BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, august № 3 (56). Subscription indices – 38683, Р8683
В соответствии с решением Президиума Высшей
аттестационной комиссии Минобрнауки России
от 19 февраля 2010 года № 6/6 журнал включен в перечень
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
В соответствии с распоряжением Минобрнауки
России от 28 декабря 2018 г. № 90-р на основании рекомендаций
Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки
России (далее – ВАК) с учетом заключений
профильных экспертных советов ВАК издания, входящие
в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора
наук (далее – Перечень), по группам научных специальностей,
считаются включенными в Перечень по научным
специальностям и соответствующим им отраслям
науки. Согласно рекомендации ВАК журнал «Бизнес.
Образование. Право» включен в перечень по научным
направлениям и специальностям:
08.00.01 Экономическая теория
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
08.00.13 Математические и инструментальные методы
экономики
— «Экономические науки»
12.00.04 Финансовое право; налоговое право; бюджетное
право
12.00.05 Трудовое право; право социального
обеспечения
12.00.06 Земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право
12.00.07 Корпоративное право; конкурентное право;
энергетическое право
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное
право
12.00.09 Уголовный процесс
12.00.10 Международное право; Европейское право
12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная
деятельность
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
12.00.13 Информационное право
12.00.14 Административное право; административный
процесс
12.00.15 Гражданский процесс арбитражный процесс
— «Юридические науки»
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики
и образования
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям)
13.00.04 Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной
физической культуры)
13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности
13.00.08 Теория и методика профессионального
образования
— «Педагогические науки»»
1
In accordance with the decision of the Presidium
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Mi nistry of Education and Science dated
February 19, 2010 No. 6/6, the journal is included
in the list of the leading peer reviewed scientific journals
and publications. In accordance with the order
of the RF Ministry of Education and Science dated
December 28, 2018 No. 90-r, based on the recommendations
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Ministry of Education and Science (hereinafter,
the SAC), taking into account conclusions
of the field-specific expert councils of SAC, the issues
included in the List of the peer reviewed scientific
publications, which publish major scientific results
of the theses for scientific degree of the candidate
of sciences, for scientific degrees of the doctor
of sciences (hereinafter, List), by the scientific specialty
groups, are considered included in the List
by the scientific specialties and appropriate fields
of study. According to the SAC recommendations,
the journal “Business. Education. Law” is included in
the list by the folljwing scientific fields of study and
specialties:
— “Economic sciences”
08.00.01 Economic theory
08.00.05 Economics and management of national
economy
08.00.10 Finance, money turnover and credit
08.00.12 Accounting records, statistics
08.00.13 Mathematical and instrumental controls
of economics
— “Legal sciences”
12.00.04 Financial law, tax law, budget law
12.00.05 Labor law, social security law
12.00.06 Land law, Земельное право; natural resources
law; agrarian law
12.00.07 Corporate law; competition law; energy law
12.00.08 Criminal law and criminology; criminal
and penal law
12.00.09 Criminal process
12.00.10 International law, European law
12.00.11 Judicial activity, prosecutorial activity, human
rights activity and law-enforcement activity
12.00.12 Science of criminal law; forensic expert
activity; criminal intelligence and surveillance
12.00.13 Information law
12.00.14 Administrative law, administrative process
12.00.15 Civil process; arbitration process
— “Pedagogical sciences”
13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy
and education
13.00.02 Theory and method of education and bringing
up (by areas)
13.00.04 Theory and method of physical training, sport
training, recreational and adaptive physical culture
13.00.05 Theory, method and arrangement of sociocultural
activity
13.00.08 Theory and method of vocational education
Стр.1
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). Подписные индексы – 38683, Р8683
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО.
Учредитель (соучредители):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна
№ 3 (56), август 2021
ISSN 1990-536Х
Научный журнал издается с 2006 г. Выходит 4 раза в год.
Подписной индекс в каталоге «Почта России» — 38683
Редакционный индекс — Р8683
Главной целью научного журнала является освещение
результатов научно-исследовательской деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям: экономические
науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки.
ЦЕЛИ научного рецензируемого журнала:
– оперативное освещение результатов научно-исследоBUSINESS.
EDUCATION. LAW.
Founder (co-founders):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna
№ 3 (56), august 2021
ISSN 1990-536Х
Scientific journal has been published since 2006; and is issued 4 times a year.
Subscription index in the catalogue of «Mail of Russia» — 38683
Editorial address — Р8683
The main goal of the scientific journal is presentation
of the results of the scientific-research activity of Russian
and foreign scientists in the areas of economics (main
trends), law and pedagogics.
GOALS of the scientific peer-reviewed journal:
вательской, научно-практической и экспериментальной деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям:
экономические науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки;
– развитие международного сотрудничества в сфере
экономики, юриспруденции, педагогики;
– предоставление ученым возможности публиковать
результаты собственных исследований;
– формирование открытой научной полемики, способствующей
повышению качества диссертационных
исследований;
– привлечение внимания к наиболее актуальным проблемам
и перспективным направлениям развития экономических,
юридических и педагогических наук;
– поиск новых знаний для социально-экономического
развития России и субъектов Российской Федерации;
– налаживание научных связей и обмена мнениями
между исследователями различных регионов;
– развитие единого информационного пространства
– пропаганда основных достижений научно-исследонаучной
коммуникации в сфере экономики, юриспруденции,
педагогики;
вательской деятельности в РФ и Волгоградском институте
бизнеса.
• Всем статьям в выпусках журналов присваивается
цифровой идентификатор DOI
• Двухлетний импакт-фактор РИНЦ – 0,584
• Пятилетний импакт-фактор РИНЦ – 0,178
• Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим
журналам – 169
• Десятилетний индекс Хирша – 27
• Общее число статей из журнала в РИНЦ – 3160
• Общее число цитирований журнала в 2020 году – 13 390
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-33692 от 03.10.2008 г.
Перерегистрирован: регистрационный номер ПИ № 77-81518
от 15.07.2021 г.
2
– operative publication of results of the scientific-research,
scientific-practical and experimental activity of Russian and
foreign scientists in economics (main trends), legal sciences
and pedagogical sciences;
– promotion of international cooperation in economics,
law, pedagogy;
– providing scientists with the possibility of publication
of the results of researches;
– establishing an open scientific disputes contributing
to the increase of dissertation researches quality;
– attraction of attention to the most urgent issues and perspective
trends of development of the economic, legal and pedagogical
sciences;
– search for new knowledge for the social-economic
development of Russia and the entities of the Russian Federation;
– establishing scientific links and exchange of opinions
between researchers from different regions;
– development of united information space of scientific
communication in economics, law, pedagogic;
– promotion of the main achievements of scientific and
research activity in the Russian Federation and Volgograd
Business Institute.
• Digital identifier DOI is assigned to all articles published
in the journal
• Two-year impact factor RISC – 0,584
• The five-year impact factor RISC – 0,178
• The five-year Herfindahl by quoting magazines – 169
• Ten-year h-index – 27
• Total number of the journal’s articles in RISC – 3160
• The total number of citations of the journal
in the 2020 year – 13 390
The journal is registered by the Federal service for supervision
in the area of mass communications.
Certificate of registration
PI № FS 77-33692 dated 03.10.2008.
Re-registered: registration number PI № 77-81518
dated 15.07.2021.
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор – Ващенко Александр Николаевич,
д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики
и управления АНО ВО «ВИБ».
Заместители главного редактора –
Кумейко Елена Анатольевна, канд. экон. наук;
Захарова Л. М., д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой
дошкольного и начального общего образования ФГБОУ
ВПО «Ульяновский государственный педагогический
университет им. И. Н. Ульянова»;
Козенко З. Н., д-р экон. наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ, Волгоградский государственный
аграрный университет
Члены редакционной коллегии:
Анисимов П. В., д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой
теории и истории государства и права АНО ВО «ВИБ»;
Бабушкин Г. Д., д-р пед. наук, профессор, Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта
(г. Омск, РФ);
Винокуров А. Ю., д-р юрид. наук, профессор, ФГКОУ ВО
«Академия Генеральной прокуратуры РФ»,
главный научный сотрудник;
Восколович Н. А., д-р экон. наук, профессор Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова,
профессор кафедры экономики труда и персонала
экономического факультета;
Калиничева Р. В., д-р экон. наук, профессор, проректор
по учебной работе, профессор кафедры экономики,
бухгалтерского учета и аудита Волгоградского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации;
Мещерякова Е. В., д-р пед. наук, профессор, профессор ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Рахманова Е. Н., д-р юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой
уголовного права Северо-Западного филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудие»;
Салиева Р. Н., д-р юрид. наук, профессор, Институт проблем
экологии и недропользования АН РТ, заведующий
лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и
топливно-энергетического комплекса;
Столярчук Л. И., д-р пед. наук, профессор, профессор
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Тютюкина Е. Б., д-р экон. наук, профессор, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, профессор
Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления;
Фахрутдинова А. В., д-р пед. наук, доцент, Казанский
(Приволжский) федеральный университет, профессор
кафедры иностранных языков;
Шамрай-Курбатова Л. В., канд. экон. наук, доцент,
проректор по учебной работе АНО ВО «ВИБ».
Ответственный секретарь — Кумейко Елена Анатольевна.
3
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, august № 3 (56). Subscription indices – 38683, Р8683
EDITORIAL COMMITTEE
Editor-in-chief – Vashchenko Alexander Nikolayevich,
doctor of economics, professor, professor of the department
of economics and management of ANO of HE «VIB».
Deputies of the editor-in-chief –
Kumeiko Elena Anatolyevna, candidate of economics
Zakharova L. M., doctor of pedagogical sciences, associate
professor, head of the department of pre-school and elementary
general education of FSBEI of HPE «Ulyanovsk state pedagogical
university named after I. N. Ulyanov»;
Kozenko Z. N., doctor of economics, professor,
honored worker of the higher school of the RF, VolGAU
Deputies of the editor-in-chief:
Anisimov P. V., doctor of law, professor, head of the department
of the theory and history of state and law,
ANO of HE «VIB»;
Babushkin G. D., doctor of pedagogical sciences, professor,
Siberian state university of physical culture and sports
(Omsk, RF);
Vinokurov A. Y., doctor of law, professor, FSCEI of HE
«Academy of the RF General Prosecutor Office»,
chief researcher;
Voskolovich N. A., doctor of economics,
professor, Moscow state university
named after M.V. Lomonosov ;
Kalinicheva R. V., doctor of economics, professor,
pro-rector for educational activity, professor
of the department of economics, accounting and audit
of Volgograd cooperative institute (branch)
of the Russian university of cooperation;
Meshcheryakova E. V., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of FSBEI of HPE «Volgograd state
social pedagogical university»;
Rakhmanova E. N., doctor of law, associate professor,
North-West branch of FSBEI HE RGUP;
Salieva R. N., doctor of law, professor,
Institute of the issues of ecology
and resources management of AN RT;
Stolyarchuk L. I., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of of FSBEI of HPE
«Volgograd state social pedagogical university»;
Tyutyukina E. B., doctor of economics, professor,
Financial university under the Government
of the Russian Federation ;
Fakhrutdinova A. V., doctor of pedagogical sciences,
associate professor,
«Kazan (Privolzhsky) federal university»;
Shamray-Kurbatova L. V., candidate of economics,
associate professor, vice-rector for academic affairs
ANO of HE «VIB».
Executive secretary — Kumeiko Elena Anatolyevna.
Стр.3
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). Подписные индексы – 38683, Р8683
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АВТОРСКИХ
МАТЕРИАЛОВ, ПРИСЫЛАЕМЫХ В НАУЧНЫЙ
РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО»
1. Для издания принимаются ранее не опубликованные в других
печатных или электронных изданиях авторские материалы – научные
статьи, обзоры, рецензии, отзывы, соответствующие научным
специальностям: 08.00.00 – Экономические науки; 12.00.00 – Юридические
науки; 13.00.00 – Педагогические науки.
2. Автором (-ми) в редакцию предоставляется обязательный печатный
и идентичный ему электронный пакет документов:
– текст статьи на русском или английском (с переводом), или
национальном языке (с переводом на русский язык) (печатный вариант
статьи подписывается всеми авторами);
– анкета автора (и соавторов);
– заявление автора о праве использования научной статьи в рецензируемом
журнале;
– справка с места учебы (для аспирантов).
Пакет документов направляется в редакцию:
– в печатном виде по адресу: 400010, г. Волгоград, ул. Качинцев,
д. 63, каб. 107;
– в электронном виде по адресу электронной почты:
meon_nauka@mail.ru
Телефон для справок: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
В статью в соответствии с требованиями ВАК должно быть
включено следующее:
– индекс УДК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– индекс ББК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– фамилия, имя, отчество полностью на русском и английском
языках;
– ученая степень, ученое звание, наименование и шифр научной
специальности (по номенклатуре), по которой автор проводит
диссертационное исследование, на русском и английском языках;
– аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями
вузов указывается кафедра, учебное заведение (магистранты указывают
направление подготовки) на русском и английском языках;
– должность, место работы, город, страна на русском и английском
языках;
– e-mail;
– шифр научной специальности (по номенклатуре);
– название статьи на русском и английском языках (заглавными
буквами, шрифт TNR 16, выравнивание по центру);
– аннотация на русском и английском языках (шрифт TNR 14,
начертание – курсив, выравнивание по ширине, не менее 600–800
знаков без пробелов);
– ключевые слова на русском и английском языках (10–12 слов
или словосочетаний из двух или трех слов, через запятую, шрифт
TNR 14, начертание – курсив, выравнивание по ширине);
– введение, где формулируются степень изученности проблемы,
актуальность, целесообразность разработки темы, научная новизна,
цель и задачи исследования;
– основная часть. В основной части статьи путем анализа и синтеза
информации раскрываются исследуемые проблемы, пути их решения,
обосновываются полученные результаты, их достоверность;
– методология. В этом разделе описывается последовательность
выполнения исследования, обосновывается выбор используемых
методов;
– результаты. Эта часть занимает основное место в научной
статье, в ней, с помощью обобщения и анализа данных, автором
доказывается рабочая гипотеза по проблеме. Результаты исследования
излагаются кратко, но содержат достаточно информации для
формирования выводов;
– заключение, выводы. Заключение содержит краткие результаты
исследования;
– библиографический список. В библиографическом списке
приводится только цитируемая в статье литература.
Тексты, рисунки, иллюстрации, представленные в редакцию
в рукописях авторов статей, не должны быть отсканированы.
Статьи, направляемые в редакцию без соблюдения вышеперечисленных
требований, не рассматриваются.
4
REQUIREMENTS TO EXECUTION OF THE MATERIALS
SUBMITTED TO THE SCIENTIFIC
PEER-REVIEWED JOURNAL
«BUSINESS. EDUCATION. LAW»
1. The author’s materials – scientific articles, reviews,
surveys, comments corresponding to the scientific specializations:
08.00.00 – Economic sciences; 12.00.00 – Legal sciences; 13.00.00 –
Pedagogical sciences, that have not been previously published in either
printed or electronic issues, are accepted for publication.
2. Author(s) shall submit the required hardcopy of the document
package and the similar electronic one to the editorial office:
– text of the article in the Russian or English languages (with
translation), or any national language (with translation into Russian)
(article hard copy shall be signed by all authors);
– author (or team of authors) questionnaire;
– application of the author regarding the right of use of the article
in the peer reviewed journal;
– certificate from the place of study (for post-graduate students).
Document package shall be submitted to the editorial office:
– hard copy to the address: 400010, Volgograd, Kachintsev Street,
building 63, office 107;
– electronic copy to the email address: meon_nauka@mail.ru
Telephone for enquiries: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
The following shall be included in the article in accordance with
the requirements of the Higher Attestation Commission:
– UDC index (to be located at the top left-hand corner at the beginning
of the scientific article);
– LBC index (to be located at the top left-hand corner of the
scientific article);
– last name, name and patronymic in the Russian and English
languages;
– scientific degree, academic rank, name and code of the scientific
specialty (as per the range) of the dissertation research of the author in
the Russian and English languages;
– department and educational institution shall be specified by the
post-graduate students, doctoral student, external doctoral students,
teachers of higher schools (master’s degree students shall specify
specialty of training) in the Russian and English languages;
– position, place of work, city, and country in the Russian and
English languages;
– e-mail;
– code of the scientific specialty (as per the range);
– title of the article in the Russian and English languages (in capital
letters, fonts TNR 16, center alignment);
– abstract in the Russian and English languages (fonts TNR 14,
typeface – italics, full justification, minimum 600–800 characters
without spaces);
– keywords in the Russian and English languages (10–12 words
or phrases consisting of two-three words, comma separated, fonts
TNR 14, typeface -– italics, full justification);
– introduction that states urgency, feasibility of the subject working
out, scientific novelty, goal and objectives of research;
– main part. Main part of the article shall disclose the issues
under consideration by means of analysis and synthesis,
the ways of their resolution; shall justify received results and their
confidence;
– methodology. This part shall describe sequence of research and
justify selection of the used methods;
– results. This part takes main part of the scientific article;
the author justifies the working hypothesis by means of generalization
and data analysis. Research results shall be stated in brief;
however, shall contain sufficient information for making
conclusions;
– conclusion, findings. Conclusion shall contain summary of
research results;
– references. References shall contain only the literature that
quoted in the article.
Introduction, in which the level of the issue examination,
its urgency, feasibility of studying, scientific novelty, goal and
objectives of research are stated.
The articles submitted to the editorial office without meeting
the above mentioned requirements shall not be reviewed.
Стр.4
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, august № 3 (56). Subscription indices – 38683, Р8683
СОДЕРЖАНИЕ
08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Коронатов Н. Н., Ильин И. В., Калязина С. Е.
Цифровая архитектура цепочки создания ценности нефтеперерабатывающей отрасли .................................. 11
Еремин В. И., Гладкова Л. А., Безгина Е. С.
Кадровая политика в системе местного самоуправления: ее роль и проблематика реализации ............................ 19
Подтихова Н. Н., Ферова И. С.
Оценка финансовой безопасности угледобывающего предприятия ................................................... 25
Коваленко Н. В., Сулейманова Т. А.
Особенности формирования кластера в АПК региона с особым статусом ............................................. 32
Карсунцева О. В.
Долгосрочные глобальные тренды как драйверы инновационного развития мирового рынка промышленной робототехники .....40
Сазонов С. П., Елсуков Л. А., Елсукова Ю. Ю.
Петренко Т. В., Щербакова Т. А.
Совершенствование мер государственной поддержки инвестиционной привлекательности региона
(на примере Волгоградской области) ............................................................... ............. 48
Кризис труда и роль социальных институтов в его преодолении ..................................................... 53
Шовхалов Ш. А.
Особенности контроллинга товарных запасов на предприятиях рынка халяль в разрезе бизнес-процессов .................. 58
Янкина И. А., Нови И. Н.
Влияние конкурентоспособности региона на развитие туристского бизнеса ........................................... 62
Петренко Т. В., Маринова И. В.
К вопросу о развитии институтов формирования трудового потенциала современного общества .......................... 68
Субаева А. К., Михайлова Л. В., Мамлиева Д. Р.
Особенности управления рисками инновационного инвестиционного проекта ......................................... 72
Конева М. В.
Применение ИКТ при формировании фактической себестоимости строительства многоэтажных жилых домов
в бухгалтерском учете строительных компаний ............................................................... .... 76
Шагоян Х. В.
Сетевые логистические кластеры в развитии национальной логистической системы Российской Федерации
при цифровой трансформации экономики ............................................................... ......... 86
Шульгина К. А., Кузина Л. Н., Миронова Ж. В., Конев А. В., Короткевич В. А.
Критерии целесообразности применения технологий предварительного обогащения для модернизации
предприятий горнодобывающей промышленности ............................................................... . 93
Ладыженская Т. П., Кузнецова Н. А.
Методологические вопросы финансового менеджмента, анализ общих контуров системы и ее эффективность: опыт Югры ... 98
Бондарская О. В.
Исследование межрегиональной промышленной кооперации в современных условиях ................................. 105
Бондарева Я. Ю., Лавриненко Е. А., Риффель Г. В.
Теоретические недостатки и преимущества зарубежной региональной кластерной экономической модели ................ 112
Кравцевич С. В.
Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях несовершенной конкуренции на отечественном рынке труда ...... 117
Иванов М. В., Невзорова А. В.
Анализ влияния процессов цифровизации в транспортном комплексе на социально-экономическое развитие региона ....... 126
Шульгина К. А., Кузина Л. Н., Миронова Ж. В., Конев А. В., Короткевич В. А.
Применение технологий предварительного обогащения — резерв повышения рентабельности
предприятий горнодобывающей промышленности ............................................................... 134
Осадчий К. В.
Аспекты формирования механизмов устойчивого развития предприятий ракетно-космической отрасли РФ ............... 138
Устюжанин В. Л.
Модели организации высшего образования: сравнительный анализ ................................................. 144
Болданова Е. В.
Затраты на НИОКР и финансовое состояние нефтегазодобывающей компании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Серов Д. А., Левина А. И., Калязина С. Е.
Координация деятельности водоканалов региона: тенденции и формы ............................................... 158
Прянишникова М. В., Сударикова И. А.
Портфельный менеджмент страховых компаний на современном фондовом рынке .................................... 165
Корда Н. И.
Концепт противодействия коррупции в Республике Крым ......................................................... 170
Краснянская О. В.
Методы инжиниринга в организации системы научно-технологического развития промышленности ..................... 175
Попов И. А.
Совершенствование механизма управления государственными закупками на основе уточнения теоретических основ ....... 185
5
Стр.5
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). Подписные индексы – 38683, Р8683
Старков Е. Н.
Трансформации маркетинга в условиях цифровой экономики: императивы и препятствия .............................. 193
Турманов М. Т.
Современные тенденции диджитализации бухгалтерии ........................................................... 199
Баженов С. И., Голоха Д. Д., Новикова К. А.
Внедрение сквозных цифровых технологий в регионах Уральского федерального округа ............................... 205
Титов В. В., Безмельницын Д. А.
Развитие систем оперативного управления на высокотехнологичных предприятиях машиностроения
с длительным циклом производства ............................................................... ............. 210
Воробец Т. И., Перзеке Н. Б.
Особенности формирования инновационной стратегии предприятия ................................................ 217
Мосолова Н. А.
Методика оценки уровня развития экономического потенциала сферы агрострахования сельхозпроизводителей ........... 223
Пышков Н. И.
Вклад российских компаний с эффективной системой управления финансами и рисками
в корпоративную социальную ответственность ............................................................... ... 229
12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Гладких В. И.
Сапфирова А. А.
Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) (ст. 171.5 УК РФ):
еще одна новелла с неясными перспективами ............................................................... ..... 235
Применение электронной формы ведения кадровых документов как способ защиты трудовых прав ...................... 239
Голоманчук Э. В., Яготинцева Т. Ю., Астафурова О. А.
Отдельные проблемы правового регулирования процесса осуществления контроля над расходами должностных лиц
в Российской Федерации ............................................................... .............................. 243
Демьянова Л. М., Дьяконова Н. А., Ковтуненко А. В., Зайцев В. В.
Проблемы привлечения к ответственности за причинение вреда здоровью спортсменам в их профессиональной деятельности .... 250
Стрельников И. А., Минакова Е. В., Ратникова В. И., Стрельникова Н. В.
Актуальные проблемы регулирования рабочего времени в Японии и России ......................................... 255
Черноусова К. С., Дурандина Е. С., Кудакова А. В.
Государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии ..................................... 260
Власов В. И.
Деятельность суда при вынесении судебных решений о применении отдельных мер процессуального пресечения,
принуждения и разрешения производства отдельных следственных действий ......................................... 265
Гилева Н. С., Кайгородова О. В., Пинтий Н. И.
Юридическая ошибка в уголовном праве Российской Федерации: понятие и последствия .............................. 271
Середа А. Ю.
Проблемы лицензирования пользования участками недр местного значения для целей строительства и эксплуатации
подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых .............. 275
Чудиновских М. В.
Основные тенденции развития цифровых трудовых платформ в условиях пандемии ................................... 280
Гареев А. А., Иероклис Е. Г.
Проблема ответственности за изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд ............... 285
Коноплянникова Т. В., Шагивалеева И. З.
Правовая культура как предпосылка формирования биоэтики в сфере защиты прав граждан ............................ 289
Файзрахманов Р. Р.
Потребительский экстремизм: возможности уголовной ответственности ............................................. 295
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Комиссарова Т. С., Гаджиева Е. А., Скворцов А. В.
Развитие пространственно-образного мышления бакалавров ....................................................... 300
Белова С. В., Чубанов И. И.
Гуманитарный компонент содержания профессионального образования будущих юристов ............................. 306
Комиссарова Т. С., Скворцов А. В.
Картографический подход к формированию пространственно-проблемного восприятия учебной информации
(на примере подготовки бакалавров по направлению «Туризм») .................................................... 311
Макарова Э. В., Дубатовкин В. И., Олейник С. С., Куликов С. В.
Способы совершенствования выносливости студентов на занятиях физической культурой .............................. 317
Лаво Р. С., Морозов С. А.
Содержание предмета философии музыки в институте культуры ................................................... 322
Ломакин О. Е., Тебекин А. В.
Переход системы дополнительного профессионального образования в структуре Росгидромета к сопряженной модели развития .....328
6
Стр.6
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, august № 3 (56). Subscription indices – 38683, Р8683
Орлова Л. Н., Ижойкина Л. В.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся высшей школы ..................... 336
Тархан Л. З., Бекирова М. И.
Специальный курс «Готовность будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности»
как условие подготовленности обучающихся к будущей профессии ................................................. 342
Трегубова Т. М.
Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик .............. 348
Борисова В. В., Титова А. В., Архипова С. А.
Применение средств аэробики в тренировочном процессе в художественной гимнастике ............................... 353
Гаирбекова П. И.
Цифровая культура в современном образовании ............................................................... .. 359
Мельников Ю. Б., Суетов А. П.
Роль и место вычислительного аппарата в современном обучении математике ........................................ 365
Непарко М. В.
Методологические подходы к исследованию сформированности межкультурных компетенций у менеджеров
в высшем учебном заведении ............................................................... .................. 373
Козлов А. В., Козлова М. А., Славин Д. С.
Техническая оценка измерения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья
на основе настольных спортивных игр ............................................................... ........... 378
Бочарова Ю. Ю., Коматкова Л. В.
Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества ...................................... 382
Емельянова О. Б.
Развитие навыков свободного участия в полемических формах делового общения у студентов неязыковых вузов .......... 391
Декина Е. В., Шалагинова К. С.
Теория и практика развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством технического моделирования ... 396
Красильникова Ю. С., Седов И. А., Антонова В. В.
К понятию воспитательной компетентности педагога физической культуры и спорта .................................. 402
Лапшова Е. С., Кошарская Е. В., Лапшова Я. О.
Высшее профессиональное образование и дуальная система обучения: факторы успешной интеграции молодых людей
на рынок труда ............................................................... ...................................406
Руднева Л. В., Борисова В. В., Титова А. В.
Особенности проявления основных свойств нервной системы в спортивной деятельности
(на примере акробатического рок-н-ролла) ............................................................... ....... 411
Стрельников И. А., Стрельникова Н. В., Ратникова В. И.
Энергетическая дихотомия в знаках идеографической письменности Востока ........................................ 417
Марюков А. М.
Формирование готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
в шахматной игре ............................................................... ............................ 422
Беляева О. А.
Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования ........................................ 426
Гаджиева Е. А.
Педагогическая «анкета» — характеристика инфокартографического метода профессионального обучения бакалавров
по направлению «Туризм» ............................................................... ..................... 433
Карева Г. В.
Социальная интеграция студентов с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс вуза через игровые технологии ....438
Киселева Т. Г., Матаулина А. Е.
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития ...................... 444
Карманова Е. С.
Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении письму на китайском языке ............. 451
Орлов В. С.
Опыт проведения совместных междисциплинарных курсов в рамках модели либерального образования .................. 456
Третьякова И. А., Куприна И. В.
Дисциплина «Страноведение России» для иностранных студентов в дистанционном формате ........................... 462
Тимошкина М. В., Айварова Н. Г.
Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования ......... 467
Темняткина О. В.
Оценка деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в условиях аттестации ................ 472
Коноплянский Д. А.
Специфика регионального рынка труда в процессе формирования конкурентоспособности выпускников вуза ............. 479
Пягай Л. П.
Научно-методическое сопровождение самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» .....485
Рубцова Т. С.
Педоцентристский характер педагогики Ф. У. Паркера ............................................................ 488
Цывунина А. Д.
Коммуникативная культура подростка: новый взгляд на известный феномен ......................................... 493
7
Стр.7
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). Подписные индексы – 38683, Р8683
CONTENT
08.00.00 ECONOMIC SCIENCES
Koronatov N. N., Ilin I. V., Kalyazina S. E.
Digital architecture of the value chain in the oil refining industry ........................................................ 11
Eremin V. I., Gladkova L. A., Bezgina E. S.
Human resources policy in the local government body: its role and the implementation problem ............................... 19
Podtikhova N. N., Ferova I. S.
Financial security assessment of a coal mining enterprise .............................................................. 25
Kovalenko N. V., Suleymanova T. A.
Features of formation of a cluster in agricultural industry of the region with a special status ................................... 32
Karsuntseva O. V.
Long-term global trends as drivers of innovative development of the global industrial robotics market .......................... 40
Sazonov S. P., Elsukov L. A., Elsukova Yu. Yu.
Improvement of state support measures for the investment attractiveness of the region (on the example of the Volgograd region) ..... 48
Petrenko T. V., Shcherbakova T. A.
Labor crisis and the role of social institutions in overcoming it .......................................................... 53
Shovkhalov Sh. A.
Peculiarities of inventory controlling at halal market enterprises in the context of business processes ........................... 58
Yankina I. A., Novi I. N.
Influence of regional competitiveness on the development of tourist business .............................................. 62
Petrenko T. V., Marinova I. V.
On the question of the development of institutions for forming labor potential of modern society ............................... 68
Subaeva A. K., Mikhaylova L. V., Mamlieva D. R.
Features of risk management of an innovative investment project ........................................................ 72
Koneva M. V.
The application of ICT in the formation of the actual cost price in construction of multi-storey residential buildings
in the accounting of building companies ............................................................... ............ 76
Shagoyan Kh. V.
Network logistics clusters in the development of the national logistics system of the Russian Federation
in the digital transformation of the economy ............................................................... ......... 86
Shulgina K. A., Kuzina L. N., Mironova Zh. V., Konev A. V., Korotkevich V. A.
Feasibility criteria for application of pre-enrichment technologies for modernization of mining industries ........................ 93
Ladyzhenskaya T. P., Kuznetsova N. A.
Methodological issues of financial management, analysis of the system general outline and its efficiency: the experience of Yugra .... 98
Bondarskaya O. V.
Study of interregional industrial cooperation in modern conditions ..................................................... 105
Bondareva Ya. Yu., Lavrinenko E. A., Riffel G. V.
Theoretical disadvantages and advantages of the regional cluster economic model ......................................... 112
Kravtsevich S. V.
Features of the reproduction of the labour force in the conditions of imperfect competition in the domestic labor market ........... 117
Ivanov M. V., Nevzorova A. V.
Analysis of the impact of digitalization processes in the transport complex on socio-economic development of a region ........... 126
Shulgina K. A., Kuzina L. N., Mironova Zh. V., Konev A. V., Korotkevich V. A.
The use of pre-enrichment technologies as a reserve for increasing the profitability of the mining industry ...................... 134
Osadchiy K. V.
Aspects of the formation of mechanisms for the sustainable development of enterprises of the rocket and space industry
of the Russian Federation ............................................................... ............................138
Ustyuzhanin V. L.
Models of higher education: comparative analysis ............................................................... .... 144
Boldanova E. V.
R & D costs and financial state of the oil and gas production company .................................................. 153
Serov D. A., Levina A. I., Kalyazina S. E.
Coordination of water canal activities in the region: trends and forms ................................................... 158
Pryanishnikova M. V., Sudarikova I. A.
Portfolio management of insurance companies in the modern stock market ............................................... 165
Korda N. I.
The concept of anti-corruption in the Republic of Crimea ............................................................. 170
Krasnyanskaya O. V.
Engineering methods in the organization of the system of scientific and technological development of industry .................. 175
Popov I. A.
Improving public procurement management by clarifying the theoretical foundations ....................................... 185
8
Стр.8
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, august № 3 (56). Subscription indices – 38683, Р8683
Starkov E. N.
Marketing transformations in the digital economy: imperatives and obstacles ............................................. 193
Turmanov M. T.
Modern trends in digitalization of accounting ............................................................... ....... 199
Bazhenov S. I., Golokha D. D., Novikova K. A.
Introduction of “end-to-end” digital technologies in subjects of the Ural Federal District .................................... 205
Titov V. V., Bezmelnitsyn D. A.
Development of operational management systems on high-tech with a long cycle the production of machine-building enterprises .... 210
Vorobets T. I., Perzeke N. B.
Features of forming an innovative strategy of the enterprise ........................................................... 217
Mosolova N. A.
Methodology for assessing the level of the economic potential development in the agricultural insurance sector .................. 223
Pyshkov N. I.
Contribution of Russian companies with an effective financial and risk management system to corporate social responsibility ...... 229
12.00.00 LAW SCIENCES
Gladkikh V. I.
Illegal provision of consumer credits (loans) (article 171.5 of the Criminal Code of the Russian Federation):
another novel with unclear prospects ............................................................... .............. 235
Sapfirova A. A.
Application of the electronic form of managing personnel documents as a method for protecting labor rights .................... 239
Golomanchuk E. V., Yagotintseva T. Yu., Astafurova O. A.
Certain problems of legal regulation of the process of controlling expenses of officials in the Russian Federation ................. 243
Demyanova L. M., Dyakonova N. A., Kovtunenko A. V., Zaytsev V. V.
Problems of liability for injury to health of athletes in their professional activities .......................................... 250
Strelnikov I. A., Minakova E. V., Ratnikova V. I., Strelnikova N. V.
Topical issues of regulation of working time in Japan and Russia ....................................................... 255
Chernousova K. S., Durandina E. S., Kudakova A. V.
State support measures for small and medium businesses during the pandemic ............................................ 260
Vlasov V. I.
Activity of the court during judgment decisions on the application of certain measures of procedural prevention,
forcing and permission of production of certain investigative actions .................................................... 265
Gileva N. S., Kaygorodova O. V., Kaygorodova O. V.
The legal error in the criminal law of the Russian Federation: concept and consequences .................................... 271
Sereda A. Yu.
Problems of licensing the use of subsurface areas of local signifi-cance for the construction and operation
of underground structures of local and regional significance, not related to the extraction of minerals .......................... 275
Chudinovskikh M. V.
The main trends in the development of digital labor platforms in the context of the pandemic ................................ 280
Gareev A. A., Ieroklis E. G.
The problem of responsibility for the expropriation of land plots for state or municipal needs ................................ 285
Konoplyannikova T. V., Shagivaleeva I. Z.
Legal culture as a background for the formation of bioethics in the sphere of protecting the rights of the citizens ................. 289
Fayzrakhmanov R. R.
Consumer extremism: potential criminal liability ............................................................... .... 295
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
Komissarova T. S., Gadzhieva E. A., Skvortsov A. V.
Development of spatial-visual thinking of bachelors ............................................................... .. 300
Belova S. V., Chubanov I. I.
Humanitarian component of the content of professional education of future lawyers ........................................ 306
Komissarova T. S., Skvortsov A. V.
Cartographic approach to the formation of spatial and problem perception of educational information
(on the example of training bachelors in the direction of “Tourism”) .................................................... 311
Makarova E. V., Dubatovkin V. I., Oleynik S. S., Kulikov S. V.
Ways to improve students’ endurance in physical education classes ..................................................... 317
Lavo R. S., Morozov S. A.
Content of the subject of philosophy of music at the institute of culture .................................................. 322
Lomakin O. E., Tebekin A. V.
Transition of the system of additional professional education in the structure of Rosgidromet to a coupled development model ...... 328
Orlova L. N., Izhoykina L. V.
Problems of forming a culture of life safety in higher education students ................................................. 336
9
Стр.9
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). Подписные индексы – 38683, Р8683
Tarkhan L. Z., Bekirova M. I.
Special course “Readiness of future teachers-defectologists for professional activities” as a condition for preparation
of students for future profession ............................................................... .................. 342
Tregubova T. M.
Models of teachers’ professional development in conditions of digitalization: benchmarking of successful practices .............. 348
Borisova V. V., Titova A. V., Arkhipova S. A.
The use of aerobics in the training process in rhythmic gymnastics ..................................................... 353
Gairbekova P. I.
Digital culture in modern education ............................................................... ............... 359
Melnikov Yu. B., Suetov A. P.
The role and place of the computing apparatus in modern teaching of mathematics ......................................... 365
Neparko M. V.
Methodological approaches to the study of the formation of cross-cultural competencies among managers
in higher education institutions ............................................................... ................... 373
Kozlov A. V., Kozlova M. A., Slavin D. S.
Technical assessment of the physical activity in students with disabilities on the basis of board sports games .................... 378
Bocharova Yu. Yu., Komatkova L. V.
Methods for retention of young teachers in school: the role of the professional community .................................. 382
Emelyanova O. B.
Development of skills of free participation in polemical forms of business communication among students of non-linguistic universities ... 391
Dekina E. V., Shalaginova K. S.
Theory and practice of development of creative abilities in preschool children by means of technical modeling .................. 396
Krasilnikova Yu. S., Sedov I. A., Antonova V. V.
To the concept of educational competence of the teacher of physical culture and sports ..................................... 402
Lapshova E. S., Kosharskaya E. V., Lapshova Ya. O.
Higher professional education and dual training system: factors in the successful integration of young people into the labor market ......406
Rudneva L. V., Borisova V. V., Titova A. V.
Features of the manifestation of the main properties of the nervous system in sports activity
(on the example of acrobatic rock and roll) ............................................................... ......... 411
Strelnikov I. A., Strelnikova N. V., Ratnikova V. I.
Energy dichotomy in the signs of the ideographic writings of the East ................................................... 417
Maryukov A. M.
Forming readiness for acquisition of universal learning activities in children of older pre-school age in the course of the game of chess ..... 422
Belyaeva O. A.
Meta-subject competencies of teachers: empirical research experience ................................................... 426
Gadzhieva E. A.
Pedagogical “questionnaire” — characteristics of infocartographic method of professional training of bachelors
in the direction of “Tourism” ............................................................... .................... 433
Kareva G. V.
Social integration of students with disabilities in the educational process of the university through game technologies ............. 438
Kiseleva T. G., Mataulina A. E.
Peculiarities of communication skills formation in preschoolers with developmental disorders ................................ 444
Karmanova E. S.
Formation of cognitive universal learning activities in teaching writing in Chinese ......................................... 451
Orlov V. S.
An experience in teaching common interdisciplinary courses as a part of the model of liberal education ........................ 456
Tretyakova I. A., Kuprina I. V.
The discipline “Country studies of Russia” for foreign students in a distance format ........................................ 462
Timoshkina M. V., Ayvarova N. G.
Individual educational route for the formation of flexible skills in higher education ........................................ 467
Temnyatkina O. V.
Teacher evaluation in vocational education institutions in the conditions of attestation ...................................... 472
Konoplyanskiy D. A.
The specifics of the regional labor market in the process of forming the competitiveness of university graduates ................. 479
Pyagai L. P.
Scientific and methodological support of independent work of students in the discipline “Physical culture and sports” ............. 485
Rubtsova T. S.
Francis W. Parker’s pedocentric pedagogy ............................................................... ......... 488
Tsyvunina A. D.
The communicative culture of a teenager: a new look at a well-known phenomenon ........................................ 493
10
Стр.10