Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Возрастная психология: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКазакова Елена Валерьевна
АвторыКорехова Мария Владимировна, Пономарева Мария Александровна, Флотская Наталья Юрьевна, Зелянина Анна Николаевна, Шахова Людмила Ивановна, Леус Эльвира Викторовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц216
ID742201
АннотацияВ учебном пособии в соответствии с программой курса «Возрастная психология» детально рассматриваются общие вопросы возрастной психологии, история развития данной науки, основные концепции психического развития человека в онтогенезе, онтогенетическое психическое развитие человека на разных возрастных этапах развития. Приведены вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы, рекомендуемый список литературы. Предложен итоговый тестовый контроль по всем разделам.
Кому рекомендованоАдресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» и т.д., а также психологам, преподавателям высшей школы, аспирантам, и всем, кто заинтересован в изучении возрастной психологии
ISBN978-5-261-01465-2
Казакова, Е.В. Возрастная психология: учебное пособие / М.В. Корехова, М.А. Пономарева, Н.Ю. Флотская, А.Н. Зелянина, Л.И. Шахова, Э.В. Леус; Е.В. Казакова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020 .— 216 с. — ISBN 978-5-261-01465-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/742201 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возрастная_психология_учебное_пособие_.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Под общей редакцией Е.В. Казаковой, М.В. Кореховой, Э.В. Леус Архангельск САФУ 2020
Стр.1
УДК 159.922.6(075) ББК 88.4я73 В 647 Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: Казакова Е.В. (предисловие, разд. 3.2, 3.3), Корехова М.В. (предисловие, разд. 2.1, 2.2, 2.3), Пономарева М.А. (разд. 1.1, 1.2), Флотская Н.Ю. (разд. 1.3, 1.4), Зелянина А.Н. (разд. 2.4, 2.5, 2.6), Шахова Л.И. (разд. 3.1, 3.4, 3.6), Леус Э.В. (разд. 3.5, 3.7, 3.8) Рецензенты: И.А. Баева – доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научноисследовательской лабораторией ФГБОУ ВО «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; Н.Н. Симонова – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 674 Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Е. В. Казаковой, М. В. Кореховой, Э. В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2020. – 216 с. ISBN 978-5-261-01465-2 В учебном пособии в соответствии с программой курса «Возрастная психология» детально рассматриваются общие вопросы возрастной психологии, история развития данной науки, основные концепции психического развития человека в онтогенезе, онтогенетическое психическое развитие человека на разных возрастных этапах развития. Приведены вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы, рекомендуемый список литературы. Предложен итоговый тестовый контроль по всем разделам. Адресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» и т.д., а также психологам, преподавателям высшей школы, аспирантам, и всем, кто заинтересован в изучении возрастной психологии. Издательский дом им. В.Н. Булатова 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01465-2 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………….. 4 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………… 6 1.1. Характеристика возрастной психологии как науки. Методы возрастной психологии……………………………..……............. 6 1.2. Основные понятия возрастной психологии………………….. 16 1.3. Историческое становление возрастной психологии………… 25 1.4. Проблема периодизации развития в онтогенезе……………... ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ………………………………... 2.1. Психоаналитический подход…………………………...... 33 43 43 2.2. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона… 53 2.3. Бихевиоризм о закономерностях детского развития………… 61 2.4. Теория социального научения………………………………… 71 2.5. Концепция Ж. Пиаже: психическое развитие как развитие интеллекта …………………………………........................................ 80 2.6. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития…………………………………………………………… 90 ГЛАВА 3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ…………………………….. 3.1. Младенчество…………………………………………………... 100 100 3.2. Ранний возраст…………………………………………………. 107 3.3. Дошкольный возраст…………………………………………... 3.4. Младший школьный возраст………………………………… . 3.5. Подростковый возраст..………………………………………... 114 124 135 3.6. Юность……..…………………………………………………… 146 3.7. Взрослость: молодость и зрелость…………………………..... 3.8. Взрослость: старение и старость…………………………........ ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ…………………………….. 155 163 175 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 201 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ……………………………………………... 214 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Возрастная психология, как научная дисциплина, занимает особое место в подготовке студентов высших учебных заведений и является обязательным курсом, относящимся к базовой части. Настоящее учебное пособие позволит студентам ознакомиться с общими вопросами возрастной психологии, с историей развития данной науки, основными концепциями психического развития человека в онтогенезе, с онтогенетическим психическим развитием человека на разных возрастных этапах развития. Основная цель освоения дисциплины – формирование представлений о возрастной психологии как самостоятельной науке, сущности и теоретических подходах к пониманию процесса развития, особенностях развития личности и познавательных процессов на разных этапах онтогенеза. Основные задачи курса: ознакомление с основными направлениями развития возрастной психологии как науки; овладение понятийным аппаратом, описывающим структуру и содержание процесса психического развития; основные концепции и теории развития психики в онтогенезе, этапы психического развития; психологические факторы, способствующие или препятствующие психическому развитию; механизмы психического развития; особенности психического развития в разных возрастах; особенности обучения, воспитания и развития детей с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. «Возрастная психология» представляет собой один из фундаментальных курсов программы педагогического и психологического образования. Для педагога, психолога понимание условий и механизмов развития человека на всех этапах онтогенеза является основополагающим, т.к. он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической и психологической деятельности. В процессе изучения дисциплины обучающийся повышает общую, педагогическую и психологическую культуру, формирует целостное представление о 4
Стр.4
закономерностях психологического развития человека на различных этапах жизненного пути. Пособие состоит из трех глав. Первая глава посвящена введению в возрастную психологию как науку, где рассматривается характеристика возрастной психологии как науки, ее методы, основные понятия, историческое становление. Отдельное внимание уделено анализу проблемы периодизации развития в онтогенезе. Во второй главе рассматриваются основные концепции психического развития человека в онтогенезе. Представлены психоаналитический подход, теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, бихевиоризм о закономерностях детского развития, теория социального научения, концепция Ж. Пиаже, который рассматривал психическое развитие как развитие интеллекта, культурно-исторический подход к пониманию психического развития. В третьей главе уделяется внимание онтогенетическому психическому развитию человека. Рассматриваются психическое развитие в младенчестве, раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте, юности, взрослости (молодости, зрелости, старения и старости). Данное учебное пособие предназначено для сопровождения дисциплин «Возрастная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося», «Педагогика и психология профессиональной деятельности» адресовано обучающимся высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 44.03.02 «Психологопедагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения», 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями)», разных профилей подготовки. Как дополнительный материл данное учебное пособие рекомендуется для направления 37.03.01 «Психология». Освоение этих дисциплин способствует формированию разнообразных компетенций, что определяет специфику направления и профиля подготовки, но встречаются и общие компетенции для разных профилей подготовки одного направления. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.