Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Спорт и система подготовки спортсменов (для СПО) (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторФискалов В. Д.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц197
ID774282
АннотацияУчебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта. Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, а также учащихся и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
Кем рекомендованоФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования
ISBN978-5-9718-2462-8
УДК796.072(075.8)
ББК75.15я73
Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов (для СПО) : учебник / В.Д. Фискалов .— Москва : Советский спорт, 2010 .— 197 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-2462-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/774282 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Спорт_и_система_подготовки_спортсменов_(для_СПО).pdf
УДК 796.072 ББК 75.15Я73 Ф63 ПРЕДИСЛОВИЕ Рецензенты: Костюченко В.Ф. – заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор; Яхонтов Е.Р. – доктор педагогических наук, профессор; Лейбович А.Н. – доктор педагогических наук, профессор. Фискалов В. Д. Ф63 Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с. : ил. ISBN 978-5-9718-2462-8 Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта. УДК 796.072 ББК 75.15Я73 Художник Д.В. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина. Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ № Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат 60901 /16 . ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90. Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru Отпечатано с электронной версии в ООО «Универсум». 214014, г. Смоленск, ул. Герцена, 2. Тел./факс (4812) 64-70-49. E-mail: www.uni@shu.ru ISBN 978-5-9718-2462-8 © Фискалов В. Д., 2010 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2010 Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. В представленном учебном материале предпринята попытка обобщить концептуальные подходы известных теоретиков, определивших лицо отечественной научно-методической школы подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова, В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации применительно к чтению теоретического курса дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортсменов», обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура». Предлагаемое содержание теоретического курса разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по физической культуре и спорту второго поколения. Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание главных концептуальных положений, составляющих принципиальное содержание современных теоретических основ спортивной подготовки, увязав их в единую систему. Задачи курса: • закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисциплинам специализации; 3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ 5.2. Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе ........................................................ 62 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 68 Предисловие .................................................................................................................. 3 ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта .................................... 5 Глава 1. Сущность, функции и основные направления развития современного спорта .................................................................................................. 7 1.1. Общая характеристика физической культуры и спорта ................. 7 1.2. Классификация видов спорта ................................................................... 9 1.3. Определение статуса спортсмена, его права и обязанности .......... 11 1.4. Основные направления развития спортивного движения ............. 13 1.5. Социальные функции спорта ................................................................... 18 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 22 Глава 2. Общая характеристика системы спортивной подготовки ......... 23 2.1. Определение системы спортивной подготовки ................................. 23 2.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки ....................................................................................................... Глава 6. Современные проблемы спорта высших достижений ................. 68 6.1. Проблемы международного спортивного движения ....................... 68 6.2. Проблемы идеологии и политики в спорте ......................................... 69 6.3. Проблемы коммерциализации и профессионализации спорта .... 71 6.4. Проблемы организации «справедливой игры» (фэйр плэй) .......... 87 6.5. Проблемы обеспечения безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий .......................................................................... 92 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 96 ЧАСТЬ II. Система спортивной подготовки .................................................... 99 24 2.3. Система тренировки .................................................................................... 26 2.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности .......................................................... 28 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 34 Глава 3. Система спортивных соревнований и характеристика соревновательной деятельности ........................................................................... 35 3.1. Определение соревновательной деятельности и ее структура ..... 35 3.2. Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности .............................................................. 38 3.3. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализированная система состязаний ................................. 43 3.4. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов ................................................................................ 45 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 50 Глава 4. Спортивные достижения и тенденция их развития .................................................................................................................... 51 4.1. Определения спортивных достижений и спортивных результатов. Их значимость и критерии оценки ............................... 51 4.2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений ........ 55 4.3. Тенденции развития спортивных достижений .................................. 58 Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 60 Глава 5. Тенденции развития спорта высших достижений и направления совершенствования системы спортивной подготовки ... 61 5.1. Особенности современного развития спорта высших достижений ..................................................................................................... 388 61 Глава 7. Средства и методы спортивной тренировки, тренировочные и соревновательные нагрузки ................................................ 101 7.1. Средства спортивной тренировки .......................................................... 101 7.2. Методы спортивной тренировки ............................................................. 105 7.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки .................................. 109 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 115 Глава 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки ....... 115 8.1. Факторы, определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса ........................................................................... 115 8.2. Этапы многолетнего тренировочного процесса ................................. 119 8.3. Основные методические положения оптимизации тренировки в процессе многолетнего совершенствования .................................... 123 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 124 Глава 9. Специфические принципы построения многолетнего тренировочного процесса ........................................................................................ 125 9.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки .............................................................................. 125 9.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация тренировочно-соревновательного процесса ......... 128 9.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ... 129 9.4. Избирательная направленность и единство различных сторон подготовки ........................................................................................ 136 9.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса .................................. 138 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 143 Глава 10. Выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и система отбора в многолетней подготовке спортсменов ......................... 144 10.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности ......................................................... 144 389
Стр.195
10.2. Организационные аспекты отбора ......................................................... 147 10.3. Методические аспекты отбора ................................................................. 151 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 162 Глава 11. Методика развития физических способностей ........................... 163 11.1. Понятие о физических способностях .................................................... 163 11.2. Основные закономерности формирования физических способностей ................................................................................................... 164 11.3. Методика воспитания скоростных способностей ............................. 167 11.4. Методика воспитания силы ...................................................................... 174 11.5. Методика воспитания выносливости .................................................... 183 11.6. Методика воспитания гибкости .............................................................. 190 11.7. Методика воспитания координационных способностей ................ 193 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 199 Глава 12. Техническая подготовка спортсменов ............................................ 200 12.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки ......... 200 12.2. Основы методики технической подготовки ........................................ 206 12.3. Основные стадии и этапы совершенствования технической подготовленности ......................................................................................... 207 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 211 Глава 13. Тактическая подготовка спортсменов ............................................. 212 13.1. Структура тактической подготовленности в разных видах спорта ................................................................................................................ 212 13.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности ................................................................................................... 216 13.3. Средства и методы овладения тактическими действиями ............. 217 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 220 Глава 14. Основные концепции и технология построения больших тренировочных циклов ........................................................................... 221 14.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки ...................................................................................................... 221 14.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (по Л.П. Матвееву) ....................................................................................... 223 14.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели построения круглогодичной тренировки ............................................. 225 14.4. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, предложенной Ю.В. Верхошанским .................................................................................... 228 14.5. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком .... 235 14.6. Технология построения больших тренировочных циклов ............ 237 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 240 390 Глава 15. Основные технологические подходы к построению средних циклов подготовки (мезоциклов) ....................................................... 241 15.1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру ............................................................................................ 241 15.2. Типы мезоциклов и особенности их построения .............................. 242 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 248 Глава 16. Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов .................................................... 248 16.1. Определение и классификация микроциклов тренировки ...................................................................................................... 248 16.2. Факторы, обуславливающие структуру микроциклов тренировки ...................................................................................................... 250 16.3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия ......................... 252 16.4. Последействие нагрузок, различных по величине и направленности .......................................................................................... 254 16.5. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле ....... 260 16.6. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия ............................................ 263 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 264 Глава 17. Структура управления процессом совершенствования спортивного мастерства .................................................. 265 17.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом ........................................................................................................ 265 17.2. Постановка цели и прогнозирование ..................................................... 268 17.3. Моделирование в системе управления ................................................. 270 17.4. Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки ....................................................................................................... 274 17.5. Система контроля ......................................................................................... 275 17.6. Корректировка и принятие решений ..................................................... 279 17.7. Основные компоненты и простейшая схема управления тренировочным процессом ........................................................................ 280 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 281 Глава 18. Использование естественных и «искусственно управляемых» условий внешней среды для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности ....... 282 18.1. Факторы, предопределяющие необходимость варьирования внешних условий выполнения упражнений в подготовке спортсменов .................................................................................................... 282 18.2. Эффективность использования естественных внешнесредовых факторов в подготовке спортсменов ...................................................... 284 18.3. Основные направления использования средств «искусственно управляющей среды» для повышения эффективности подготовки спортсменов ............................................ 291 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 299 391
Стр.196
ЧАСТЬ III. Организационная структура физкультурно-спортивного движения в России ..................................................................................................... 301 Глава 19. Структура управления физкультурно-спортивным движением в России на современном этапе ..................................................... 302 19.1. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России ............................. 302 19.2. Структура и функции государственных и общественных организаций в управлении физической культурой и спортом в России ............................................................................................................ 308 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 319 Глава 20. Современная система спортивных школ и подготовка спортивных резервов в России .................................................. 320 20.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе ............................... 320 20.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов ... 323 20.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах .................................................................................. 332 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 335 Глава 21. Критерии оценки работы тренеров спортивных школ ............. 336 21.1. Проблемы ранней специализированной тренировки ...................... 336 21.2. Новые подходы к оценке эффективности работы детского тренера ............................................................................................ 337 21.3. Аттестация тренерских кадров и система оплаты труда и материального стимулирования .......................................................... 339 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 359 Глава 22. Система подготовка кадров в области физической культуры и спорта в России ........................................................................................................ 360 22.1. Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров ......................................................... 360 22.2. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурноспортивных кадров в общеевропейское пространство .................... 365 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 369 Глава 23. Структура профессиональной подготовленности тренера ............................................................................................................................. 370 23.1. Определение сущности профессии «тренер» ..................................... 370 23.2. Основные уровни структуры профессиональной подготовленности тренера ......................................................................... 372 23.3. Основные компоненты структуры профессиональной подготовленности тренера ......................................................................... 373 23.4. Педагогические способности тренера .................................................... 377 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 382 Литература ..................................................................................................................... 384 392
Стр.197

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ