В. Г. Рындак ПЕДАГОГИКА КРЕАТИВНОСТИ Монография Москва «Университетская книга» 2012 УДК 371 (075) ББК 74,00 Я 73 Р 95 Рецензенты: Владимир Ильич Загвязинский – действительный член РАО, д. п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», заслуженный деятель науки РФ; Милослава Михайловна Зиновкина – д. п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», директор Международного российского южно-корейского научного центра непрерывного креативного образования; Алла Прокофьевна Тряпицина – член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, директор НИИ общего образования ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. <...> А. И. Гер це на» «Проблемы и перспективы школьного образования в современной России» Фото на обложке: Дарья Сергеевна Каргапольцева, ведущий специалист профильного довузовского образования и работы с одаренными детьми, аспирант кафедры теории и методики образования ФБГОУ «Оренбургский государственный университет» с лицеистами Рындак, В. <...> УДК 371 (075) ББК 74,00 Я 73 ISBN 978-5-9792-0057-6 © В. Г. Рындак, 2012 © ООО Издательский дом «Университетская книга», 2012 ВВЕДЕНИЕ Успешность личности, ориентированной на инновационную деятельность, способной к самосовершенствованию и саморазвитию — насущная потребность современной российской действительности. <...> Педагогика креативности является эффективной формой решения вышеобозначенных задач. <...> Такой подход связан с тем обстоятельством, что в рамках креативного образования требуется рассмотрение креативности как психолого-педагогического феномена, сущности креативной личности, креативного процесса, креативного продукта, креативной среды. <...> Решение проблем педагогики креативности позволит создать междисциплинарные концепции и гипотезы, осмыслить креативность как психолого-педагогический феномен, а креативное образование – как феномен современного мира. <...> Креативность личности отражает ее готовность <...>
ПЕДАГОГИКА_КРЕАТИВНОСТИ.pdf
УДК 371 (075)
ББК 74,00 Я 73
Р 95
Рецензенты:
Владимир Ильич Загвязинский – действительный член РАО, д. п.н.,
профессор ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»,
заслуженный деятель науки РФ;
Милослава Михайловна Зиновкина – д. п.н., профессор ФГБОУ ВПО
«Московский государственный индустриальный университет», директор
Международного российского южно-корейского научного центра
непрерывного креативного образования;
Алла Прокофьевна Тряпицина – член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор,
директор НИИ общего образования ФГБОУ ВПО «Российский
государственный педагогический университет им. А. И. Гер це на» «Проблемы
и перспективы школьного образования в современной России»
Фото на обложке:
Дарья Сергеевна Каргапольцева, ведущий специалист
профильного довузовского образования и работы с одаренными
детьми, аспирант кафедры теории и методики образования
ФБГОУ «Оренбургский государственный университет» с лицеистами
Рындак, В.Г.
Р 95 Педагогика креативности: монография / В. Г. Рын дак. – М.:
Издательский дом «У ни вер ситетская книга», 2012. – 284 с.
ISBN 978-5-9792-0057-6
В монографии широко освещены современные проблемы развития креативности
личности, определены сущность и структура креативного учителя и креативного урока,
дана характеристика общих основ педагогики креативности, обоснована теория креативного
образования и классифицированы креативные технологии.
Монография предназначена студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям
педагогики и психологии, менеджмента, будет полезна философам, социологам, родителям,
учителям и руководителям современных образовательных учреждений.
УДК 371 (075)
ББК 74,00 Я 73
ISBN 978-5-9792-0057-6
© В. Г. Рындак, 2012
© ООО Издательский дом
«Университетская книга», 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Успешность личности, ориентированной на инновационную деятельность,
способной к самосовершенствованию и саморазвитию —
насущная потребность современной российской действительности.
Это требует создания условий для освоения личностью обучающегося
идентичных способов деятельности моделей мышления, развития
у него критического и творческого отношения к миру. Педагогика креативности
является эффективной формой решения вышеобозначенных
задач. И ряд правительственных инициатив направлен на изменение
стратегии деятельности в этом направлении. В Национальной доктрине
образования РФ (2000 – 2025 гг.) заложена идея необходимости
творческого развития личности. При этом поиск концепции педагогики
креативности, отражающей изменения в обществе в его социальноэкономическом
и культурном развитии, связывается с её реализацией.
В Национальном образовательном проекте «Наша новая школа»
(2010 г.) подчеркивается, что ключевая особенность школы будущего
состоит в формировании нового типа учителя, открытого ко всему новому,
способного к развитию творческих способностей учеников.
Однако в вузе развитию креативности студента уделяется недостаточно
внимания. В ФГОС ВПО по направлению подготовки будущего
специалиста заложен большой интегративный потенциал, требующий
усиления междисциплинарных связей и одновременно создания
возможностей для междисциплинарного переноса знаний; усилена
научно-исследовательская компонента подготовки студентов. Но эти
инициативы требуют практической реализации.
Это свидетельствует о необходимости качественного обновления
и совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста,
его способности к саморазвитию, активизации собственных
творческих способностей и формированию креативности.
Монография «Педагогика креативности» написана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавриат),
утвержденного приказом Минобразования и науки РФ
от 22.12.2009 г. № 788 (по направлению подготовки 30-б Культурология).
А также по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
(квалификация (степень) бакалавриат), утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35.
В требованиях к результатам освоения образовательных программ ба3
Стр.3