В. Б. ЛЫГДЕНОВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В. Б. Лыгденова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению
подготовке 44.03.01 Педагогическое образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2018
Стр.3
УДК 378.016(075.8)
ББК 74.480я73
Л 881
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
З. Б. Лопсонова
кандидат педагогических наук, доцент
Г. Б. Баирова
кандидат педагогических наук
Лыгденова В. Б.
Л 881
Психолого-педагогическое исследование: методология
и методика: учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2018. — 118 с.
ISBN 978-5-9793-1189-0
В учебном пособии содержится материал, позволяющий организовать
самостоятельную работу студентов в процессе изучения курса
«Методология и методика психолого-педагогического исследования».
Включает тематическое планирование, учебную программу,
краткий курс лекций, практические задания, учебно-методическое и
информационное обеспечение учебного процесса.
Пособие адресовано студентам направления «Педагогическое
образование» для самостоятельного освоения содержания курса и
методики выполнения исследовательских работ.
УДК 378.016(075.8)
ББК 74.480я73
ISBN 978-5-9793-1189-0
© Бурятский госуниверситет, 2018
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Методология и методика психологопедагогического
исследования» включена в учебный план подготовки
студентов бакалавриата педагогических учебных заведений
по профилям «Начальное образование», «Дошкольное образование».
Дисциплина способствует становлению общекультурных и профессиональных
компетенций будущих педагогов, развитию умений и
навыков научно-исследовательской деятельности в системе образования.
Целью
курса является формирование у студентов представлений
о системном подходе к психолого-педагогическому исследованию,
о содержании и особенностях его организации, обеспечение
навыками осуществления научного исследования в образовательной
организации.
Для освоения дисциплины «Методология и методика психолого-педагогического
исследования» обучающиеся используют знания,
умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин
«Введение в педагогическую профессию», «Теоретическая педагогика»,
«Практическая педагогика», «Психология».
Освоение программы курса является необходимой основой для
последующего написания курсовых и дипломных работ по педагогике,
психологии и частным методикам, а также для изучения дисциплин
методики начального образования.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• роль науки и научного исследования в развитии общества и
сферы образования;
• основные понятия, характеристики и классификации методологии
научного исследования;
• основные компоненты и характеристики научного аппарата
исследования: актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель,
гипотеза, задачи, методологические основы, критерии оценки качества
научного исследования;
• основные методы и группы методов исследования в педагогике,
их характеристики, исследовательские возможности.
Уметь:
• формулировать научный аппарат исследования;
• определять логику, структуру и этапы исследования;
3
Стр.5
• осуществлять подбор адекватных методов исследования,
применять их в ходе исследовательской работы;
Владеть:
• навыками обработки, интерпретации и представления результатов
исследования;
• профессиональным языком предметной области знания;
• способами оформления и презентации научной работы.
Освоение дисциплины формирует следующие компетенции
обучающихся:
• способность использовать основы философских и социогуманитарных
знаний для формирования научного мировоззрения
(ОК-1);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
• готовность использовать систематизированные теоретические
и практические знания для постановки и решения исследовательских
задач в области образования (ПК-11);
• способность руководить учебно-исследовательской деятельностью
обучающихся (ПК-12) [38].
В учебное пособие включены тематический план, учебная программа,
в которых раскрывается содержание всего курса. Оно представлено
лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельной
работой студентов. Лекционный курс, практические задания
и информационно-методические материалы обеспечивают самостоятельное
изучение курса студентами, особенно заочного обучения.
Автор
при подготовке пособия опирается на теоретические
разработки крупнейших отечественных ученых в области методологии
педагогического исследования: В. В. Краевского, В. И. Загвязинского,
А. М. Новикова, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина,
И. Т. Огородникова и других.
В приложении пособия представлены наглядные материалы ко
всем изучаемым темам, которые могут быть творчески использованы
студентами, магистрантами, аспирантами и педагогамиисследователями.
4
Стр.6
Содержание
Введение............................................................................................... 3
I. Тематическое планирование курса
1. Учебная программа.......................................................................... 5
2. Содержание лекционного курса................................................... 9
3. Содержание семинарских занятий..............................................
11
4. Содержание самостоятельной работы студентов......................... 12
II. Краткий курс лекций
Тема 1. Научное исследование в педагогике: понятие, основные
характеристики и классификации....................................................... 15
1. Понятие научно-педагогического исследования. Основные классификации
научных исследований, их характеристика и целевая
направленность...............................................................................
15
2. Взаимосвязь педагогической науки и практики, их единство и
различия................................................................................................... 18
3. Требования к методике психолого-педагогического исследования
..........................................................................................
20
Тема 2. Теоретические основы методологии психологопедагогического
исследования.............................................................. 22
1. Методология педагогики: понятие, уровни, задачи,
функции и принципы............................................................................ 22
2. Методологическое обеспечение исследования................................. 24
3. Методологическая культура педагога-исследователя.................. 26
Тема 3. Логика и структура психолого-педагогического исследования,
его методологический аппарат и критерии качества......................
28
1.
Этапы и структура педагогического исследования,
логика и вариативность его построения.......................................... 28
2. Язык и стиль научного изложения. Общенаучная лексика и изобразительно-выразительные
средства......................................
3. Методологический аппарат исследования и критерии оценки его
качества..............................................................................................
32
34
4. Работа с источниками научной информации.............................. 37
Тема 4. Методы психолого-педагогического исследования.......... 40
1. Понятие методов исследования, принципы их выбора,
разнообразие подходов к их классификации........................................ 40
2. Группа эмпирических методов и их характеристика..................... 41
3. Группа теоретических методов и их характеристика.............. 48
Стр.117
Тема 5. Педагогический эксперимент и экспериментальная деятельность............................................................................................
60
1.
Понятие педагогического эксперимента и экспериментальной
деятельности......................................................................................... 60
2. Факторы и условия эффективности экспериментальной деятельности..............................................................................................
63
3. Этапы экспериментально-исследовательского цикла.................. 65
4. Проблема, идея, замысел и гипотеза педагогического эксперим
ента...................................................................................................... 66
5. Критерии результативности эксперимента. Диагностический
инструментарий..................................................................................... 70
6. Уровни педагогического эксперимента............................................ 72
III. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
1. Список использованной и рекомендуемой литературы.............. 76
2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
Интернет, необходимых для освоения дисциплины.......................... 79
3. Терминологический словарь............................................................. 80
4. Примерная тематика психолого-педагогического исследования 84
5. Контрольно-измерительные материалы.......................................... 88
6. Методические указания по освоению дисциплины (модуля).... 96
Приложения............................................................................................. 100
Стр.118