Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История античной культуры

0   0
Первый авторЗелинский Фаддей Францевич
Издательство[Б.и.]
Страниц108
ID12765
Кому рекомендованоИстория античности
Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры : Очерк / Ф.Ф. Зелинский .— : [Б.и.], 1914 .— 108 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/12765 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Европейское человечество испытало огромные изменения своей культуры за тот период своей истории, который отделяет античность от наших времен; за тот же период семейный быт ласточек и общинный быт муравьев остался тем же, каким был раньше. <...> Все же в настоящем изложении истории античной культуры поставлена во главу угла идеологическая теория, главным образом, по двум причинам: во-первых, потому, что опыт доказал практическую исполнимость подчинения экономического принципа идеологизму, но не наоборот; следовательно, только исходя от идеологического принципа, мы можем получить единое и последовательное изложение культурного развития народа; во-вторых, потому, что специально {античная} культура именно своими духовными достижениями наиболее решающим образом повлияла на культуру новых времен; следовательно, только идеологическая теория дает нам возможность выдвинуть те стороны античной культуры, которые для нас особенно драгоценны. <...> мы разделяем, прежде всего, на {изобразительные} и {мусические}; первые существуют в пространстве, вторые - во времени. <...> }. Мусическими называются эти искусства потому, что их покровительницами считались девять муз. <...> . Она рассматривается нами двояко: и как биологическая, и как экономическая единица; другими словами, мы различаем {семейный быт} (отношения между супругами, между родителями и детьми, между господами и челядью; рождение, воспитание, свадьба и похороны) и {семейное хозяйство}, которое было в древности много сложнее, чем теперь. <...> А если припомнить, что даже один и тот же идеал может неравномерно осуществляться в различных отделах своей области (красота музыки, например, в ущерб красоте живописи, семейный быт в ущерб государственному), то вопросы сравнительной оценки станут еще сложнее и неудоборазрешимее. <...> часть (в античной религии мы называем ее мифологией) так же точно примыкает к искусствам, вдохновляя поэтов и художников, призывая к жизни религиозную <...>
История_античной_культуры.pdf
ВБК 63.3(0)3 3-49 3-49 Зелинский ?.?. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 - 380 с: илл. (Кн. серия "Modus vivendi"). ISBN 5-85233-014-0 OCR:М. Бычков, март 2003 г. Книга проф. СПб Императорского Университета Ф.Ф.Зелинского, замечательного знатока Античности и переводчика, представляет собой первый в Европе опыт изложения истории античной культуры для целей ее систематического изучения и может быть использована как в качестве учебного пособия в средней и высшей школе, так и для самостоятельного чтения более подготовленным читателем. Настоящее, второе, издание книги (первое - 1914 г.) заново отредактировано, снабжено популярным комментарием и иллюстрациями. ББК 63.3(0)3 ISBN 5-85233-014-0 ТОО "Марс", оформление, 1995 Џ ТОО "Магик-Пресс", 1995 D С.П.Заикин, примечания, 1995 {Введение} ї 1. Понятие "{культура}" определяют обыкновенно как совокупность условий окружающего нас быта. Недостаточность этого определения, неизбежно порождающего дальнейший вопрос "а что такое быт?", преодолевается делением культуры на материальную, общественно-экономическую и духовную, причем под первую подводится то, что служит человеку для удовлетворения его физических нужд (пища, одежда, жилище, утварь, оружие), под вторую - всякого рода группировки человеческих особей, имеющие целью поддержание их жизни и благосостояния (семья, род, колено, сословия, профессиональные организации, государство), а под третью - все, отвечающее идеальным запросам человека как мыслящего и чувствующего создания (религия, нравственность, искусство, наука). Это деление удовлетворительно в том отношении, что дает возможность ввести в установленные им рамки все культурные явления; оно поэтому вполне пригодно для всех сочинений преимущественно {справочного} характера. Неудовлетворительно оно не столько вследствие зыбкости границ между установленными отделами (таковая - неизбежный спутник всех подобного рода делений), сколько вследствие своего чисто внешнего характера, обусловленного отсутствием центральной, объединяющей идеи. Таковую нам может дать только та наука, которая лежит в основе всех вообще гуманитарных наук, а именно - {психология}, как это покажет дальнейшее. ї 2. Относя понятия "культура" и "быт" к числу тех первичных понятий, содержание которых получается нами не столько аналитически - путем определения, сколько синтетически - путем бессознательного сложения однородных явлений, мы прежде всего должны обратить наше внимание на основную разницу между {человеческой} культурой и той, которая наблюдается в животном мире. Разница эта состоит в бесконечной изменяемости первой и принципиальной неизменяемости второй. Европейское человечество испытало огромные изменения своей культуры за тот период своей истории, который отделяет античность от наших времен; за тот же период семейный быт ласточек и общинный быт муравьев остался тем же, каким был раньше. Животный быт если и изменяется, то либо в смысле бессознательного приспособления к изменившимся внешним условиям жизни, либо (в кругу так называемых домашних животных) под непосредственным воздействием человека; принципиально же он неизменяем. Отсюда следует, что {история} культуры возможна только для человека, но не для животного мира. ї 3. Но, спрашивается, какие же силы влияют на изменение быта человека, обусловливая собой развитие человеческой культуры? Вопрос этот поныне представляется спорным, и при его решении намечаются две крайние культурно-исторические теории. Согласно одной из них, изменения условий человеческого быта объясняются стремлением человечества - ив отдельных его особях и в его социально-политических группах - к увеличению своего материального благосостояния, то есть силами экономического характера, вследствие чего самой теории присвоено название {экономического материализма}. Эта теория, будучи применена с научной осмотрительностью и со знанием дела, раскрыла много важных сторон специально в области материальной и общественно-экономической культуры (см. выше ї 1); но в своем стремлении к
Стр.1