Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Образование как фактор экономического развития (44,00 руб.)

0   0
Первый авторЯкунин В. И.
АвторыСулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Нетесова М. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц105
ID136890
АннотацияВ монографии решается исследовательская задача соотнесения политики в сфере образования с задачами экономического развития России. На обширном статистическом материале показаны депрофессионализация образовательного процесса, отрыв его от конкретных запросов рыночной экономики. Выявлены узловые проблемы системы современного образования в России. Представлены сопоставительные материалы о развитии систем образования зарубежных стран. Авторы предлагают принципиально новый подход рассмотрения образования в качестве одной из ступеней управляемого экономического процесса, фактора и ресурса экономического развития. Практический результат исследования - выдвижение пакета государственно-управленческих мер, включающего нормативно-правовые акты.
Кому рекомендованоДля политиков, управленцев в сферах экономики и образования, научных работников, преподавателей и студентов.
ISBN978-5-91290-030-3 (Научный эксперт)
УДК37.014.54
ББК74.04(2)
Якунин, В.И. Образование как фактор экономического развития : монография / С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова; В.И. Якунин .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2008 .— 105 с. — Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования; библиогр.: с. 99-100 .— ISBN 978-5-91290-030-3 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/136890 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

15 (подъезд 1, этаж 5) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тел./ факс: (495) 981-57-03, 981-57-04, 981-57-09 E-mail: frpc@cea.ru. http: www.rusrand.ru Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования <...> М.С. Нетесова Образование как фактор экономического развития Москва Научный эксперт 2008 УДК 37.014.54 ББК 74.04(2) Я 49 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. <...> На обширном статистическом материале показаны депрофессионализация образовательного процесса, отрыв его от конкретных запросов рыночной экономики. <...> Практический результат исследования — выдвижение пакета государственно-управленческих мер, включающего нормативно-правовые акты. <...> Экономический ракурс проблемы образования связан прежде всего с обеспечением квалификационных потенциалов населения, в первую очередь занятого. <...> Именно система образования обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов. <...> От ее качества напрямую зависит уровень производственных кадров. <...> Образовательная составляющая входит при нормальных экономических условиях в стоимостное выражение труда. <...> Целевая установка настоящего исследования — поиск путей и механизмов повышения квалификационных потенциалов российского населения как фактор долгосрочного устойчивого экономического развития России. <...> Ценностная цель государственной образовательной политики видится авторам в развитии и аккумуляции человеческого капитала как фактора построения умной и нравственной экономики инновационного типа. <...> Следовательно, постановка задачи перехода на инновационные рельсы развития тесно связана с модернизацией образовательной сферы. <...> Деградация образования как парадигма снижения квалификационных потенциалов населения представляет угрозу даже национальной безопасности России. <...> В прошлом действительно данное качественное преимущество основывалось на эффективности традиций советского образования. <...> Необходим связующий механизм между образовательной <...>
Образование_как_фактор_экономического_развития.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Образование_как_фактор_экономического_развития.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова Образование как фактор экономического развития
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, C.C. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова Образование как фактор экономического развития Москва Научный эксперт 2008
Стр.2
УДК 37.014.54 ББК 74.04(2) Я 49 Я 49 М.: Научный эксперт, 2008. — 104 с. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. Образование как фактор экономического развития. Монография — ISBN 978-5-91290-030-3 В монографии решается исследовательская задача соотнесения политики в сфере образования с задачами экономического развития России. На обширном статистическом материале показаны депрофессионализация образовательного процесса, отрыв его от конкретных запросов рыночной экономики. Выявлены узловые проблемы системы современного образования в России. Представлены сопоставительные материалы о развитии систем образования зарубежных стран. Авторы предлагают принципиально новый подход рассмотрения образования в качестве одной из ступеней управляемого экономического процесса, фактора и ресурса экономического развития. Практический результат исследования — выдвижение пакета государственно-управленческих мер, включающего нормативно-правовые акты. Книга предназначена для политиков, управленцев в сферах экономики и образования, научных работников, преподавателей и студентов. УДК 37.014.54 ББК 74.04(2) © В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова, 2008. ISBN 978-5-91290-030-3 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2008
Стр.3
Содержание Введение ..............................................................................................................5 Глава 1. Статистический портрет системы российского образования .........................................................9 1.1. Статистические тренды российского образования..................... 9 1.2. О накопленных диспропорциях в сфере образования ............. 22 Глава 2. Новая «экономика» образования ........................................30 2.1. Финансовая парадигма образовательной политики ................. 30 2.2. К вопросу о формировании ценовой политики......................... 36 Глава 3. Институциональная динамика системы образования ................................................................40 3.1. Ведомственные вузы и целевой заказ ........................................... 42 3.2. Феномен корпоративных вузов ...................................................... 48 3.3. Конкуренция «за мозги» и экспортно-импортные отношения на рынке образовательных услуг ............................. 52 Глава 4. Некоторые вопросы кадровой политики ........................56 4.1. Инновационной экономике — селекция кадров ........................ 56 4.2. Система «пожизненного обучения» .............................................. 62 4.3. Вызовы Болонского процесса для экономики России .............. 66 Глава 5. Проблемы и решения ................................................................75 5.1. Государственное управление как решение актуальных задач ...................................................... 75 5.2. Проблемно-управленческая матрица ........................................... 84 Заключение ......................................................................................................96 Литература .......................................................................................................99 3
Стр.4
Введение Одна из самых серьезных проблем российского экономического процесса состоит в том, что структура ресурсной базы принципиально отличается от тех, которые присущи экономикам высокоразвитых стран (рис. 1). В ней значительно выше удельный вес природного капитала, в существенной части своей представляемого невозобновляемыми ресурсами. Тенденция же мирового развития заключается в переориентации от сырьевого компонента к человеческому. Эта тенденция должна быть учтена и в государственной экономической стратегии Российской Федерации1 Еще хуже на мировом фоне обстоит дело с использованием . Россией ее ресурсных потенциалов. Освоенность имеющихся у страны соответствующих ресурсов рассчитывается следующим образом: природных — через отношение объема эксплуатируемых ресурсов к объему разведанных или балансовых запасов; людских — через отношение фактически выполненного объема работ к потенциальному, или выплаченной заработной платы к средней нормативной зарплате в других странах; финансовых — через отношение фактически освоенных финансовых ресурсов и инвестиций к потенциальным; интеллектуальных — через отношение фактически используемых технологий и технологических инноваций к наличным. Согласно экспертным заключениям, имеющиеся у России ресурсы реализуются в национальной экономике со следующей степенью эффективности: природные — на 25%, людские — на 15, финансовые — на 10, интеллектуальные — на 3,3%. В целом же уровень освоения ресурсного потенциала страны оценивается в 18%. Для сравнения, в США он составляет 76%, в ЕС — 78, в Японии — 88%2 . Одним из важнейших направлений в преодолении данных диспропорций является развитие в соответствии с задачами экономической политики сферы образования. Экономический ракурс проблемы образования связан прежде всего с обеспечением квалификационных потенциалов населения, в первую очередь занятого. В основе профессиональных 1 Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика. М., 2004. С. 385. 2 Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900–2000: Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М., 2006. С. 301–302. 5
Стр.6
Рис. 1. Структуры национальных богатств ряда стран мира 6
Стр.7
компетенций лежит образовательный ценз. Именно система образования обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов. От ее качества напрямую зависит уровень производственных кадров. Образовательная составляющая входит при нормальных экономических условиях в стоимостное выражение труда. Эти, казалось бы, очевидные истины до настоящего времени не стали в России предметом обостренного научного осмысления. Удивительно, но в широком спектре литературы, посвященной российскому образованию, эти его функции, по существу — основные, оказались вне поля должного внимания аналитиков. Исследовательская задача приводимого ниже анализа видится в ликвидации сложившегося пробела. Целевая установка настоящего исследования — поиск путей и механизмов повышения квалификационных потенциалов российского населения как фактор долгосрочного устойчивого экономического развития России. Ценностная цель государственной образовательной политики видится авторам в развитии и аккумуляции человеческого капитала как фактора построения умной и нравственной экономики инновационного типа. Откуда же взять инновационно ориентированные кадры при общем дефиците инновационщиков? Другого источника, если не рассматривать сценария привлечения иностранных специалистов, отличного от «студенческой парты» не существует. Следовательно, постановка задачи перехода на инновационные рельсы развития тесно связана с модернизацией образовательной сферы. Общественную актуальность сформулированной проблематики трудно переоценить. Деградация образования как парадигма снижения квалификационных потенциалов населения представляет угрозу даже национальной безопасности России. Такая постановка вопроса не является чем-то беспрецедентным в мировой практике. Достаточно обратиться к опыту США. Формулировки принятых в разное время американских федеральных законов говорят сами за себя: «Об образовании в целях национальной обороны», «Об образовании в целях укрепления экономической безопасности», «О национальных целях образования». А вот разработанный одним из авторов данной книги российский законопроект «О государственной поддержке образования, науки и промышленности в высокотехнологическом комплексе» 7
Стр.8
не принят до сих пор, хотя был внесен в Государственную Думу РФ еще в 1990-е годы. По уровню квалификационного потенциала имеющиеся в распоряжении России трудовые ресурсы по-прежнему оцениваются многими экспертами как лучшие в мире. И это либо дань традиции, либо стремление к самоуспокоению и комфорту докладов «наверх» о неуклонных успехах во вверенной сфере ответственности. В прошлом действительно данное качественное преимущество основывалось на эффективности традиций советского образования. Однако на самом деле по мере деградации отечественной образовательной системы в современный период снижается и квалификационный ресурс. Реляции о переходе к «постиндустриальному обществу», «наукоемкой экономике», «обществу знаний» представлены сейчас едва ли не в каждой платформе экономического развития. В действительности же российская экономика развивается в прямо противоположном по отношению к обозначенным ориентирам направлении. Все более возрастает сырьевая составляющая экономического роста, все сильнее свертывается инновационный компонент. Растрачиваются невосполнимые ресурсы, при том, что возобновляемый интеллектуальный продукт все более теряется. Современная российская модель экономики представляет тот случай, когда выражаемый через ВВП экономический рост находится в антикорреляции с экономическим развитием, т. е. с качеством развития. Динамика же высокой развитости задается соответствующим уровнем образования населения, но одного этого недостаточно. В настоящее время знания в вузах даются сами по себе, вне их производственного практического преломления. Необходим связующий механизм между образовательной и экономической сферами. Именно отсутствие такого рода устойчивой связи определяет современный кризис классической модели университета. Причем речь идет не только о России. Создание принципиально новой системы образования, отвечающей изменившимся реалиям перехода к постиндустриальному обществу, стоит в повестке дня и мирового развития. Поэтому подчеркнем еще раз, что целевая установка представленного исследования как раз и заключается в определении возможных путей и подходов имплементации интегрированной в экономический процесс образовательной модели. 8
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.