УДК 159.9
ББК 88.4
Г46
Серия основана в 2010 году
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Г46
Гиссен Л. Д.
Психология и психогигиена в спорте [Текст] / Л. Д. Гиссен.
– 2-е изд., стереот. – М. : Советский спорт, 2010. – 160 с. : ил.
(Серия «Атланты спортивной науки»).
ISBN 978-5-9718-0466-6
В книге известного спортивного психолога рассматриваются
психогигиенический и психопрофилактический аспекты спортивной
психологии, базирующиеся на синтезе психологических и медикобиологических
знаний и имеющие прикладное значение.
Раскрываются три главных момента в работе психогигиениста:
обследование, динамический контроль и коррекция психического
состояния спортсменов.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших физкультурных
учебных заведений, специалистов – спортивных психологов.
УДК 159.9
ББК 88.4
Компьютерная графика А.Г. Никоноров
Художественный редактор Л.В. Дружинина
Корректор И.Т. Самсонова
Компьютерная верстка С.И. Штойко
Редактор Ю. Кирьянов
Художник Е.А. Ильин
Подписано в печать 16.09.2010. Формат 60901
105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Усл. печ. л. 10,0. Уч.-изд. л. 16,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1508. Заказ №
ОАО «Издательство “Советский спорт”».
/16
Отпечатано с электронной версии в ООО «Великолукская городская типография».
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.
Тел./факс (81153) 3-62-95. E-mail: zakaz@veltip.ru
ISBN 978-5-9718-0466-6
© Гиссен Л. Д., 1973
© Гиссен Л. Д., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
. Печать офсетная. Бумага офсетная.
«…Можно представить себе три категории спортсменов. Одни, в силу своих
индивидуальных особенностей, с увеличением трудностей снижают результативность
(психический стресс с его неблагоприятными последствиями). На вторых
влияние ситуационного напряжения проявляется незначительно. Возможности
и результативность этих спортсменов как на тренировке, так и в соревнованиях
разного масштаба примерно равны. И, наконец, у третьих стрессовая ситуация
приводит как раз к наилучшей кондиции. Для них чем труднее, чем более выражено
напряжение, тем лучше, тем полнее раскрываются их возможности. Тем
выше их результативность».
Я привел всем понятную цитату из довольно сложной и совсем не для беглого
чтения книги Леонида Гиссена, на мой взгляд, лучшего спортивного психолога
в стране. Убежден, что без знания науки, что вложена Леонидом Давидовичем
в эту книгу, – современного профессионального тренера быть не может.
Книги по психологии сложно читать. Тем более не чувствуя процесса, то есть
не зная проблем подготовки к результату. Но если ты в нее вник, то, безусловно,
обнаружил Клондайк – сотни, тысячи коридоров из знаний, которые не задумываясь
использует человек в собственной жизни. И конечно, эти знания могут
быть использованы в спорте.
Волею судеб, в самом конце семидесятых, я познакомился с Леонидом, уже
зная, что он член экипажа знаменитой команды гребцов на «восьмерке» – чемпионов
страны, Европы и серебряных призеров Олимпийских игр в Мельбурне.
Закончив карьеру, он занялся спортивной психологией, организовал лабораторию
на Цветном бульваре, неподалеку от цирка. Именно туда меня и привело желание
познакомиться с психологией как одним из важнейших факторов управления
спортсменами.
У теннисистов нередко складывается длительный матч, не лимитированный
по времени. Естественно, что психология как способ снятия стрессовых ситуаций
для меня представляла особый интерес. Практика у меня получилась богатой.
И на себе многое пришлось испытать и понаблюдать за теми, с кем я рос в спорте
с детства, постигая возможности каждого игрока. И вот возникла ситуация,
когда в 1974 году, став самым молодым тренером национальной команды, уже
набив определенное количество шишек, я познакомился с работой лаборатории
Л.Д. Гиссена. Надо сказать, что с начала 1980-х годов была предпринята блокада
отечественного тенниса на международной арене (за отказ встречаться со сборной
ЮАР). Она продолжалась несколько лет. Мировой теннис уходил вперед,
а мы сидели в вакууме и пытались что-то сотворить. Это было чрезвычайно сложно,
поскольку мы испытывали недостаток знаний и практического опыта, были
лишены всякой соревновательной деятельности.
5
Стр.2