«Осеннее утро» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
У р о к 29. Рубрика «Проверим себя» . Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
УРусские писателир о к 30. Введение в раздел «Русские писатели» . Рубрика
«Что уже знаем и умеем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
У р о к 31. Знакомство с жизнью и творчеством А. Пушкина .
Вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб
зеленый…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
У р о к 32. Особенности языка произведения А. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
У р о к и 33, 34. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .
Деление текста на смысловые части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 35. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» . Сравнение
литературной и народной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
У р о к 36. Знакомство с жизнью и творчеством И. Крылова .
Басня «Лебедь, Щука и Рак» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 37. Подготовка к чтению по ролям. И. Крылов «Стрекоза
и Муравей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
У р о к 38. Знакомство с жизнью и творчеством Л. Толстого .
Подготовка устного сообщения об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
У р о к 39. Л. Толстой «Котенок». Подготовка к пересказу
на основе вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 40. Рубрика «Поговорим о самом главном» . Беседы
на нравственную тему. Л. Толстой «Правда всего дороже» . . . . . 135
У р о к и 41, 42. Рубрика «Как хорошо уметь читать». Л. Толстой
«Филипок» . Определение главной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
УУО братьях наших меньшихр о к 44. Вводный урок раздела «О братьях наших меньших» . . . . 146
р о к 45. И. Пивоварова «Жила-была собака…» . Учимся
придумывать рассказ о животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к 43. Рубрика «Проверим себя» . Обобщение по разделу
«Русские писатели» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Стр.395
Содержание
УУ р о к 46. В. Берестов «Кошкин щенок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
395
р о к 47. Домашние животные. Учимся придумывать рассказ
о животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
У р о к и 48, 49. М. Пришвин «Ребята и утята» . Учимся
оценивать поступки героев. Деление текста на части,
составление плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к и 50, 51. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Главная
мысль . Герой рассказа и его характеристика. Определение
отношения автора к героям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
У р о к 52. Б. Житков «Храбрый утенок». Наблюдаем
за поступками героев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 53. В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать
события рассказа . Пересказ на основе вопросов . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 54. Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. Бианки
«Сова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
У р о к 55. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«О братьях наших меньших» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 56. Готовим проект «Пишем статью в школьную
стенгазету» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
УЛюблю природу русскую. Зимар о к 57. Вводный урок раздела «Люблю природу русскую.
Зима» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
УУ р о к 58. Сравниваем стихи о первом снеге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
р о к 59. Олицетворение как средство создания образа . Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
У р о к 60. Олицетворение как средство создания образа . С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» . . . . . . . . . . . 189
У р о к 61. Особенности лирических произведений А. Пушкина.
Стихи о зиме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
У р о к 62. Рубрика «Поговорим о самом главном» . Русская
народная сказка «Два Мороза». Беседа на нравственную
тему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 63. Рубрика «Как хорошо уметь читать». С. Михалков
«Новогодняя быль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
УУ р о к 64. Контрольная работа за I полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
р о к 65. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Зима» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 66. Игра «Поле чудес» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
УПисатели – детям
У р о к 67. Вводный урок раздела «Писатели – детям» . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 68. Знакомство с творчеством К. Чуковского. «Путаница» . . . 216
р о к 69. К. Чуковский «Радость» . Сравнение произведений
«Путаница» и «Радость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к и 70, 71. К. Чуковский «Федорино горе» . Особенности
авторского текста. Подготовка к чтению по ролям . . . . . . . . . . . . 223
У р о к 72. Знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова.
«Сила воли» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Стр.396
396
Содержание
У р о к 73. С. Михалков «Мой щенок». Герои поэтического текста .
Анализ поступков героев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
УУ р о к 74. А. Барто «Веревочка». Особенности авторского текста . . . 233
УУ р о к 76. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Носова . . . . . . . . 238
р о к 75. А. Барто «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая
душа» . Определяем характер героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
р о к 77. Н. Носов «Затейники». Составляем план
произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к и 78, 79. Н. Носов «Живая шляпа». Герои произведения .
Оценка их поступков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к 80. Рубрика «Поговорим о самом главном». В. Осеева
«Синие листья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
У р о к и 81, 82. Рубрика «Как хорошо уметь читать»: Н. Носов
«На горке» . Оценка понимания текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 83. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«Писатели – детям» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
УУЯ и мои друзьяр о к 84. Вводный урок раздела «Я и мои друзья» . . . . . . . . . . . . . . . 258
р о к 85. Ю. Ермолаев «Два пирожных» . Определяем свое
отношение к герою. Учимся пересказывать текст от лица
героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к и 86, 87. В. Осеева «Волшебное слово» . Определяем
свое отношение к герою. Учимся пересказывать текст
от лица героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
У р о к 88. В. Осеева «Хорошее». Учимся понимать, что хотел
сказать автор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 89. В. Лунин «Я и Вовка». Определяем главную мысль
произведения . Наблюдаем за поступками героев . . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 90. Рубрика «Поговорим о самом главном». Стихи
о дружбе и обидах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к и 91, 92. Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. Осеева
«Почему?» . Оценка качества чтения и понимания текста . . . . . . 274
У р о к 93. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«Я и мои друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
УЛюблю природу русскую. Веснар о к 94. Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
У р о к 95. Стихи Ф. Тютчева о весне . Учимся передавать
настроение поэта с помощью голоса и интонации . . . . . . . . . . . . 286
У р о к 96. А. Плещеев «Весна» . Учимся находить слова, которые
помогают увидеть картины природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
УУ р о к 97. С. Дрожжин «Весеннее царство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
У р о к 98. А. Блок «На лугу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
У р о к 99. А. Плещеев «В бурю» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
У р о к 100. И. Бунин «Матери» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
р о к 101. Е. Благинина «Посидим в тишине» . Сравнение
стихотворений разных поэтов на одну тему . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Стр.397
Содержание
397
У р о к 102. Рубрика «Как хорошо уметь читать» . Э. Мошковская
«Я маму мою обидел…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
У р о к 103. Рубрика «Поговорим о самом главном» . С. Васильев
«Белая береза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
УИ в шутку и всерьез
У р о к 104. Готовим проект ко Дню Победы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
У р о к 105. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
У р о к 106. Вводный урок раздела «И в шутку и всерьез» . . . . . . . . . 315
р о к 107. А. Введенский «Ученый Петя» . Особенности
юмористического произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
У р о к 108. Д. Хармс «Вы знаете?..» . Учимся определять
комические ситуации в тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
У р о к 109. Стихи И. Токмаковой. Знакомство с творчеством
И. Токмаковой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
У р о к и 110, 111. Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха . Сочиняем
смешное произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
У р о к 112. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» .
Комическая ситуация – основа юмористического
произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
У р о к 113. Стихи Э. Успенского . Комическая ситуация –
основа юмористического произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
У р о к и 114, 115. Э. Успенский «Чебурашка». Узнаем, что такое
сценарий . Учимся писать сценарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
У р о к и 116, 117. Рубрика «Поговорим о самом главном» .
В. Драгунский «Тайное становится явным» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
У р о к и 118, 119. Г. Остер «Будем знакомы». Учимся понимать
тему текста . Учимся пересказывать текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
УУ р о к 120. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» . . . . . . . . . 352
УЛитература зарубежных странр о к 122. Вводный урок раздела «Литература зарубежных
стран» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
У р о к 123. Английские народные песенки . Сравниваем разные
переводы одного и того же произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к и 124–126. Ш. Перро «Кот в сапогах». Составляем отзыв
на книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
У р о к и 127, 128. Е. Шварц «Красная Шапочка». Особенности
пьесы . Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
У р о к и 129, 130. Рубрика «Как хорошо уметь читать».
Г.-Х. Андерсен «Огниво» . Оценка понимания текста . . . . . . . . . . 374
р о к 121. Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа . . . . . . . 357
У р о к 131. Рубрика «Поговорим о самом главном» . Песенки
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» . . . . . . . . . . . . . . 378
У р о к 132. Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу
«Литература зарубежных стран» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к 133. Контрольная работа за II полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
УУ р о к 134. КВН «Цветик-семицветик» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
р о к и 135, 136 (резервные). Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Стр.398