Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте (700,00 руб.)

0   0
Первый авторВысочина Н. Л.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц305
ID739881
АннотацияВ монографии рассмотрена проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов, которая является одним из приоритетных направлений повышения эффективности соревновательной деятельности в современном олимпийском спорте. Разработана концепция психологического обеспечения в системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее концептуальные основы (цель, задачи, методы, принципы, условия, факторы влияния, критерии эффективности, этапы выполнения, алгоритм реализации). В предлагаемой концепции сочетаются методология проведения психодиагностических исследований и система психологической коррекции личности спортсмена в олимпийском спорте во взаимосвязи с этапами многолетнего совершенствования с учетом особенностей соревновательной деятельности отдельных видов спорта согласно олимпийской классификации. Направления реализации концепции представлены в виде стратегии и программы психологического обеспечения спортсменов. Определена эффективность разработанной концепции психологического обеспечения путем внедрения в процесс подготовки спортсменов сборных команд по разным видам спорта.
Кому рекомендованоДля научных работников в области психологии спорта, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта.
ISBN978-5-907225-44-2
УДК796.01:159.9
ББК75.0:88.4
Высочина, Н.Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте : [монография] / Н.Л. Высочина .— Москва : Спорт, 2021 .— 305 с. — Библиогр.: с. 275-303 .— ISBN 978-5-907225-44-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/739881 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологическое_обеспечение_подготовки_спортсменов_в_олимпийском_спорте_(1).pdf
УДК 796.01:159.9 (075.8) ББК 75.0:88.4 В93 Г.Б. Горская – доктор психологических наук, профессор, професРецензенты: сор кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; К.А. Бочавер – кандидат психологических наук, зав. лабораторией спортивной психологии Московского института психоанализа. В93 Высочина Н.Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте : монография. / Н.Л. Высочина. – М.: Спорт, 2021. – 304 с. ISBN 978-5-907225-44-2 В монографии рассмотрена проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов, которая является одним из приоритетных направлений повышения эффективности соревновательной деятельности в современном олимпийском спорте. Разработана концепция психологического обеспечения в системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее концептуальные основы (цель, задачи, методы, принципы, условия, факторы влияния, критерии эффективности, этапы выполнения, алгоритм реализации). В предлагаемой концепции сочетаются методология проведения психодиагностических исследований и система психологической коррекции личности спортсмена в олимпийском спорте во взаимосвязи с этапами многолетнего совершенствования с учетом особенностей соревновательной деятельности отдельных видов спорта согласно олимпийской классификации. Направления реализации концепции представлены в виде стратегии и программы психологического обеспечения спортсменов. Определена эффективность разработанной концепции психологического обеспечения путем внедрения в процесс подготовки спортсменов сборных команд по разным видам спорта. Для научных работников в области психологии спорта, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта. УДК 796.01:159.9 (075.8) ББК 75.0:88.4 ISBN 978-5-907225-44-2 © Н.Л. Высочина, текст, 2021. © Издательство «Спорт», оформление, издание, 2021.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................7 Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ ..........................................................................................................10 1.1. Исторические предпосылки научной разработки и совершенствования понятийного аппарата в спортивной психологии ............................................................11 1.2. Содержание и проблемы психологической подготовки в современном олимпийском спорте ..........................................23 1.3. Роль психологических факторов в процессе спортивной подготовки ....................................................................................35 1.3.1. Особенности психологического обеспечения тренировочной деятельности спортсменов и факторы, влияющие на ее оптимизацию..............................................36 1.3.2. Внутренние психологические факторы и их влияние на результативность соревновательной деятельности ......42 1.3.3. Факторы внешней среды и их влияние на соревновательную деятельность и на психическое состояние спортсменов..........................................................44 1.4. Психодиагностика и психокоррекция как базовые составляющие психологического обеспечения спортивной деятельности ............................................................45 1.5. Управление и контроль психологической подготовки спортсменов в олимпийском спорте ..........................................49 Выводы к главе 1............................................................................................52 3
Стр.3
Глава 2. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА И МЕТОДОЛОГИЯ ИХ ДИАГНОСТИКИ ....................................................................................54 2.1. Роль психических познавательных и эмоционально-волевых процессов в деятельности спортсменов ..................................................................................54 2.2. Оценка психических состояний спортсмена как одной из детерминант эффективности соревновательной деятельности ..................................................................................74 2.3. Структура психических свойств личности спортсмена и их оценка ....................................................................................79 2.3.1. Определение фенотипически обусловленных свойств личности спортсменов............................................................85 2.4. Комплекс психологических критериев диагностики личности спортсменов высокой квалификации в разных видах спорта ................................................................................109 2.5. Методология проведения психодиагностических исследований в олимпийском спорте ........................................116 2.6. Внедрение методологии психодиагностичеких исследований в практику подготовки сборных команд ..........124 Выводы к главе 2..........................................................................................129 Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................131 3.1. Обзор направлений психокоррекции в спорте ........................132 3.1.1. Психокоррекция эмоциональных состояний в спортивной деятельности ..................................................133 3.1.2. Коррекция уровня психической саморегуляции личности спортсменов..........................................................140 2.3.2. Генотипически обусловленные свойства личности спортсменов и их проявление в условиях тренировочной и соревновательной деятельности ......................................103 3.1.3. Коррекция психических познавательных процессов у спортсменов........................................................................143 3.1.4. Психокоррекция межличностных отношений спортсменов ..........................................................................143 3.1.5. Коррекция системы целеполагания у спортсменов методом коучинга ..................................................................145 4
Стр.4
3.2. Современные направления совершенствования спортивной деятельности методом психологического тренинга ................150 3.3. Психологическое консультирование..........................................158 3.4. Основные психотерапевтические подходы и методы, используемые в процессе подготовки спортсменов ................159 Выводы к главе 3..........................................................................................204 Глава 4. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТСМЕНОВ ....................................................206 4.1. Обоснование подходов психологического воздействия на спортсменов в разных видах спорта ....................................206 4.2. Исследование личностных характеристик спортсменов – представителей разных видов спорта ......................................207 4.2.1. Игровые виды спорта (на примере хоккея на льду и баскетбола)..........................207 4.2.2. Единоборства (на примере тхэквондо и бокса)..................212 4.2.3. Циклические виды спорта (на примере плавания и гребли на байдарках и каноэ) ....218 4.2.4. Сложнокоординационные виды спорта (на примере прыжков в воду и фристайла) ........................225 4.3. Определение эффективности предложенного подхода психологического воздействия с учетом личностных характеристик спортсменов ......................................................230 Выводы к главе 4..........................................................................................233 Глава 5. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ ........................................................................................................235 5.1. Психологическое обеспечение в многолетней подготовке спортсменов ................................................................................235 5.2. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов к главным соревнованиям года и Олимпийским играм ..........245 3.5. Обоснование выбора психологических средств и методов для обеспечения подготовки спортсменов ..............................186 5
Стр.5
5.3. Концепция психологического обеспечения в системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте ....................252 Выводы к главе 5..........................................................................................263 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................266 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ..................................................272 Список литературы ....................................................................................275
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.