MINISTRY OF EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION
OF HIGHER EDUCATION
"URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY"
INSTITUTE OF PHILOLOGY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION
URAL
PHILOLOGICAL
HERALD
№ 2(30) / 2021
series
Language. System. Personality:
the Linguistics of creativity
Ekaterinburg 2021
Стр.2
УДК 81(082)
ББК Ш1
У68
Редакционная коллегия:
Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива»:
Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.И. Коновалова д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Б.Ю. Норман, д-р филол. наук, проф.
(Белорусский государственный университет)
Е.Ю. Протасова, д-р пед. наук, профессор
(Хельсинкский государственный университет)
Е.С. Красноперова, асп.
(Уральский государственный педагогический университет)
У68 Уральский филологический вестник / Уральский государственный
педагогический университет ; главный редактор
Т.А. Гридина. – Екатеринбург : [б. и.], 2021. – №. 2(30). –
195 с. – Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика
креатива». Вып. 30.
Сборник посвящен широкому кругу проблем, разрабатываемых в
рамках направления "Лингвистика креатива", в том числе обсуждению
интегральной методологии исследования механизмов языковой креативности,
описанию форм и сфер лингвокреативной деятельности современного
общества, реализации творческого потенциала языковой
личности. Данный выпуск содержит материалы докладов Всероссийской
научной конференции с международным участием «Психолингвистические
аспекты изучения речевой деятельности», Сборник адресован
специалистам-филологам, психологам, аспирантам и студентам,
преподавателям-практикам, а также всем, кто интересуется проблемами
языкового творчества
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2021
© Уральский филологический вестник, 2021
Стр.3
UDC 81(082)
Editorial board:
Series " Language. System. Personality: linguistics of creativity":
T. A. Gridina, Dr. Philol. science, prof.
(Ural State Pedagogical University)
N. I. Konovalova Dr. Philol. science, prof.
(Ural State Pedagogical University)
B. Y. Norman, Dr. Philol. science, prof.
(Belarusian State University)
E. Y. Protassova, doctor of pedagogical sciences, Professor
(Helsinki University)
E.S.Krasnoperova, postgraduate
(Ural State Pedagogical University)
Ural philological herald / Ural state pedagogical univ.; editor-inchief
T.A. Gridina – Ekaterinburg, 2021. – №. 2 (30). – 195 p. –
Series « Language. System. Personality: the Linguistics of creativity».
Issue 30.
The collection contains materials of reports of the International
scientific conference devoted to a wide range of problems
developed within the framework of the direction "linguistics of
creativity", including discussion of the integral methodology of
research of mechanisms of language creativity, description of
forms and spheres of linguocreative activity of modern society,
realization of the creative potential of the language personality.
The collection is addressed to specialists-philologists, psychologists,
postgraduates and students, teachers-practitioners, as well
as anyone interested in the problems of language creativity.
Editor of issue: Т.А. Gridina
ISSN 2306-7462
© FSBEI HE «USPU», 2021
© Ural philological herald, 2021
Стр.4
2021 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 30)
Содержание
РАЗДЕЛ I. ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИУМА
Гридина Т. А. Идиоматика игрового слова: экспериментальные
данные …………………………………………….. 7
Еливанова М. А., Семушина В. А. Действие законов
нейроэстетики В.С. Рамачандрана в художественном
творчестве на двух примерах прозы ……………………… 25
Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Словообразовательная
семантика в языковой игре: оценка и эмоция ……… 35
Мухин М. Ю., Филатова Е. Р. Психолингвистические
«частности» лексической сочетаемости в русской прозе
XIX века …………………………………………………….. 49
Плотникова А. М. Неофициальный язык благотворительности:
лингвокреативные стратегии в дискурсе благотворительных
организаций ……………………………… 57
Устинова Т. В. Многофункциональность лингвокреативности
в обеспечении речемыслительной деятельности
человека …………………………………………………….. 66
Харченко В. К. Дом как психолингвистический феномен:
по следам семейных родословных ……………………….. 78
РАЗДЕЛ II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бекасова Е. Н. Дискурсивные практики царского челобитчика
патриарха Никона: между возгоржением и смирением………………………………………………………..
89
Ваулина И. А., Курчанина В. А. Фоносеманты в художественном
тексте: методика заполнения текстовых лакун... 105
Дудина А. Я. Тренинг вербальной креативности «Метафора»:
экспериментальные данные ……………………….. 116
Катаева А. С., Соболева Е. Г. Способы языкового воздействия
в текстах по профилактике зависимого поведе3
Стр.5
2021 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 30)
ния для детей и подростков ………………………………. 131
Коновалова Н. И. Гадание как текст: экспериментальное
исследование этнокультурных стереотипов …………….. 142
Красноперова Е. С. Корпусные исследования детской
речи: перспективы развития ………………………………. 156
Кулакова Н. В. Ассоциативный эксперимент как инструмент
выявления многоплановости лексических репрезентаций
окказиональных слов ………………………………. 166
Пахомов Л. В. Акустический аспект пения в метафорическом
осмыслении ………………………………………… 175
Пыхтеева Я. В. Феминитивы в современном русском
языке: реальное и потенциальное …………………………. 185
4
Стр.6
2021 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 30)
TABLE OF CONTENTS
PART I.LINGUOCREATIVE PRACTICES
LANGUAGE PERSONALITY AND SOCIETY
Gridina Т. А. Idiomatics of the game word: experimental
data ………………………………………………………….. 7
Elivanova M. A., Semushina V. A. V.S. Ramachandran’s
neuroaesthetics law effect in artistic creativity on two prose
examples…………………………………………………….. 25
Markelova T.V., Petrushina M.V. Semantics of wordformation
in a language game: evalution and emotion ……... 35
Mukhin M. Yu., Filatova E. Yu. Psycholinguistic “Particularities”
of Lexical Compatibility in Russian Prose of the
19th Century ………………………………………………… 50
Plotnikova A. M. Unofficial charity language: linguistic creativity
in the discourse of charity organizations ………….
58
Ustinova T. V. Multifunctionality of linguistic creativity in
speech-thinking activity ……………………………………... 67
Kharchenko V. K. House as a psycholinguistic phenomenon:
in the footsteps of family pedigrees …………………………. 79
PART II. APPLIED ASPECTS OF THE STUDY
OF LINGUISTIC CREATIVE ACTIVITY
Bekasova E. N. Discursive practices of the royal petitioner
of patriarch Nikon: between burning and humility ………… 91
Vaulina I. A., Kurchanina V. A. Phonosemants in artistic
text: technique of filling text lacones ……………………….. 108
Dudina A. Ya. Training of verbal creativity "Metaphor":
experimental data ………….………………………………… 121
Kataeva A. S., Soboleva E. G. Methods of language influence
in texts on the prevention of dependent behavior for
children and teenagers ……………………………………… 138
Konovalova N. I. Fortune-telling as text: an experimental
study of ethnocultural stereotypes …………………………... 150
Krasnoperova E. S. Corpus studies of children's speech:
development prospects ……………………………………… 167
5
Стр.7
2021 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 30)
Kulakova N. V. Associative Experiment as a Tool for Revealing
the Diversity of Lexical Representations of Occasional
Words ………………………………………………… 179
Pakhomov L. V. Acoustic aspect of singing in metaphoric
conceptualization ……………………………………………. 189
Pykteeva Y. V. Feminitives in modern Russian language:
actual and potential ………………………………………….. 199
6
Стр.8