Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651630)
Контекстум
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №4 2021 (400,00 руб.)

0   0
Страниц262
ID727167
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2021 .— №4 .— 262 с. — URL: https://rucont.ru/efd/727167 (дата обращения: 06.08.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№4_2021.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№4_2021.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории, истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социальногуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор РАО Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель науки РФ Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», членкорреспондент РАО Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief) D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science of the Russian Academy of Education I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the Russian Academy of Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Leading Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Corresponding Member of the Russian Academy of Education A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ C Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки ecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, почетный президент РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University of PYu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty sychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor PN. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Honorary resident of the Russian Academy of Education РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Подписано к публикации 30.08.2021 © МПГУ, 2021 Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. 19.00.00 – Психологические науки: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 Медицинская психология; 19.00.05 Социальная психология; 19.00.07 Педагогическая психология. 09.00.00 – Философские науки: 09.00.01 Онтология и теория познания; 09.00.03 История философии; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия. Философские науки 09.00.00 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Кабанов А. В. Семантика «сильной программы» Эдинбургской школы и ее слабые стороны .........................................................................................................................9 ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Сорина Г. В., Ярмак Ю. В. Отчуждение в социуме ..........................................................................19 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Коренева А. Ю. Философские аспекты формирования PR-мышления и особенности преподавания дисциплины «Связи с общественностью» .................................30 Дитковская И. Э. Этические традиции отечественного медицинского образования в условиях цифровизации системы здравоохранения .........................................43 Психологические науки 19.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Филясова Ю. А. Профессиональная деятельность и эмоциональное выгорание преподавателя университета (по результатам опроса студентов-лингвистов) ........................55 Педагогические науки 13.00.00 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Богуславский М. В., Кармаев А. А., Ким С. В. Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья ................................................................................70 Обухов А. С., Томилина М. В. Сегментация рынка EdTech при растущем спросе на цифровые технологии в образовании ......................................................................................79 Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ Никольская Г. Н. Занаев С. З. Вклад П. Р. Атутова в развитие всеобщего политехнического образования ....................................................................................................92 Рыжов А. Н. Ремесленные учебные мастерские как малоизученный тип профессиональных учебных заведений Российской империи начала XX века ...................... 107 Кожемякина Е. А., Дымников Е. Ю., Сенченков Н. П. Формирование системы ценностных ориентаций учащихся сафоновской школы-интерната 1960-х годов: к 100-летию первого директора А. Е. Кондратенкова ........................................ 119 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Голубчикова М. Г., Коломиец О. М., Капалыгина И. И., Джух Е. Н., Арпентьева М. Р. Составляющие учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося.....................133 Войцеховская В. С. Творческая компетентность педагога-организатора как фактор, влияющий на эффективность воспитательной работы ....................................... 147 Аскерзаде Г. А. Влияние радио- и телевизионных передач в повышении эстетической культуры школьников ..........................................................................................157 Жуковска А. А. Репетитор и/или индивидуальный преподаватель ..........................................164 Кропоткина О. Д., Фролова Т. П. Особенности формирования личности будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку в политехническом вузе .............................................................................................................. 171 Сакулина Ю. В., Пенягина Л. В. О необходимости изучения элементов статистического анализа в процессе обучения в юридическом вузе ...................................... 179 Борисова К. М. Реализация рассуждения как вида учебной деятельности в учебниках под редакцией Н. М. Шанского (7–9 классы) ........................................................186 Уразимова Т. В. Педагогические предпосылки развития художественнотворческих способностей студентов высших учебных заведений Узбекистана средствами изобразительного искусства ............................................................ 193 Жук А. С., Безбородова Л. А. Интеграция предметов эстетического цикла в начальной школе .......................................................................................................................205 Харжевская А. А. Исследование предпочитаемых музыкальных стилей и ценностных ориентаций личности в межпоколенческом ракурсе ....................................... 213 Кошелева Е. М. Имидж учителя иностранного языка в детском саду ......................................224 Колесов В. И., Силенков В. И. Ресоциализация инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы ........................................ 231 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Макарова Н. В. Игровые технологии обучения на занятиях в высшей школе .........................239 Мартыненко Ю. Б. Коммуникативно-функциональный подход при изучении антропонимов на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере переписки Б. Л. Пастернака) ..................................................................................250 Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophical Sciences 09.00.00 HISTORY OF PHILOSOPHY Kabanov А. V. The semantics of Edinburgh “strong programme” and its weak points ........................9 ONTOLOGY AND EPISTEMOLOGY Sorina G. V., Yarmak Yu. V. Exclusion in society ................................................................................19 PHILOSOPHY OF EDUCATION Koreneva A. Yu. Philosophical aspects of PR-thinking development and features of teaching the “Public affairs” course .............................................................................................30 Ditkovskaia I. E. Ethical traditions of domestic medical education in the context of the healthcare system digitalization ............................................................................................43 Psychological Sciences 19.00.00 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Filyasova Yu. A. Professional activity and emotional burnout of university faculty (linguistics students opinion survey results) ....................................................................................55 Pedagogical Sciences 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Boguslavsky M. V., Karmaev A. A., Kim S. V. Regionalization in creating educational complexes in Moscow region .............................................................................................................70 Obukhov A. S., Tomilina M. V. EdTech market segmentation in situation of growing demand for digital technologies in education ...................................................................................79 Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Nikolskaya G. N., Zanaev S. Z. P. R. Atutov’s contribution to the development of universal polytechnic education ...................................................................................................92 Ryzhov A. N. Craft training workshops as a poorly studied type of professional educational institutions of the Russian empire at the beginning of the XX century ...................... 107 Kozhemyakina E. A., Dymnikov E. Yu., Senchenkov N. P. Values-based orientation development in Safonovo boarding school in the 1960s: on the 100th anniversary of the first headmaster A. E. Kondratenkov .................................................................................... 119 NEW RESEARCH IN EDUCATION Golubchikova M. G., Kolomiets O. M., Kapalygina I. I., Jukh E. N., Arpentieva M. R. Student’s educational and professional independence components ................................................133 Voitsekhovskaia V. S. The creative competence of the teacher-organizer as a factor affecting the effectiveness of educational work .............................................................................. 147 Asgarzadeh G. A. The influence of radio and TV programs in increasing the aesthetic culture of school students .........................................................................................157 Zhukovska A. A. A tutor or/and an individual teacher .....................................................................164 Kropotkina O. D., Frolova T. P. Features of forming a future specialist’s personality in the process of teaching a foreign language at a polytechnic university ...................................... 171 Sakulina Ju. V., Penyagina L. V. On the necessity of studying the elements of statistical analysis in the process of learning in a legal university ............................................. 179 Borisova K. M. Implementation of reasoning as a type of educational activity in textbooks edited by N. M. Shansky (grades 7–9) .........................................................................186 Urazimova T. V. Pedagogical background of the development of artistic and creative abilities of students of higher educational institutions of Uzbekistan by means of fine arts ....................................................................................................................... 193 Zhuk A. S., Bezborodova L. A. Integration of the aesthetic cycle subjects in primary school ............................................................................................................................205 Kharzhevskaia A. A. Research of preferred musical styles and value orientations of the personality in the intergenerational perspective .................................................................. 213 Kosheleva E. M. Image of a foreign language teacher in a preschool ...............................................224 Kolesov V. I., Silenkov V. I. Resocialization of persons with disabilities and senior citizens, released from detention facilities ..................................................................................... 231 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Makarova N. V. Game-based learning technologies in higher education .........................................239 Martynenko Ju. B. Communicative-functional approach to the study of anthroponyms when teaching Russian as a foreign language (on the example of the correspondence of B. L. Pasternak) .......................................................................................250 Проблемы современного образования | № 4 | 2021 | http://pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически