1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2022 № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте журнала:
https://pedobrazovanie.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
ЛИ МИНЬ
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
доктор филологических наук, профессор Н. И. КОНОВАЛОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. Симонова
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2022. № 4
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Philology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
N. I. KONOVALOVA
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Коротаева Е. В.
Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие………………………8
Робин С. Д., Гильмутдинова Д. Д., Кружкова О. В.
Конструктруирование научной статьи
в области социальных и гуманитарных наук…………………………………………………………….16
Чжан Байцинь, Сунь Юй
Оптимизация и совершенствование системы гарантии качества образования
в условиях трансформации региональных вузов……………………………………………………..24
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Беляева Л. А., Чугаева И. Г., Новикова О. Н.
Герменевтические основы развития музыкального мышления обучающихся
в системе общего музыкального образования………………………………………………………….30
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ворошилова М. Б., Сальцев А. А.
Управленческий класс – образовательный проект
по освоению инструментов управленческого мышления…………………………………………39
Харлова Н. М.
Особенности изучения грамматической категории времени в средней школе…………46
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аксенова О. В., Бодряков В. Ю.
Принципы и этапы формирования исследовательских умений студентов
при выполнении лабораторных работ по математике………………………………..…………….57
Даньци Лю
Формирование ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение»
к классическому хоровому наследию в университетах Китая…………………………………..68
Клинг В. И., Сивоконева Ю. М.
Управление процессом развития, формирования и оценки
универсальных компетенций в условиях академической среды
медицинского вуза ………………………………………………………………………………………………….77
Козлова А. Н.
Анализ требований регламентирующих документов по содержанию обучения
для их реализации в учебных пособиях по иностранному языку для колледжа……….89
Серяпина Л. В., Михелькевич В. Н.
Подготовка студентов строительного колледжа
к межкультурным коммуникациямв транснациональной строительной компании
как социально-дидактическая проблема............................................................................95
Симбирцева Н. А., Казанцев П. О.
Методика сегментного анализа в освоении студентами языка
поэтического кинематографа С. Параджанова
(на примере фильма «Цвет граната»)...............................................................................102
Цыбиков Д. В., Намсараева Я. Н., Дагбаев Б. В., Павлов А. Е.
Методика оценки уровня координационных способностей
волейболистов сборной команды университета..............................................................107
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вотинцев А. В.
Модернизация материально-технической базы
высшего педагогического образования.............................................................................113
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 4
5
Дербуш М. В., Скарбич С. Н.
Особенности проектирования элективных курсов по математике
в контексте смешанного обучения.....................................................................................122
Егорова Н. В.
Оценка здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности
обучающихся общеобразовательных школ и классического университета
в рамках ее преемственного развития...............................................................................136
Жадаев Ю. А., Бурякова Т. С., Штыров А. В.
Система взаимодействия педагогического университета и работодателей
в условиях цифровой трансформации образования.......................................................145
Ларионов В. В., Нерода А. А.
Готовность педагога обеспечить инженерный подход при обучении физике:
технологические аспекты....................................................................................................154
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б.
Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель.................................................164
Васягина Н. Н., Шемпелева Н. И.
Представленность факторов риска и факторов защиты
в социально-психологическом портрете личности подростка,
обладающего высокой суицидальной активностью........................................................170
Шихова О. Н., Прямикова Е. В.
Модели духовности современной молодежи....................................................................179
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Карастелина С. В., Шувалова С. О., Рощина Г. О.
Андрагогический подход к консультационной поддержке родителей
«особых детей» в муниципальной системе образования:
традиции и инновации........................................................................................................187
Приходько В. Н., Бойков В. Л.
Организация физической культуры студентов,
имеющих отклонения в состоянии здоровья...................................................................194
Информация для авторов.............................................................................................................202
Стр.5
6
CONTENTS
EDUCATION STRATEGIES
Korotaeva E. V.
Interactivity of Modern Education: As a Phenomenon and as a Concept...............................8
Robin S. D., Gilmutdinova D. D., Kruzhkova O. V.
Construction of a Scientific Article in the Field Social and Humanitarian Sciences..............16
Zhang Baiqin, Sun Yu
Optimization and Improvement of the Education Quality Assurance System
in the Context of the Transformation of regional Universities...............................................24
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Belyaeva L. A., Chugaeva I. G., Novikova O. N.
Hermeneutic Foundations of the Development of Musical Thinking of Students
in the System of General Music Education…………………………………………………………………..30
SCHOOL EDUCATION
Voroshilova M. B., Saltsev A. A.
Management Class – Educational Project for Mastering the Tools
of Management Thinking…………………………………………………………………………………………..39
Kharlova N. M.
Features of Studying the Grammatical Category of Time in High School………………………..46
PROFESSIONAL EDUCATION
Aksyonova O. V., Bodryakov V. Yu.
Principles and Stages for Forming Research Skills of Students
When Performing Laboratory Works in Mathematics……………………………………………………57
Danqi Liu
Formation of Value Attitude of Students of “Musicology” Specialty
to Classical Choral Heritage at Chinese Universities……………………………………………………..68
Kling V. I., Sivokoneva Yu. M.
Management of Universal Competence Development and Assessment
in the Academic Environment of a Medical University…………………………………………………..77
Kozlova A. N.
Analysis of Regulatory Document Requirements on the Content of Training
for Their Implementation in Foreign Language Textbooks for College……………………………89
Seriapina L. V., Mikhel’kevich V. N.
Training Construction College Students for Intercultural Communication
in a Transnational Construction Company as a Socio-Didactic Problem..............................95
Simbirtseva N. A., Kazantsev P. O.
Segment Analysis Methodology in the Students’ Perception of the Language
of Poetic Cinema by S. Parajanov
(On the Example of the Film “The Color Of Pomegranate”)................................................102
Tsybikov D. V., Namsaraeva Ya. N., Dagbaev B. V., Pavlov A. E.
Methodology for Assessing the Level of Coordination Abilities
of University Team’s Volleyball Players................................................................................107
PEDAGOGICAL EDUCATION
Votintsev A. V.
Modernization of the Material and Technical Basis
of Higher Pedagogical Education……………………………………………………………………………….113
Derbush, M. V., Skarbich, S. N.
Features of Designing Elective Courses in Mathematics
in the Context of Blended Learning……………………………………………………………………………122
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 4
7
Egorova N. V.
Assessment of the Health-Saving Competence of Students’ Physical Education
in General Schools and a Classical University Within Its Continuous Development……….136
Zhadaev Yu. A., Buryakova T. S., Shtyrov A. V.
The System of Interaction between the Pedagogical University and Employers
in the Context of Digital Transformation of Education…………………………………………………145
Larionov V. V., Neroda A. A.
Teacher Readiness to Provide an Engineering Approach to Teaching Physics:
Technological Aspects………………………………………………………………………………………………154
PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Beleeva I. D., Zaglodina Т. A., Pankratova L. E., Titova N. B.
The Phenomenon of Bullying: When a Teacher Becomes the Victim..................................164
Vasyagina N. N., Shempeleva N. I.
The Representation of Risk and Protection Factors in the Socio-Psychological Portrait
of the Teenager’s Personality with High Suicidal Activity ……………………………………………170
Shikhova O. N., Pryamikova E. V.
Models of Spirituality of Modern Youth: A “Sensitive” Approach to Learning....................179
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Karastelina S. V., Shuvalova S. O., Roshchina G. O.
Andragogical Approach to Consulting Support for Parents of “Special Children”
in the Municipal Education System: Traditions and Innovations........................................187
Prikhodko V. N., Boikov V. L.
Organization of Physical Culture for Students with Disabilities in the State of Health.......194
Information for authors…….............................................................................................................202
Стр.7