Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Теория и методика физической культуры (990,00 руб.)

0   0
Первый авторМатвеев Л. П.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц521
ID739883
АннотацияУчебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования – теории физической культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе.
Кем рекомендованоФедеральным УМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 - «Физическая культура и спорт» в качестве учебника при реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом ФГОС ВО и примерной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 49.03.01 и магистратуры 49.04.01 – «Физическая культура» и 49.04.03 – «Спорт»; по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 49.06.01 – «Физическая культура»
Кому рекомендованоУчебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.
ISBN978-5-907225-59-6
УДК796.01(075.8)
ББК75.1я73
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л.П. Матвеев .— 4-е изд. — Москва : Спорт, 2021 .— 521 с. — ISBN 978-5-907225-59-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/739883 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_методика_физической_культуры._Учебник._(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Теория_и_методика_физической_культуры._Учебник._(1).pdf
Стр.1
УДК 796.01 ББК 75.1я73 М33 Рецензенты: В. Н. Платонов – доктор педагогических наук, профессор А. А. Гужаловский – доктор педагогических наук, профессор М33 Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания) : учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2021. – 520 с. ISBN 978-5-907225-59-6 Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования – теории физической культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе. Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования. ББК 75.1я73 ISBN 978-5-907225-59-6 © Матвеев Л. П., 1991, 2002, 2008, 2021 © Издательство «Физкультура и Спорт», 1991, 2008 © Оформление, издание, ООО «Издательство “Спорт”», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................. 12 Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ..... 15 Глава I. Отправные понятия теории физической культуры .................. 16 1. Категория «физическая культура» ............................................................. 16 2. Смежные и частично совпадающие понятия ........................................ 23 2.1. «Физическое воспитание» и аналогичные понятия ..................... 23 2.2. Понятие «спорт» .......................................................................................... 25 Глава II. Предметные контуры теории физической культуры ............ 28 1. Тенденции формирования теории в системе знаний о физической культуре ..................................................................................... 28 2. Предмет и место общей теории физической культуры в системе смежных научно-образовательных знаний ..................... 33 Глава III. Методологические предпосылки, методы и логика построения исследования в теории физической культуры ............................................................................. 39 1. Методологические предпосылки ................................................................ 39 1.1. Комплексность исследовательской методологии .......................... 39 1.2. Некоторые современные общенаучные подходы .......................... 40 1.3. Основные конкретно-методологические установки в исследовании физической культуры ............................................... 47 2. Методы получения, первичной обработки и проверки материалов, составляющих информационную основу исследования .......................................................................................... 50 3
Стр.3
Л.П. Матвеев ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2.1. Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации ................................................................ 50 2.2. Опросные методы ........................................................................................ 52 2.3. Наблюдение и экспериментальные методы ..................................... 53 2.4. Статистические и другие методы первичной обработки данных .............................................................................................................. 56 3. Логика построения исследования .............................................................. 58 3.1. Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование рабочей гипотезы .................................................... 58 3.2. Сбор и обработка основного фактического материала, эмпирическая проверка гипотезы ........................................................ 60 3.3. Результирующая разработка теоретических положений ........... 63 Глава IV. Физическая культура как общественное явление. Ее социальные функции и формы .................................................... 67 1. О социальной природе физической культуры ..................................... 67 2. О подходах к определению функций и форм физической культуры ........................................................................................ 69 3. Ориентировочная систематизация специфических функций физической культуры и ее функциональных связей ....................... 73 3.1. Специфические функции физической культуры .......................... 73 3.2. Общекультурные функции и функциональные связи физической культуры с другими общественными явлениями ....................................................................................................... 82 4. Соотношение видовых и процессуальных характеристик физической культуры ........................................................................................ 86 Глава V. Системообразующие начала физкультурной практики общества и их воплощение в отечественной системе физической культуры ................................................................................. 90 1. Системный аспект понимания физической культуры .................... 90 2. Основы и определяющие черты отечественной системы физической культуры ....................................................................................... 93 2.1. Главные принципы ориентации системы .......................................... 93 2.2. Комплексность содержания и его программно-нормативная упорядоченность .......................................................................................... 100 2.3. Научная обоснованность и методическая отлаженность ................................................................................................. 105 4
Стр.4
Содержание 2.4. Всеобщность системы физической культуры и взаимодействие в ней государственных и общественно-самодеятельных форм организации ................... 106 Часть вторая ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ................... 111 Раздел 1 Целевая направленность, средства, методы и принципы деятельности по физическому воспитанию (общие кардинальные черты) ................................................................................. 112 Глава VI. Конкретизация центральной категории теории физического воспитания и некоторых смежных понятий ....................................................................................... 113 1. Физическое воспитание как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры ....................................................................................... 113 2. Понятия, отображающие разновидности физического воспитания ................................................................................. 114 3. О некоторых понятиях, существенно связанных с уяснением сути физического воспитания ........................................... 117 Глава VII. Целевые установки в физическом воспитании .................... 122 1. О сущности цели, преследуемой в процессе физического воспитания ................................................................................. 122 2. Основные задачи .................................................................................................. 125 2.1. Задачи по оптимизации развития физических качеств человека, его двигательных способностей, состояния здоровья и телосложения .................................................. 125 2.2. Специфические образовательные задачи .......................................... 127 2.3. Общепедагогические задачи в физическом воспитании ..................................................................................................... 128 3. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания ................................. 129 3.1. Основные аспекты конкретизации задач .......................................... 129 3.2. Формы количественной конкретизации задач в физическом воспитании ........................................................................ 133 5
Стр.5
Л.П. Матвеев ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Глава VIII. Обобщенная характеристика средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания ......................................... 138 1. Специфические средства и методы ............................................................ 138 1.1. Физические упражнения как средство физического воспитания ................................................ 138 1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения ................................................................ 138 1.1.2. Техника физических упражнений ................................................ 142 1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий ....... 142 1.1.2.2. Некоторые характеристики и правила технического выполнения физических упражнений .............................................................................. 144 1.1.3. Эффекты упражнения ...................................................................... 152 1.1.4. Классификация физических упражнений ................................ 156 1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения .................................................................................. 158 1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ............ 158 1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений .................................................................... 166 1.3. Специфические методы физического воспитания ........................ 170 1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ............... 170 1.3.2. Игровой и соревновательный методы ........................................ 180 2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании .............................................................................. 184 2.1. Методы вербального (речевого) воздействия ................................. 184 2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения .................................................................................................... 185 2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ................................. 186 2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение и другие компоненты «искусственной управляющей среды» ............................................... 187 2.5. Роль естественно-средовых и гигиенических факторов в физическом воспитании ....................................................................... 189 Глава IX. Принципы, регламентирующие деятельность в физическом воспитании ..................................................................... 192 1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания ................................................................................. 192 6
Стр.6
Содержание 2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов ..................................................................... 193 3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания ....................................................... 202 3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха ................. 202 3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики ....... 206 3.3. Циклическое построение системы занятий ..................................... 210 3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания .......................................................................... 214 Раздел 2 Теоретико-методические основы обучения и воспитания в процессе физического воспитания .................................................................. 219 Глава X. Основы обучения двигательным действиям ............................... 220 1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспитании .............................................................................. 220 1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования ...................................................... 220 1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям ........ 228 1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения ....................................................................................... 231 2. Особенности этапов обучения ...................................................................... 234 2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) .......................... 234 2.1.1. Решаемые задачи ................................................................................ 234 2.1.2. Типичные средства и методы ......................................................... 235 2.1.3. Определяющие черты методики ................................................... 236 2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) ...................... 243 2.2.1. Решаемые задачи ................................................................................ 243 2.2.2. Типичные средства и методы ......................................................... 243 2.2.3. Определяющие черты методики ................................................... 245 2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) .................... 248 2.3.1. Решаемые задачи ................................................................................ 248 2.3.2. Типичные средства и методы ......................................................... 249 2.3.3. Определяющие черты методики ................................................... 251 2.4. Проблема перестройки двигательного навыка ............................... 258 7
Стр.7
Л.П. Матвеев ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Глава XI. Воспитание двигательно-координационных способностей ................................................................................................. 260 1. Объект и задачи .................................................................................................... 260 1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений ........................ 260 и некоторых связанных с ними способностей ................................ 264 2. Средства и отличительные черты методики ......................................... 266 1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных 2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей ............................... 266 2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей ................. 270 2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие ............................................................... 270 2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению .............................................................. 273 2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений ............................................................................................... 276 Глава XII. Воспитание силовых, скоростных и комплексных способностей скоростно-силового характера ........................ 281 1. Воспитание собственно силовых и некоторых комплексных способностей с выраженным проявлением силы ............................... 281 1.1. Объект и задачи при воспитании силовых и некоторых комплексных способностей ......................................... 281 1.2. Средства и определяющие черты методики воспитания собственно-силовых способностей ...................................................... 291 1.2.1. Средства ................................................................................................. 291 1.2.2. Основы методики ............................................................................... 296 1.3. Варианты направленных воздействий на силовые свойства двигательных способностей .................................................................... 302 1.4. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей ........................................................ 312 1.5. К общей характеристике процесса ....................................................... 316 2. Воспитание скоростных способностей .................................................... 318 2.1. Виды и показатели скоростных способностей, тенденции развития и задачи по их воспитанию .......................... 318 8
Стр.8
Содержание 2.2. Средства и определяющие черты методики ..................................... 322 2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям ............................................................................................... 322 2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений ............................................................................................... 326 2.3. К общей характеристике процесса ....................................................... 331 Глава XIII. Воспитание выносливости ................................................................ 333 1. Выносливость и задачи по ее воспитанию ............................................. 333 1.1. Сущность, показатели и типы выносливости ................................. 333 1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости ................................................................................................ 338 2. Средства и отличительные черты методики ......................................... 344 2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости ................ 344 2.1.1. Средства ................................................................................................. 344 2.1.2. Методы ................................................................................................... 348 2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости .............................................................. 353 2.2.1. Особенности средств ......................................................................... 353 2.2.2. Особенности методики ..................................................................... 354 2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий ........................................................................................... 361 Глава XIV. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства телосложения ................... 364 1. Воспитание осанки ............................................................................................. 364 1.1. Объект и задачи ............................................................................................ 364 1.2. Средства и особенности методики ....................................................... 369 2. Направленное воздействие на гибкость тела ....................................... 374 2.1. Объект и задачи ............................................................................................ 374 2.2. Средства и особенности методики ....................................................... 379 3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела ............................................................................... 383 3.1. Задачи и критерии ....................................................................................... 383 3.2. Предпочтительные средства и методы ............................................... 388 9
Стр.9
Л.П. Матвеев ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики .......................... 388 3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела .................................................................... 391 Глава XV. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания ....................................................................... 397 1. Решающие факторы направленного формирования личности ................................................................................................................... 397 1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий ................................................................. 397 1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого ............................................................................................ 398 1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива ..................... 400 2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания ......................................................... 401 2.1. Связь с нравственным и трудовым воспитанием .......................... 401 2.2. Связь с интеллектуальным и эстетическим воспитанием ................................................................................................... 407 2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании ....................................................................... 411 Раздел 3 Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании ........................................................................................... 418 Глава XVI. Формы построения занятий ............................................................ 419 1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий ............... 419 2. Урочные формы занятий ................................................................................. 424 2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий ................ 424 2.2. Логика и методика построения урока ................................................. 425 2.3. Анализ урока .................................................................................................. 438 3. Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике ............................................................................. 441 3.1. Малые формы ................................................................................................ 442 10
Стр.10
Содержание 3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера ....................................... 446 3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании ........................................................................ 449 Глава XVII. Планирование и контроль в физическом воспитании .................................................................................................. 452 1. Планирование и контроль как инструменты оптимального управления процессом физического воспитания ................................................................................. 452 2. Планирование ........................................................................................................ 454 2.1. Предпосылки к планированию .............................................................. 454 2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования ......................... 456 2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования ....................................... 462 2.3.1. Формы и способы перспективного планирования ................. 462 2.3.2. Этапное планирование ..................................................................... 472 2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование .......... 486 3. Контроль ................................................................................................................... 493 3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания .......................................................................... 493 3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля ................................................................................... 505 11
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.