УДК 796.072
ББК 75.15Я73
Ф63
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рецензенты:
Костюченко В.Ф. – заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор педагогических наук, профессор;
Яхонтов Е.Р. – доктор педагогических наук, профессор;
Лейбович А.Н.
– доктор педагогических наук, профессор.
Фискалов В. Д.
Ф63
Спорт и система подготовки спортсменов: учебник /
В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-2462-8
Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по направлению
034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки
магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт
и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных
дисциплин).
Может быть использован в процессе подготовки аспирантов,
слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной
переподготовки руководящих работников и других специалистов
в области физической культуры и спорта.
УДК 796.072
ББК 75.15Я73
Художник Д.В. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина.
Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной
Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0.
Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ №
Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат 60901
/16
.
ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Отпечатано с электронной версии в ООО «Универсум».
214014, г. Смоленск, ул. Герцена, 2.
Тел./факс (4812) 64-70-49.
E-mail: www.uni@shu.ru
ISBN 978-5-9718-2462-8
© Фискалов В. Д., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное
и многообразное явление социальной жизни
общества, занимающее важное место в его физической и духовной
культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся,
их достижения в соревновательной деятельности, без
которой спорт существовать не может, в значительной степени
зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают
общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют
рациональную систему отбора спортсменов, учитывают
закономерности построения тренировочной и соревновательной
деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие
росту спортивных результатов.
В представленном учебном материале предпринята попытка
обобщить концептуальные подходы известных теоретиков,
определивших лицо отечественной научно-методической школы
подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика,
В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Кузнецова,
Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой,
Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова,
В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации
применительно к чтению теоретического курса дисциплин профессионального
цикла основной образовательной программы
подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортсменов»,
обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура».
Предлагаемое
содержание теоретического курса разработано
в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по физической культуре
и спорту второго поколения.
Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание
главных концептуальных положений, составляющих принципиальное
содержание современных теоретических основ спортивной
подготовки, увязав их в единую систему.
Задачи курса:
• закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисциплинам
специализации;
3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
5.2. Основные направления совершенствования подготовки
спортсменов на современном этапе ........................................................ 62
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 68
Предисловие .................................................................................................................. 3
ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта .................................... 5
Глава 1. Сущность, функции и основные направления развития
современного спорта .................................................................................................. 7
1.1. Общая характеристика физической культуры и спорта ................. 7
1.2. Классификация видов спорта ................................................................... 9
1.3. Определение статуса спортсмена, его права и обязанности .......... 11
1.4. Основные направления развития спортивного движения ............. 13
1.5. Социальные функции спорта ................................................................... 18
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 22
Глава 2. Общая характеристика системы спортивной подготовки ......... 23
2.1. Определение системы спортивной подготовки ................................. 23
2.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной
подготовки .......................................................................................................
Глава 6. Современные проблемы спорта высших достижений ................. 68
6.1. Проблемы международного спортивного движения ....................... 68
6.2. Проблемы идеологии и политики в спорте ......................................... 69
6.3. Проблемы коммерциализации и профессионализации спорта .... 71
6.4. Проблемы организации «справедливой игры» (фэйр плэй) .......... 87
6.5. Проблемы обеспечения безопасности, охраны здоровья,
чести и достоинства граждан при проведении
спортивных мероприятий .......................................................................... 92
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 96
ЧАСТЬ II. Система спортивной подготовки .................................................... 99
24
2.3. Система тренировки .................................................................................... 26
2.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной
и соревновательной деятельности .......................................................... 28
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 34
Глава 3. Система спортивных соревнований и характеристика
соревновательной деятельности ........................................................................... 35
3.1. Определение соревновательной деятельности и ее структура ..... 35
3.2. Классификационные подходы и систематизация
соревновательной деятельности .............................................................. 38
3.3. Календарный план спортивных мероприятий
и индивидуализированная система состязаний ................................. 43
3.4. Тенденции многолетней динамики соревновательной
практики спортсменов ................................................................................ 45
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 50
Глава 4. Спортивные достижения и тенденция
их развития .................................................................................................................... 51
4.1. Определения спортивных достижений и спортивных
результатов. Их значимость и критерии оценки ............................... 51
4.2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений ........ 55
4.3. Тенденции развития спортивных достижений .................................. 58
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 60
Глава 5. Тенденции развития спорта высших достижений
и направления совершенствования системы спортивной подготовки ... 61
5.1. Особенности современного развития спорта высших
достижений .....................................................................................................
388
61
Глава 7. Средства и методы спортивной тренировки,
тренировочные и соревновательные нагрузки ................................................ 101
7.1. Средства спортивной тренировки .......................................................... 101
7.2. Методы спортивной тренировки ............................................................. 105
7.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки .................................. 109
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 115
Глава 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки ....... 115
8.1. Факторы, определяющие структуру многолетнего
тренировочного процесса ........................................................................... 115
8.2. Этапы многолетнего тренировочного процесса ................................. 119
8.3. Основные методические положения оптимизации тренировки
в процессе многолетнего совершенствования .................................... 123
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 124
Глава 9. Специфические принципы построения многолетнего
тренировочного процесса ........................................................................................ 125
9.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов)
спортивной тренировки .............................................................................. 125
9.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная
специализация тренировочно-соревновательного процесса ......... 128
9.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности
и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ... 129
9.4. Избирательная направленность и единство различных
сторон подготовки ........................................................................................ 136
9.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность
подготовительно-соревновательного процесса .................................. 138
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 143
Глава 10. Выявление индивидуальной спортивной
предрасположенности, первичная спортивная ориентация
и система отбора в многолетней подготовке спортсменов ......................... 144
10.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной
спортивной предрасположенности ......................................................... 144
389
Стр.195
10.2. Организационные аспекты отбора ......................................................... 147
10.3. Методические аспекты отбора ................................................................. 151
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 162
Глава 11. Методика развития физических способностей ........................... 163
11.1. Понятие о физических способностях .................................................... 163
11.2. Основные закономерности формирования физических
способностей ................................................................................................... 164
11.3. Методика воспитания скоростных способностей ............................. 167
11.4. Методика воспитания силы ...................................................................... 174
11.5. Методика воспитания выносливости .................................................... 183
11.6. Методика воспитания гибкости .............................................................. 190
11.7. Методика воспитания координационных способностей ................ 193
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 199
Глава 12. Техническая подготовка спортсменов ............................................ 200
12.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки ......... 200
12.2. Основы методики технической подготовки ........................................ 206
12.3. Основные стадии и этапы совершенствования технической
подготовленности ......................................................................................... 207
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 211
Глава 13. Тактическая подготовка спортсменов ............................................. 212
13.1. Структура тактической подготовленности в разных видах
спорта ................................................................................................................ 212
13.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной
деятельности ................................................................................................... 216
13.3. Средства и методы овладения тактическими действиями ............. 217
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 220
Глава 14. Основные концепции и технология построения
больших тренировочных циклов ........................................................................... 221
14.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике
при выборе той или иной модели построения круглогодичной
тренировки ...................................................................................................... 221
14.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели
построения тренировочных макроциклов
(по Л.П. Матвееву) ....................................................................................... 223
14.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели
построения круглогодичной тренировки ............................................. 225
14.4. Суть альтернативных положений модели построения
тренировочных макроциклов, предложенной
Ю.В. Верхошанским .................................................................................... 228
14.5. Суть альтернативных положений модели построения
тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком .... 235
14.6. Технология построения больших тренировочных циклов ............ 237
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 240
390
Глава 15. Основные технологические подходы к построению
средних циклов подготовки (мезоциклов) ....................................................... 241
15.1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие
на его структуру ............................................................................................ 241
15.2. Типы мезоциклов и особенности их построения .............................. 242
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 248
Глава 16. Основные технологические подходы
к построению тренировочных микроциклов .................................................... 248
16.1. Определение и классификация микроциклов
тренировки ...................................................................................................... 248
16.2. Факторы, обуславливающие структуру микроциклов
тренировки ...................................................................................................... 250
16.3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия ......................... 252
16.4. Последействие нагрузок, различных по величине
и направленности .......................................................................................... 254
16.5. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле ....... 260
16.6. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной
направленности в рамках одного занятия ............................................ 263
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 264
Глава 17. Структура управления процессом
совершенствования спортивного мастерства .................................................. 265
17.1. Понятие о технологии управления тренировочным
процессом ........................................................................................................ 265
17.2. Постановка цели и прогнозирование ..................................................... 268
17.3. Моделирование в системе управления ................................................. 270
17.4. Планирование и программирование компонентов спортивной
подготовки ....................................................................................................... 274
17.5. Система контроля ......................................................................................... 275
17.6. Корректировка и принятие решений ..................................................... 279
17.7. Основные компоненты и простейшая схема управления
тренировочным процессом ........................................................................ 280
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 281
Глава 18. Использование естественных и «искусственно
управляемых» условий внешней среды для повышения
эффективности тренировочной и соревновательной деятельности ....... 282
18.1. Факторы, предопределяющие необходимость варьирования
внешних условий выполнения упражнений в подготовке
спортсменов .................................................................................................... 282
18.2. Эффективность использования естественных внешнесредовых
факторов в подготовке спортсменов ...................................................... 284
18.3. Основные направления использования средств
«искусственно управляющей среды» для повышения
эффективности подготовки спортсменов ............................................ 291
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 299
391
Стр.196