1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2022 № 5
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте журнала:
https://pedobrazovanie.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
ЛИ МИНЬ
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
доктор филологических наук, профессор Н. И. КОНОВАЛОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. Симонова
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2022. № 5
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Philology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
N. I. KONOVALOVA
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Зубарева Н. П.
Основные этапы развития дистанционного образования в Китае………………………………8
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байханов И. Б.
Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога…………………..17
Лозгачева О. В., Чеченихина О. С., Соколовская И. Р., Палкина С. А., Обожина Н. С.
Агрошкола: новый формат социальной экосистемы………………………………………………..26
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Крылосова Л. А., Пономарёва О. И.
Готовность педагогического коллектива дошкольной образовательной организации
к инновационной деятельности……………………………………………………………………………….39
Хомушку В. В., Саая А. В.
Педагогические условия формирования интереса у детей старшего
дошкольного возраста к занятиям по борьбе «Хуреш»…………………………………………….50
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Безбородова Л. А., Жук А. С.
Метапредметные образовательные результаты в начальной школе…………………………57
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ван Дэндэн, Савельева Н. Х., Ли Сыюй
Обучение китайских студентов специфике русских и китайских фразеологизмов
и пословиц с зооморфным компонентом на основе
сравнительно-сопоставительного анализа.........................................................................66
Гармаев В. Б., Эрхеев С. В., Жигжитов Э. Ц., Батуев А. И., Цыремпилов В. Б.
Методика обучения технико-тактическим действиям с сопряженным воздействием
на основе броска через бедро студентов в секции смешанных единоборств.................73
Гузикова В. В., Походзей Г. В.
Формирование переводческой компетенции обучающихся
на базе профессионально ориентированных текстов.......................................................79
Деревянкина О. М.
Влияние парадигмального самоопределения педагогов
на образовательный процесс вуза.......................................................................................86
Дзюба Е. В., Кислицкий П. К.
Преодоление стереотипов о климате России
в учебниках русского языка как иностранного..................................................................96
Ильин И. В., Кузаев А. Ф.
Практика реализации Agile-методологий при разработке программного обеспечения
в дисциплинах цикла «Программирование» при подготовке бакалавров
IT-направлений....................................................................................................................104
Калицкая В. В., Степанова Л. А., Мустафина О. В., Рыкалина О. А.
Повышение эффективности образовательного процесса при изучении дисциплины
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
с использованием современных технологий программы 1С:Предприятие..................111
Маркова Н. А.
Конструирование дефиниции категории «адаптационное обучение
иностранному языку» методом двухуровневой триадической дешифровки...............119
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 5
5
Павлов А. Е., Цыбиков Д. В., Дагбаев Б. В., Орлова И. В.
Выявление мотивов и факторов повышения двигательной активности студентов
как основа подготовки к сдаче норм комплекса ГТО......................................................133
Сергеева Н. Н., Потапова Н. В., Миков В. Ю.
Геймификация при реализации приемов нейролингвистического программирования
в процессе обучения лексике на занятиях английского языка......................................139
Третьякова И. А., Куприна И. В.
Применение дистанционных образовательных платформ в процессе обучения
иностранных учащихся на дисциплине «История русской культуры»........................147
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н.
Методологические основания реверсивного наставничества
в профессиональной деятельности педагогов..................................................................154
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Герасименко Ю. А., Адушкина К. В.
Психолого-педагогическая профилактика
рискованного деструктивного поведения подростков....................................................163
Семенова А. А.
Проектирование образовательного процесса с учетом «зоны ближайшего развития»
в современных условиях как проблема педагогической психологии...........................170
Смирнов А. В., Максимова Л. А.
Рисковое поведение несовершеннолетних как предмет психологического анализа
в отечественной литературе................................................................................................179
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зяблицев А. В., Быкова Л. В., Лось М. В., Ерещенко Ю. А.
Социализация лиц пожилого возраста в рамках реализации проекта «Спорт-лидер»
в Свердловской области......................................................................................................195
Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н.
Формирование художественного общения
у участников детских музыкальных коллективов...........................................................201
Информация для авторов.............................................................................................................206
Стр.5
6
CONTENTS
HISTORY OF EDUCATION
Zubareva N. P.
The Main Stages of Development of Distance Education in China..........................................8
EDUCATION STRATEGIES
Baykhanov I. B.
Cross-Cutting Competencies in the Competence System of a Modern Teacher.....................17
Lozgacheva O. V., Chechenikhina O. S., Sokolovskaya I. R., Palkina S. A., Obozhina N. S.
Agricultural School: A New Format of the Social Ecosystem.................................................26
PRESCHOOL EDUCATION
Krylosova L. A., Ponomareva O. I.
Readiness of the Teaching Staff of a Preschool Educational Organization
for Innovative Activities.…………………………………………………………………………………………….39
Khomushku V. V., Saaya A. V.
Pedagogical Conditions for the Formation of Interest in Older Preschool Children
in “Khuresh” Wrestling Classes.………………………………………………………………………………….50
SCHOOL EDUCATION
Bezborodova L. A., Zhuk A. S.
Metadisciplinary Educational Outcomes in Primary School…………………………………………..57
PROFESSIONAL EDUCATION
Wang Dengdeng, Savelyeva N. Kh., Li Siyu
Teaching Chinese Students on the Specificity of Russian and Chinese Phraseological Units
and Proverbs with a Zoomorphic Component on the Basis
of Comparative and Comparative Analysis…………………………………………………………………..66
Garmaev V. B., Erheev S. V., Zhigzhitov E. T., Batuev A. I., Tsyrempilov V. B.
The Method of Teaching Technical and Tactical Actions with Connected Impact
on the Basis of a Throw Over the Thigh of Students in the Section of Mixed Martial Arts…73
Guzikova V. V., Pokhodzey G. V.
Formation of Students’ Translation Competence Based on Professionally Oriented Texts..79
Derevyankina O. M.
Teacher’s Paradigmatic Self-Determination Influence on the Educational Process
of the University………………………………………………………………………………………………………..86
Dzyuba E. V., Kislitsky P. K.
Overcoming Stereotypes about Russian Climate in Textbooks of Russian
as a Foreign Language.............................................................................................................96
Ilyin I. V., Kuzaev A. F.
The Practice of Implementing Agile Methodologies in Software Development
in the Disciplines of the Cycle “Programming” in the Preparation of Bachelors
in IT Areas..............................................................................................................................104
Kalitskaya V. V., Stepanova L. A., Mustafina O. V., Rykalina O. A.
Improving the Efficiency of the Educational Process in the Study of the Discipline
“Analysis of Financial and Economic Activities of the Enterprise”
Using Modern Technologies of the 1C:Enterprise Program..................................................111
Markova N. A.
Constructing the Definition of “Foreign Language Adaptation Training” Category
by Two-Level Triadic Method................................................................................................119
Pavlov A. E., Tsybikov D. V., Dagbaev B. V., Orlova I. V.
Identification of Motives and Factors of Increasing the Motor Activity of Students
as the Basis of Training for Passing the Standards of the RWD Complex............................133
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 5
7
Sergeeva N. N., Potapova N. V., Mikov V. Yu.
Implementation of the Techniques Neuro-Linguistic Programming
for Teaching Vocabulary in English Classes..........................................................................139
Tretyakova I. A., Kuprina I. V.
The Use of Distance Learning Platforms in the Process of Teaching Foreign Students
in the Discipline “History of Russian Culture”......................................................................147
PEDAGOGICAL EDUCATION
Dorokhova T. S., Galaguzova Yu. N.
Methodological Bases of Reverse Mentoring in the Professional Activity of Teachers……..154
PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Gerasimenko Yu. A., Adushkina K. V.
Psychological and Pedagogical Prevention
of Risky Destructive Behavior of Adolescents……………………………………………………………..163
Semenova A. A.
Modelling of Educational Process Taking into Account
the “Zone of Immediate Development” in Modern Conditions
as a Problem of Pedagogical Psychology…………………………………………………………………….170
Smirnov A. V., Maksimova L. A.
Risk Behavior of Minors as a Subject of Psychological Analysis in Russian Literature.......179
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Zyablitsev A. V., Bykova L. V., Los M. V., Ereshchenko Yu. A.
Socialization of the Elderly in the Framework of the Project “Sport Leader”
in the Sverdlovsk Region........................................................................................................195
Таgiltseva N. G., Kurlapov M. N.
Formation of Artistic Communication among Participants
of Children’s Musical Group..................................................................................................201
Information for authors…….............................................................................................................206
Стр.7