Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Краткое руководство к практическим занятиям по общему уходу за больными. Учебное пособие в 2 ч. (290,00 руб.)

0   0
Первый авторРаскина
ИздательствоКемГМА
Страниц284
ID176969
АннотацияОт подготовки среднего медперсонала зависит качество медицинской помощи населению. В значительной мере это относится и к студентам медицинских вузов. Предмет «Уход за больными» имеет практическую направленность, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. В первой части пособия дано описание медсестринских манипуляций и процедур, принципов оказания доврачебной помощи. Во второй части пособия представлены дополнительные справочные материалы и нормативные документы, позволяющие студентам более полно и качественно подготовиться к занятиям. Учебное пособие предназначено для студентов II курса медицинских вузов по специальности 060101 «лечебное дело», 060103 «педиатрия» и 060104 «медико-профилактическое дело».
Раскина, Т.А. Краткое руководство к практическим занятиям по общему уходу за больными. Учебное пособие в 2 ч. : учебное пособие для студентов II курса медицинских вузов по специальности 060101 «лечебное дело», 060103 «педиатрия» и 060104 «медико-профилактическое дело» / Раскина Т.А., Протасова Т.В. (ред.), Шелихов В.Г., Вавилов А.М. И др.; Т.А. Раскина .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 284 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176969 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности ухода за больными с лихорадкой, поражениями кожи и слизистых оболочек. <...> Особенности ухода за больными с поражениями опорнодвигательного аппарата. <...> Особенности ухода за больными с неотложными состояниями со стороны органов дыхания. <...> Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. <...> Можно прекрасно выполнить сложную операцию, добиться значительного восстановления нарушенных функций конечностей после перенесенного инсульта или перелома, но потом потерять больного из-за застойных или воспалительных явлений в легких, появившихся в результате длительного неподвижного положения больного в постели, из-за пролежней как результата плохого ухода. <...> САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с видами и структурой медицинских учреждений, медицинской документацией и санитарноэпидемиологическим режимом, выработать практические навыки транспортировки больных. <...> 4. медицинскую документацию приемного отделения, поста и процедурного кабинета; <...> 6. санитарно-эпидемиологический режим в приемном отделении, на сестринском посту и в процедурном кабинете. <...> Амбулаторные медицинские учреждения Поликлиника – лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входят регистратура, врачебные кабинеты по основным клиническим профилям (терапия, хирургия, гинекология, неврология, отоларингология, офтальмология, эндокринология, ортопедия, урология), основные диагностические службы (клиническая и биохимическая лаборатории, кабинеты функциональной диагностики и рентгенологический), процедурный кабинет, физиотерапевтическое отделение. <...> 6. процедурные кабинеты, малая операционная или перевязочная - для проведения медицинских манипуляций; <...> После врачебного осмотра и установления диагноза проводится санитарная обработка больного, которая включает в себя: - осмотр для выявления педикулеза, чесотки; - стрижку волос, ногтей; - бритье; - мытье под душем или проведение <...>
Краткое_руководство_к_практическим_занятиям_по_общему_уходу_за_больными._Учебное_пособие_в_2_ч..pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.10
Стр.20
Стр.68
Стр.93
Стр.118
Стр.143
Стр.153
Стр.194
Краткое_руководство_к_практическим_занятиям_по_общему_уходу_за_больными._Учебное_пособие_в_2_ч._(1).pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.17
Стр.24
Стр.29
Стр.39
Стр.58
Стр.62
Стр.70
Стр.86
Краткое_руководство_к_практическим_занятиям_по_общему_уходу_за_больными._Учебное_пособие_в_2_ч..pdf
Кемеровская государственная медицинская академия КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ I Кемерово - 2006
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ часть I Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 060100 (040100)-Лечебное дело, 060103 (040200) - Педиатрия, 060104(040300) - Медико-профилактическое дело Кемерово – 2006
Стр.3
УДК 616-083 (075.8) Т.А. Раскина, Т.В. Протасова, В.Г. Шелихов, А.М. Вавилов, О.С. Малышенко, Н.И. Лебедева, Е.Б. Аникина Краткое руководство к практическим занятиям по общему уходу за больными: Учебное пособие. Часть I. / Под редакцией Т.В. Протасовой. Кемерово, 2006. - 191 с. От подготовки среднего медперсонала зависит качество медицинской помощи населению. В значительной мере это относится и к студентам медицинских вузов. Предмет «Уход за больными» имеет практическую направленность, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. Дано описание медсестринских манипуляций и процедур, принципов оказания доврачебной помощи. Во второй части пособия представлены дополнительные справочные материалы и нормативные документы, позволяющие студентам более полно и качественно подготовиться к занятиям. Учебное пособие предназначено для студентов II курса медицинских вузов по специальности 060101 «лечебное дело», 060103 «педиатрия» и 060104 «медико-профилактическое дело». Рецензенты: М.Ф. Осипенко - зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Новосибирской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор; Ф.Ф. Тетенев - зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Сибирского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Понятие об уходе за больными. Основы этики и деонтологии. Законодательные основы охраны здоровья граждан России. 2 Виды и структура медицинских учреждений. Организация работы медсестры. Медицинская документация. Транспортировка больных. Санитарно-эпидемиологический режим. 3 Личная гигиена больных. Питание больных. 4 Методы воздействия на кровообращение. 5 Методы воздействия на желудочно-кишечный тракт. 6 Способы применения лекарственных средств. Хранение и учет лекарственных средств. Понятие об аллергических реакциях и анафилактическом шоке. Взятие крови на исследование. 7 Особенности ухода за больными с лихорадкой, поражениями кожи и слизистых оболочек. 8 Особенности ухода за больными с поражениями опорнодвигательного аппарата. 9 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Оксигенотерапия. Плевральная пункция. 10 Особенности ухода за больными с неотложными состояниями со стороны органов дыхания. 11 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения. 12 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями желудочнокишечного тракта. 13 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. 14 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. 15 Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. 16 Уход за тяжелыми и агонирующими больными. Понятие о реанимации. ТЕСТЫ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4 5 8 18 26 35 45 66 75 81 91 94 108 116 121 130 141 151 189 191 3
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Суть сестринского процесса заключается в осуществлении ухода за больными. ВОЗ Обучение медсестер в России осуществляется в медицинских училищах и колледжах. От подготовки среднего медперсонала зависит качество медицинской помощи населению. В значительной мере это относится и к студентам медицинских вузов. Недостаточная подготовка к занятиям и в результате этого плохое знание различных разделов общего ухода неизбежно приведут к существенным ошибкам в их дальнейшей медицинской деятельности. Предмет «Уход за больными» имеет практическую направленность, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. Авторы стремились сохранить единство подхода и алгоритмичность подачи материала при описании различных манипуляций, процедур и принципов оказания доврачебной помощи. Учитывая, что время практического занятия должно быть максимально использовано студентами для приобретения навыков по уходу за больным, для контроля теоретических знаний могут быть использованы тестовые задания, аналогичные предлагаемым в конце учебного пособия. Тестовые задания помогут студентам проверить степень усвоения материала. Тесты содержат задания закрытой формы с несколькими вариантами выбора. Студентам предлагается выбрать единственный вариант ответа, делающий утверждение истинным. В «Приложении» даны дополнительные справочные материалы и нормативные документы, позволяющие студентам более полно и качественно подготовиться к занятиям. Настоящее руководство не подменяет современных учебников по курсу общего ухода за больными и не может заменить систематическую работу по овладению различными процедурами и манипуляциями, выполняемыми средним медицинским персоналом, а является дополнительным пособием, помогающим систематизировать знания в процессе подготовки к занятиям. Авторы будут благодарны студентам и преподавателям за все замечания, направленные на улучшение содержания и формы данного учебного пособия. 4
Стр.6
1. ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ ЗА БОЛЬНЫМИ. ОСНОВЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИИ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: получить представление о кафедре и правилах поведения в клинике, о профессии медицинской сестры, значении общего ухода за больными как лечебного фактора, познакомиться с законодательными основами охраны здоровья граждан России. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. понятие об уходе за больными; 2. понятие о медицинской этике и деонтологии; 3. понятие врачебной тайны; 4. понятие ятрогении; 5. законодательные основы охраны здоровья граждан России. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. соблюдать требования медицинской этики и деонтологии. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ: 1. поведения на кафедре и в клинике. 1. ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ ЗА БОЛЬНЫМИ В повседневной жизни уход за больным – оказание ему помощи в удовлетворении различных потребностей: в еде, питье, утреннем и вечернем туалете, движении, физиологических отправлениях и др. Уход также подразумевает создание больному оптимальных условий пребывания в лечебном учреждении или дома: тишину и покой, удобную постель, чистое белье, свежий воздух и т.д. В таком объеме уход осуществляется, как правило, младшим медицинском персоналом и родственниками больного. В медицине понятие «уход за больными» - система мер, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений, проведение диагностических мероприятий, подготовку больного к определенным исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, ведение необходимой медицинской документации. Значение ухода за больными невозможно переоценить. Точное выполнение предписаний врача, проведение всех мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению сил больного, облегчению его страданий, тщательное наблюдение за функциями всех органов, предупреждение возможных осложнений, чуткое отношение к больному — все это входит в понятие ухода за больными. Врач лечит, но медицинская сестра выхаживает. Плохой уход, небрежное отношение медсестры к своим прямым обязанностям могут не только задержать выздоровление больного, но и 5 ПРАКТИЧЕСКИМИ
Стр.7
морально-этические нормы, должен не только знать и выполнять свои обязанности, но и иметь представление о той ответственности, которую он несет за уклонение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Ошибки в медицинской практике необходимо отделять от медицинских правонарушений, связанных не с заблуждениями, а с недобросовестным отношением к своим обязанностям. К медицинским правонарушениям относится: - неоказание больному помощи без уважительных причин (ст. 124 Уголовного кодекса РФ); - нарушение правил хранения и учета ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств (ст. 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях); - неправильное введение лекарственных препаратов. Юридическая ответственность медработников за причинение вреда здоровью граждан регламентирована «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г). В зависимости от вида и тяжести совершенных правонарушений медицинский работник подвергается административным взысканиям (выговор, строгий выговор, перевод на менее оплачиваемую работу и т.д.) или же привлекается к ответственности в соответствии с законодательством. 2. ВИДЫ И СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ. МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с видами и структурой медицинских учреждений, медицинской документацией и санитарноэпидемиологическим режимом, выработать практические навыки транспортировки больных. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. назначение различных видов медицинских учреждений; 2. структуру медицинских учреждений; 3. организацию работы медсестры приемного отделения, постовой и процедурной медсестры; 4. медицинскую документацию приемного отделения, поста и процедурного кабинета; 5. правила и способы транспортировки больных; 6. санитарно-эпидемиологический режим в приемном отделении, на сестринском посту и в процедурном кабинете. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. заполнить медицинскую документацию; 8 профессиональным
Стр.10
Грелки: − 2-кратное протирание 1% раствором хлорамина; − замачивание в 3% растворе перекиси водорода на 30 мин. Судна: замачивание в 1% растворе хлорамина 60 мин. Ванны: 2-кратное протирание 0,5% хлорной известью. Уборочный инвентарь: на 1 ч поместить в 0,5% раствор хлорной извести, промыть проточной водой и высушить. Помещения: − 2-кратное протирание 1% раствором хлорамина, − 0,05% раствором клорсепта, − 3% перекисью водорода. 3. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНЫХ. ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомиться с принципами организации лечебного питания и правилами личной гигиены больных в терапевтических отделениях, освоить обязанности среднего медицинского персонала по контролю за соблюдением больными терапевтических отделений правил личной гигиены и организации лечебного питания в терапевтических отделениях. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. правила (нормы) личной гигиены, установленные для больных терапевтических отделений; 2. механизм образования, клинические проявления, профилактику и лечение пролежней; 3. понятие о диетах, диетологии и диетотерапии; 4. 15 вариантов диет, разработанных Институтом питания АМН СССР; 5. новую номенклатуру диет (5 вариантов); 6. порядок получения и раздачи пищи в терапевтических отделениях; 7. обязанности среднего медицинского персонала по контролю за соблюдением больными правил личной гигиены; 8. обязанности среднего медицинского персонала по осуществлению лечебного питания больных терапевтических отделений; 9. понятие об искусственном питании больных. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. контролировать соблюдение правил личной гигиены больными терапевтического отделения; 2. осуществлять смену нательного и постельного белья тяжелому больному; 3. составлять и выписывать порционник; 4. проводить раздачу пищи; 5. проводить кормление тяжелых и ослабленных больных пожилого и старческого возраста, находящихся на постельном режиме. 18
Стр.20
адренорецепторов сосудистой стенки (сосудосуживающих), а при высоких дозах преобладает 5. Обеспечить доступ к вене (целесообразно установить в вену катетер), т.к. (сосудорасширяющих). для восстановления внутрисосудистого стимуляция α-адренорецепторов объема может потребоваться введение жидкости (0,9% раствор NaCl, 5% раствор глюкозы, низкомолекулярные декстраны). Внутривенно струйно ввести 0,3-0,5 мл 0,1% раствора адреналина в 10 мл 40% раствора глюкозы. При сохранении тяжелого состояния внутривенно капельно ввести 1 мл 0,2% раствора норадреналина на 5% растворе глюкозы (в 0,9% растворе NaCl норадреналин нестабилен). Если лечение начато поздно, может потребоваться введение бикарбоната натрия для устранения ацидоза (на фоне ацидоза активность адреномиметиков снижается). 6. Внутривенно струйно ввести 30-90 мг преднизолона и более (до 1-3 г, критерий эффективности – стабилизация АД). 7. Для купирования явлений бронхоспазма ввести внутривенно 10 мл 2,4% раствора эуфиллина, наладить подачу кислорода. При необходимости отсосать из дыхательных путей скопившейся секрет. При выраженном стридорозном дыхании (на фоне отека гортани) – наложение трахеостомы по жизненным показаниям. 8. Внутримышечно или внутривенно (в зависимости от тяжести АШ) ввести антигистаминные препараты (0,1% раствор тавегила, или 1% раствор димедрола, или 2,5% раствор супрастина) – для устранения или предупреждения кожных проявлений аллергии, в том числе кожного зуда. 9. Больным, получающим β-адреноблокаторы, на фоне терапии которыми риск анафилактических реакций повышен, а эффективность βадреноблокаторов снижена, может потребоваться введение глюкагона 10 мг внутривенно струйно с последующей инфузией 2-8 мг/ч. После оказания неотложной помощи больного необходимо госпитализировать на срок не менее 10 дней с целью продолжения наблюдения и лечения, т.к. у 2-5% пациентов, перенесших АШ, наблюдаются поздние аллергические реакции. Необходим контроль над функцией печени, почек, ЭКГ, консультация невролога (возможно развитие аллергического энцефалита и полирадикулоневрита). 7. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ С ЛИХОРАДКОЙ, ПОРАЖЕНИЯМИ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить принципы ухода за больными с лихорадкой, заболеваниями кожи и слизистых оболочек; овладеть методиками наружного исследования больного. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. определение лихорадки, ее виды, периоды развития; 2. устройство термометров, правила их хранения и дезинфекции; 66
Стр.68
йода, 70% раствор спирта, стерильная повязка, стерильные пробирки, 0,25% р-р новокаина, подушка, клеенка, стул. Техника выполнения. Больной сидит на стуле лицом к его спинке, скрестив на груди руки или опустив их на подушку, накрытую клеенкой и положенную на спинку стула. Наклонить больного в сторону, противоположную той, где будет проводится пункция. Руку со стороны пункции переложить на здоровое плечо. Пункцию производят по задней подмышечной линии в зоне максимальной тупости перкуторного звука — обычно в VII-VIII межреберье. Для пробной пункции используют шприц емкостью 10-20 мл с толстой иглой, а для удаления большого количества жидкости — электроотсос (медсестра подает шприц, включает электроотсос). Предполагаемое место прокола обработать спиртовым раствором йода, затем 70% раствором спирта и снова йодом. Произвести местную анестезию 0,25% р-ром новокаина (медсестра подает врачу шприц с раствором новокаина). Проколоть межреберье по верхнему краю нижележащего ребра (по нижнему краю ребра проходит сосудистонервный пучок). При попадании иглы в плевральную полость появляется ощущение «провала» в свободное пространство. При диагностической пункции в шприц набирают 50-100 мл жидкости (медсестра выливает ее в предварительно подписанные пробирки и направляет на физико-химическое, цитологическое или бактериологическое исследования). При скоплении большого объема жидкости в плевральной полости удаляют лишь 800-1200 мл, т.к. изъятие большего количества может привести к быстрому смещению органов средостения в больную сторону и к коллапсу. После извлечения иглы место прокола смазать 5% спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку. После пункции больной в течение суток должен находиться под наблюдением дежурной медсестры и врача. 10. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ С НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с неотложными состояниями при заболеваниях органов дыхания, понятием астматического статуса; овладеть методикой сравнительной перкуссии легких. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. правила и последовательность оказания доврачебной помощи при легочном кровотечении; 2. правила и последовательность оказания доврачебной помощи при приступе удушья; 3. правила и последовательность оказания доврачебной помощи при астматическом статусе; 91
Стр.93
7. За 30-40 минут до исследования вводят газоотводную трубку. Вместо удобство применения, быстрый вышеописанной традиционной подготовки можно использовать пероральный лаваж с помощью фортранса (см. инструкцию к препарату). Преимущества: эффект, сохраняющийся в течение 2-6 часов, отсутствие болевых ощущений при опорожнении кишечника. Противопоказания: неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, кишечная непроходимость, боли в животе неустановленной этиологии. 13. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с основными патологическими симптомами при заболеваниях печени и желчевыводящих путей, особенностями ухода за этой категорией больных, овладеть методиками подготовки больных к исследованиям. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. основные жалобы больных при заболеваниях желчевыводящих путей; печени и 2. основные симптомы и синдромы при заболеваниях печени, тактику доврачебной помощи; 3. основные симптомы и синдромы при заболеваниях желчевыводящих путей, тактику доврачебной помощи; 4. подготовку больных к рентгенологическому и ультразвуковому исследованию при заболеваниях желчевыводящих путей; 5. особенности ухода за больными с заболеваниями печени и желчевыводящих путей; 6. принципы лечебного питания при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. оказать неотложную доврачебную помощь при заболеваниях печени; 2. оказать неотложную доврачебную помощь при заболеваниях желчевыводящих путей. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ: 1. ухода за больными разного возраста с заболеваниями печени и желчевыводящих путей; 2. подготовки больных к рентгенологическим и ультразвуковым методам исследования печени и желчевыводящих путей. 116
Стр.118
Особенности наблюдения и ухода за больными. 1. При никтурии у ослабленных больных возможны падения, обмороки (риск переломов). Поэтому необходимо объяснять больному, что он не должен пить позже 6-7 ч вечера, чтобы не испытывать ночью частые позывы на мочеиспускание, а на ночь оставлять ему у кровати судно или горшок. 2. Никтурия часто сочетается с недержанием мочи (энурезом). 3. При недержании мочи: - после каждого мочеиспускания подмывать больного и менять ему бельё; - посоветовать родственникам приобрести специальные памперсы для взрослых; - рекомендовать ограничить приём жидкости после 3 ч дня. 4. Пища должна быть легкоусвояемой, пациенту следует в течение дня принимать пищу часто, малыми порциями. 5. Регулярно дезинфицировать судно (мочеприёмник) и обеззараживать выделения пациента перед сливом их в канализацию. 6. При строгом постельном режиме, тяжёлом состоянии больного: - особое внимание уделять состоянию кожных покровов пациента, особенно при наличии у него отёков; - проводить профилактику пролежней. Замена памперса 1. Повернуть больного на бок с согнутыми в коленях ногами, как для постановки клизмы. 2. Снять с больного нижнее белье до уровня колен. 3. Удалить использованный подгузник сзади так, чтобы возможные испражнения не испачкали устье мочевого канала. При необходимости обмыть наружные половые органы. 4. Сложить памперс вдвое желобком и ввести между ног пациента так, чтобы Т-образная часть располагалась сзади. 5. Расправить памперс, чтобы не было складок, сверху одеть нижнее белье. 6. Повернуть больного на спину и проконтролировать, что памперс плотно прижался к паху и под ним не осталось складок кожи. 16. УХОД ЗА ТЯЖЕЛЫМИ И АГОНИРУЮЩИМИ БОЛЬНЫМИ. ПОНЯТИЕ О РЕАНИМАЦИИ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить технику искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, принципы ухода за тяжелыми и агонирующими больными. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. понятие о предагональном, агональном состояниях, клинической смерти, внезапной смерти; 141
Стр.143
ТЕСТЫ Выберите единственный ответ, делающий высказывание истинным. 1. ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ ЗА БОЛЬНЫМИ. ОСНОВЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИИ 1. Основные задачи студента при изучении общего ухода за больными: 1) освоение техники операций; 2) освоение обследования больного; 3) оказание первой врачебной помощи; 4) практическое овладение навыками ухода за больными; 5) постановка диагноза. 2. Осуществлять уход за больными должны: 1) родственники больного; 2) все медицинские работники; 3) врачи; 4) больные в палате.; 5) медицинские сестры. 3. Медицинская изучает: 1) взаимоотношения между собой; 2) взаимоотношения врачом и больным; деонтология больных между 3) вопросы долга, морали и профессиональной этики; 4) ятрогенные заболевания; 5) взаимоотношения медперсоналом между и родственниками больного. 4. Термин «этика» был предложен: 1) Бентаном; 2) Аристотелем; 3) Гиппократом; 4) Ф. Найнтингейл; 5) Н.И. Пироговым. 151 методики 5. Ятрогенное заболевание – это заболевание: 1) развившееся в 2) развившееся 4) развившееся 5) осложнение заболевания. в в результате неосторожного высказывания медработника о больном или его болезни; результате неправильного лечения; 3) передающееся от больного к больному; разговора медперсонала родственниками больного; результате с основного 6. Если больной находится в крайне тяжелом состоянии и спрашивает о своем прогнозе, медсестра должна: 1) не разговаривать с ним; 2) успокоить и ободрить его; 3) сказать о его скорой смерти; 4) посоветовать врача; спросить 5) правильно 1) и 4). 7. Если родственники больного принесли лекарственный препарат и настаивают на его применении, медсестра должна: 1) включить его в дневную раскладку лекарств; 2) рассказать больному, самостоятельно этот препарат; как принимать 3) запретить приносить лекарства в отделение; 4) информировать врача; у
Стр.153
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 05.06.2006. Гарнитура таймс. Тираж 300 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 11,1. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР №21244 от 22 сентября 1997 г. 192
Стр.194
Краткое_руководство_к_практическим_занятиям_по_общему_уходу_за_больными._Учебное_пособие_в_2_ч._(1).pdf
Кемеровская государственная медицинская академия КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ II Кемерово - 2006
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ часть II Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 060100 (040100)-Лечебное дело, 060103 (040200) - Педиатрия, 060104(040300) - Медико-профилактическое дело Кемерово – 2006
Стр.3
УДК 616-083 (075.8) Т.А. Раскина, Т.В. Протасова, В.Г. Шелихов, А.М. Вавилов, О.С. Малышенко, Н.И. Лебедева, Е.Б. Аникина Краткое руководство к практическим занятиям по общему уходу за больными: Учебное пособие. Часть II. / Под редакцией Т.В. Протасовой. Кемерово, 2006. – 83 с. От подготовки среднего медперсонала зависит качество медицинской помощи населению. В значительной мере это относится и к студентам медицинских вузов. Предмет «Уход за больными» имеет практическую направленность, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. Дано описание медсестринских манипуляций и процедур, принципов оказания доврачебной помощи. Во второй части пособия представлены дополнительные справочные материалы и нормативные документы, позволяющие студентам более полно и качественно подготовиться к занятиям. Учебное пособие предназначено для студентов II курса медицинских вузов по специальности 060101 «лечебное дело», 060103 «педиатрия» и 060104 «медикопрофилактическое дело». Рецензенты: М.Ф. Осипенко - зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Новосибирской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор; Ф.Ф. Тетенев - зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Сибирского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Дезинфекция. Виды и методы. 2. Правила приготовления дезинфицирующих хлорсодержащих рабочих растворов 3. Другие дезинфицирующие препараты, используемые при химическом методе дезинфекции. 4. Первая помощь при отравлении химическими дезинфектантами. 5. Общие принципы оказания помощи при отравлениях. 6. Обработка рук медперсонала. 7. Работа процедурного кабинета. 8. Меры профилактики инфекционных заболеваний, включая ВИЧ– инфекцию. 9. Основные действующие приказы, регламентирующие работу: Приказ № 288 «О санитарно-эпидемиологическом режиме лечебнопрофилактического учреждения». СниП 2.08.02-89. Пособие по проектированию учреждений здравоохранения. Санитарные нормы и правила, предъявляемые к процедурному кабинету. Приказ № 408 от 12.07.89 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране». Приказ МЗ РФ № 295 от 1995 г. «О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий…» Приказ № 1002 МЗ СССР от 4.09.1987 г. «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД». Приказ № 170 от 16.08.1994 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации». Приказ № 523 МЗ СССР от 03.07.68., Приказ № 747 МЗ СССР от 02.06.78, Приказ № 1311 МЗ СССР от 30.12.82, Приказ № 330 МЗ РФ от 12.11.97 «Правила хранения лекарственных средств». Приказ № 123 МЗ РФ от 17.04.02 г. «Стандарт сестринских технологий. Протокол ведения больных. Пролежни». Приложение №2 к Приказу №123 МЗ РФ от 17.04.02 г. «Стандарт сестринских технологий. Протокол ведения больных. Пролежни». 10. Сбор, дезинфекция, хранение и удаление отходов различных классов. 11. Памятка по уходу за интравенозным катетером. 12. Применение инсулина. 13. Переливание крови. 14 Биологически активные добавки к пище в профилактике, комплексном лечении и диетотерапии человека. 15. Современные подходы к лечению в гериатрической практике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 4 6 11 15 15 16 19 22 27 27 29 31 34 36 36 37 43 50 56 59 60 62 66 68 83
Стр.5
1. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ВИДЫ И МЕТОДЫ. Дезинфекция (обеззараживание) производится для уничтожения патогенных микробов. Дезинфекции подвергаются все изделия, не имеющие контакта с раневой поверхностью, кровью, инъекционными препаратами. Хирургический инструментарий, которым выполнялись гнойные операции или операции пациентам, страдающим инфекционными заболеваниями, подвергается дезинфекции перед предстерилизационной очисткой и стерилизацией. Методы дезинфекции: 1. Физический метод: − кипячение в 2% р-ре питьевой соды (дистиллированная вода с натрием двууглекислым). Экспозиция 15 мин. Рекомендуется для изделий из стекла, металла, термостойких материалов, резины; − паровой метод (в паровом стерилизаторе-автоклаве) - для изделий из стекла, металлов, резин, латекса, термостойких полимерных материалов. Предварительная очистка изделий не требуется. − воздушный метод (в воздушном стерилизаторе) - для изделий из стекла, металлов, силиконовой резины. Этот метод применим только для. изделий, не загрязненных кровью. 2. Химический метод: − погружение в 3% р-р хлорамина (для туберкулеза - 5%) на 60 мин. (30 г сухого хлорамина + 970 мл воды); − погружение в 6% р-р перекиси водорода на 60 мин; − 0,03% р-р нейтрального анолита – экспозиция 30 мин; − пресепт 0,056% - экспозиция 90 мин. (10 табл. по 0,5 г); − лизетол 4% - экспозиция 15 мин. (40 мл препарата + 960 мл воды); − лизоформин-3000 1,5% - экспозиция 30 мин (15 мл препарата + 985 мл воды); − лизоформин-3000 2% - экспозиция 15 мин. (20 мл препарата + 980 мл воды); − виркон 2% - экспозиция 10 мин (20 г препарата + 980 мл воды); − дезоформ 1% - экспозиция 60 мин (10 мл препарата + 990 мл воды); − дезоформ 3% - экспозиция 30 мин (30 мл препарата + 970 мл воды); − дезоформ 5% - экспозиция 30 мин (50 мл препарата + 950 мл воды); − глутарал 2% — экспозиция 15 мин; − спиртовой р-р хлоргексидина 0,5% - экспозиция 30 мин; − спирт 70% - экспозиция 30 мин. 1 этап: емкость № 1. Первичная дезинфекция: отмывание видимых остатков крови и другого биоматериала. Дезинфектанты: 6% Н2О2, 3% хлорамин, 0,6% гипохлорит Са, 0,125% гипохлорит Na, 0,1% клорсепт-17 (1 табл./1 л), 0,1% Жавелион, Пюржавель (7 табл./10 л). Экспозиция не выдерживается. 4
Стр.6
4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ХИМИЧЕСКИМИ ДЕЗИНФЕКТАНТАМИ При нарушении режима работы, несоблюдении мер предосторожности у персонала могут возникнуть явления местного и общего отравления. Для всех применяемых химических средств дезинфекции характерно раздражающее действие в отношении кожных покровов, слизистых оболочек, глаз и дыхательных путей. При попадании на незащищенную кожу дезсредств следует немедленно тщательно промыть пораженное место чистой водой. При попадании формальдегида лучше обмыть кожу 5% раствором нашатырного спирта. Первая помощь при отравлении через дыхательные пути состоит в немедленном выведении пострадавшего из помещения на свежий воздух. Необходимо прополоскать рот и носоглотку водой. В случае отравления формальдегидом рекомендуется вдыхание водяных паров с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Во всех случаях показан прием теплого молока с питьевой содой или «Боржоми». По показаниям — сердечные, противокашлевые средства, вдыхание кислорода. При попадании любого препарата в глаза немедленно промыть их струей воды или 2% раствором питьевой соды в течение нескольких минут, закапать раствор альбуцида, при болях — 1-2% раствор новокаина. При попадании в желудок хлорактивных препаратов промывают желудок 2% раствором гипосульфита и дают внутрь 5-15 капель нашатырного спирта с водой, молоко, питьевую соду. При отравлении формальдегидом проводят промывание желудка водой с добавлением нашатырного спирта или 3% раствором карбоната или ацетата натрия, затем дают сырые яйца, белковую воду, молоко. 5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ 1. Прекратить действие источника отравления, например, при отравлении угарным газом срочно вынести больного на свежий воздух. 2. В зависимости от состояния больного промывание желудка активное или пассивное. Целесообразно перед промыванием ввести 8-10 таблеток измельченного активированного угля для адсорбции ядовитых веществ - на 3-5 мин. Объем воды при комнатной t составляет 12-15 л для взрослого, который вводится дробно по 300-500 мл. Закончить промывание введением повторно 10 таблеток измельченного активированного угля. При отравлении щелочами, кислотами перед промыванием желудка необходимо провести премедикацию введением подкожно 1,0 мл 0,1% р-ра атропина. Промывать желудок можно только через зонд. Зонд смазывают вазелиновым или растительным цельным маслом. Нейтрализация кислоты, попавшей в желудок пострадавшего, раствором щелочи (сода) противопоказана из-за опасности развития экзотермической реакции (реакция кислоты со щелочью идет с большим выделением тепла) и 15
Стр.17
18. Вылить использованный дезинфицирующий раствор. 19. В ведре с маркировкой «Процедурный кабинет. Для мытья полов» приготовить 1% р-р хлорамина (0,1% р-р клорсепта-17, 0,15% р-р гипохлорита кальция, 3% р-р Н2О2 или 3% р-ор Н2О2 с 0,5% моющим средством и др.). 20. Вымыть пол. 21. Прополоскать и отжать ветошь, вылить раствор в канализацию. 22. Убрать ведро и ветошь в помещение, предназначенное для ее хранения. 23. Вымыть с мылом руки в перчатках, перчатки снять и убрать в тумбочку. 24. Снять и убрать в отведенное для хранения место рабочий халат. 25. Провести гигиеническое мытье рук. 26. Надеть чистый медицинский халат, колпак или косынку. 27. Включить бактерицидный облучатель (время экспозиции зависит от типа облучателя). 28. При отсутствии светового табло над дверью повесить табличку: «Не входить. Опасно. Идет обеззараживание ультрафиолетовым излучением». 29. После окончания экспозиции бактерицидного облучения проветрить помещение. 30. После окончания экспозиции бактерицидного облучения выключить облучатель. 8. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВИЧ-НФЕКЦИЮ I. На рабочем месте должны быть всегда: 1. 70% раствор спирта; 2. Перманганат калия (КМnО4) – навеска для приготовления 0,05% или 0,5% раствора; 3. йод 5%; 4. сульфацил натрия 30%; 5. пипетки, если сульфацил натрий не в шприц –тюбике; 6. вата, бинт, лейкопластырь; 7. дез. средства. II. При попадании инфицированного материала на кожу: 1. обработать 70% р-ром спирта; 2. обмыть водой с мылом; 3. повторно обработать 70% р-ром спирта. III. При попадании инфицированного материала на слизистые: 1. обработать 0,05% р-ром КМnО4: − навеску тщательно развести в воде; − 0,5% р-р разбавить водой до слабо-розового цвета; 2. рот и горло прополоскать 70% спиртом; 3. в глаза и нос закапать 30% р-р сульфацила натрия; 4. не тереть. 22
Стр.24
6. бинт; 7. лейкопластырь; 8. напальчники; 9. перчатки; 10. пипетки для глаз и носа. Защита персонала от инфицирования. Универсальные меры безопасности Всех пациентов необходимо рассматривать как потенциально инфицированных ВИЧ и другими передаваемыми с кровью инфекциями. Медицинскому персоналу для защиты кожи и слизистых оболочек при контакте с кровью или жидкими выделениями организма любого пациента следует помнить и применять 7 правил безопасности. 1. Мыть руки до и после любого контакта с пациентом. 2. Рассматривать кровь и жидкие выделения всех пациентов как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках. 3. Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить никаких манипуляций с использованными иглами. 4. Пользоваться средствами зашиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг крови или жидких выделений в лицо (во время хирургических операций, манипуляций, катетеризации и лечебных процедур в полости рта). 5. Использовать специальную влагонепроницаемую одежду для защиты тела от возможного попадания брызг крови или жидких выделений. 6. Рассматривать все белье, запачканное кровью или жидкими выделениями, как потенциально инфицированное. 7. Рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные. 9. ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРИКАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ Приказ № 288 «О санитарно-эпидемиологическом режиме лечебно-профилактического учреждения» Согласно приказу проводится уборка помещений, кабинетов дезсредствами 2 раза в день с последующими 15-минутным кварцеванием и проветриванием. Исключение составляют хирургический и манипуляционный кабинеты, где проводится 3-кратная уборка с дезсредствами. Кварцевание кабинета проводится перед сменой по 45 мин. Еженедельно проводится генеральная уборка. Правила проведения генеральной уборки: составляется график, в котором отмечаются номер кабинета, срок проведения, 27
Стр.29
− Иностранные граждане, прибывшие в Россию на учебу или в длительную командировку. − Лица из групп риска, получившие множественные переливания крови и ее препаратов, больные гемофилией, гомосексуалисты. − Беременные (в том числе при искусственном прерывании беременности) при первом их обращении в женскую консультацию и поступлении в родильные дома. − Лица, подозрительные на СПИД, направленные министерствами и ведомствами (МВД РФ, ФСБ РФ, МИД РФ). − Наркоманы, употребляющие наркотики путем инъекций. Лица, судимые, начиная с 1981 года, за половые преступления, связанные с гомосексуализмом, а также занимающиеся мужеложеством в настоящее время. − Судимые, начиная с 1981 года, за распространение венерических заболеваний и уклонение от лечения. − Проститутки. − По клиническим показаниям больные с: увеличением лимфоузлов нескольких локализаций, саркомой Капоши и лимфопролиферативными заболеваниями; хронической диареей (более 1-2 месяцев); длительными лихорадками неясной этиологии (более 1-2 месяцев); беспричинным снижением массы тела на 10% и более; хроническими пневмониями неясной этиологии, резистентными к обычной терапии; частыми экзо- и эндогенными инфекциями, вызванными условно-патогенными бактериями (туберкулезными микобактериями, легионеллами, клебсиеллами, атипичными бактериями и др.), грибами (аспергиллами, криптококками, дрожжеподобными грибами рода Кандида), вирусными (вирусом простого герпеса или Эпштейна-Барра, цитомегаловирусами) или простейшими (токсоплазмами, пневмоцистами, криптоспоридиями). Приказ МЗ СССР от 03.07.68 № 523. Приказ МЗ СССР от 02.06.78 № 747 Приказ МЗ СССР от 30.12.82 № 1311. Приказ МЗ РФ от 12.11.97 № 330. «Правила хранения лекарственных средств» 1. Медикаменты должны храниться в запирающихся шкафах, где имеются отдельные полки: «Инъекционные «Внутримышечные». 2. Из аптеки лекарства поступают в готовом к употреблению виде, с точным и ясным обозначением на сигнатуре или этикетке: «Внутреннее», «Наружное»,«Для инъекций», «Глазные капли» и т.д., состав лекарства, дату изготовления, № анализа, срок годности и подпись лица, изготовившего, проверившего и отпустившего лекарство из аптеки. 3. При отсутствии на упаковках лекарств перечисленных обозначений хранение и применение лекарств в ЛПУ не разрешается. 4. Расфасовка, рассыпка, развеска, переливание и перекладывание в тару 37 растворы», «Внутривенные»,
Стр.39
10. СБОР, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ХРАНЕНИЕ И УДАЛЕНИЕ ОТХОДОВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ Отходы класса «А» К классу «А» относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфицированными больными, нетоксичные: пищевые отходы, инвентарь, строительный мусор, оборудование, бумага, смет. Места образования: административно-хозяйственные помещения, структурные подразделения поликлиники, столовая, территория. Сбор отходов класса «А» производят в одноразовые мешки или многоразовые емкости. Удаление производят ежедневно и по мере накопления. Транспортировка отходов осуществляется вручную или на тележке в контейнер для сбора, вывоз с территории – специальной машиной. Дезинфекция. Многоразовая тара после опорожнения подлежит дезинфекции (протирают 1% р-ром хлорамина или эквивалентными ему дез.средствами). Поверхности крупногабаритных отходов, имевших контакт с инфицированными материалами, также дезинфицируют путем протирания 1% р-ром хлорамина. Ответственность за сбор, хранение, удаление отходов класса «А» по учреждению возложена на заместителя главного врача по АХЧ. Отходы класса «Б» Отходы класса «Б» - это опасные отходы ЛПУ, при контакте с которыми возникает риск инфицирования персонала и пациентов различными инфекционными заболеваниями: - вирусным гепатитом «В», «С», «Д»; - ВИЧ инфекцией; - цитомегаловирусной инфекцией; - герпесом; - инфекциями бактериальной природы; - инфекциями, передаваемыми половым путем; - инфекциями, вызванными стафилококками, стрептококками и др. микрофлорой, как патогенной, так и условно-патогенной (протей, клебсиелла, синегнойная палочка, анаэробной микрофлорой и др.); - инфекциями, вызванными простейшими (малярией, токсоплазмозом, пневмоцистами и др.). К отходам класса «Б» относятся следующие потенциально инфицированные отходы: - выделения больных: кровь, моча, кал, желчь и другие, гнойное и прочее отделяемое ран, вагинальное содержимое, сперма, содержимое носоглотки, слизь, мокрота, слеза и др.; - материалы и инструментарий, загрязненные выделениями больных в т.ч. кровью (разовые шприцы, иглы, системы для переливания, скарификаторы и др. разовый инструментарий для лечебных процедур и диагностики, 56
Стр.58
3. Боли в шее могут быть обусловлены: − флебитом (на 2-3 день после катетеризации). При появлении признаков флебита и тромбоза катетер после введения через него антибиотиков и антикоагулянтов следует удалить. В профилактике флебитов важную роль играет соблюдение правил асептики при обращении с катетером, асептичность инфузируемых жидкостей и гепарина. − синдромом сдавления внутренней яремной вены (сопровождаются пастозностью соответствующей половины лица, шеи и верхней конечности при отсутствии признаков флебита): . неправильное положение катетера (направлен при установке вверх, во внутреннюю яремную вену; изменение положения катетера или его удаление устраняют отек), . паравазальное введение жидкостей. Для исключения паравазального введения жидкостей категорически запрещается продолжение инфузионной терапии, если не удается свободно получить кровь из катетера. 4. Сепсис (появление перемежающейся лихорадки, необъяснимой другими причинами). Катетер подлежит немедленному удалению. 5. Тромбоэмболия ветвей легочной артерии. Профилактика: нельзя делать попыток «прочистить» проводником катетер при его тромбировании или продавливать тромб в венозное русло шприцом. Необходимым элементом профилактики возможных осложнений является также и бережное обращение с самим катетером, защита его от механических повреждений. Последние могут быть нанесены в том числе медицинским инструментарием («перекусывание» катетера в моменты пережатия его грубым зажимом). Для предупреждения этого предпочтительно пользоваться «мягкими» зажимами, не защелкивая бранши зажима максимально. В месте пережатия катетер обертывают лейкопластырем, а на бранши можно дополнительно нанизать тонкие резиновые амортизирующие трубочки. 12. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСУЛИНА Инсулин является специфическим антидиабетическим препаратом. При введении инсулина в организм понижается содержание сахара в крови, уменьшается его выделение с мочой. Медицинская промышленность выпускает различные препараты инсулина – инсулины короткого и пролонгированного (продленного) действия. Дозируется инсулин в единицах действия (ЕД). Инсулины короткого действия прозрачны. В 1 мл содержится 40 ЕД. Во флаконах находится 5 мл, реже 10 мл. Пролонгированные инсулины имеют осадок, перед употреблением их надо взбалтывать, во флаконе содержится 10 мл и 5 мл. За рубежом выпускают инсулин, содержащий в 1 мл 40, 80, 100, 500 ЕД. 60
Стр.62
позволяет: 1) достаточно легко и быстро восполнить дефицит эссенциальных пищевых веществ, в первую очередь микроэлементов; 2) в определенной степени направленно изменять метаболизм отдельных веществ; 3) повысить иммунитет и резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды; 4) получить возможность немедикаментозного пути регулирования и поддержки функций органов и систем организма человека, обеспечивая тем самым повышение уровня здоровья, снижение заболеваемости, продление и улучшение качества жизни современного человека. Удовлетворение потребности населения в использовании БАД к пище без нанесения ущерба здоровью может быть обеспечено их рациональным применением под контролем врачей-нутрициологов в лечебных учреждениях. 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ В ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Физиологические особенности организма при старении Знание возрастных особенностей необходимо для того, чтобы не считать, например, уплотнение стенки желчного пузыря, обнаруживаемое у старых людей при УЗИ, признаком холецистита и не назначать необоснованно лекарственную терапию. Морфологические изменения органов и тканей при старении представляют собой не просто сумму возрастных перестроек отдельных клеток и межклеточного вещества. Они включают сложные способы приспособления и регулирования, направленные на сохранение жизнедеятельности организма и на поддержание нового своеобразного уровня гомеостаза. Организм пожилого человека характеризуется целым рядом физиологических особенностей, которые влияют на фармакокинетику лекарственных веществ. Снижение функции почек – основной фактор, обусловливающий повышение концентрации лекарственных средств в крови пожилых больных. После 30 лет средняя скорость почечного кровотока падает примерно на 1% в год, в связи с чем у большинства пожилых людей этот показатель уменьшается на 30-40%. К 70 годам ослабляется функциональная активность почек вследствие изменения клубочковой фильтрации, всасывания в канальцах, диффузных изменений паренхимы почек и ухудшения их кровоснабжения. В почечной паренхиме пожилого человека гибнет до 1/3 – 1/2 части нефронов, формируется нефросклероз. Возрастная гибель почечных клубочков сопровождается гипертрофией оставшихся. Канальцевая часть нефрона также подвергается возрастным изменениям за счет уменьшения длины и объема проксимального канальца при старении. С возрастом изменяется и почечная сосудистая система: в ней развиваются процессы шунтирования, особенно на 68
Стр.70
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 05.06.2006. Гарнитура таймс. Тираж 300 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 4,8 Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР №21244 от 22 сентября 1997 г. 84
Стр.86