1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2020. № 5
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
I N RUSSIA
2020. № 5
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Бодряков В. Ю.
Структура интеллекта по Гарднеру выпускников-математиков УрГПУ-2020:
факты, прогнозы, рекомендации………………………………………………………………………….......8
Долженко Р. А., Сальцев А. А.
Форсайт по развитию школ Екатеринбурга:
формулировка проблем и поиск решений……………………………………………………………….22
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Зеленов Ю. Н., Хаматнуров Ф. Т., Камка С. В., Николенко О. И.
Педагог-лидер общеобразовательной школы
в общественном сознании студентов..................................................................................30
Смирнов А. В., Гвардыченко В. В., Валиев Р. А.
Проективная диагностическая методика «Сказочный герой – 2020»...........................38
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Коротаева Е. В.
Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов
с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста...................................................49
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Галишева М. С., Зуев П. В.
Целостный опыт научного познания как условие развития
исследовательской компетентности школьника...............................................................55
Ильин И. В., Ильин В. В.
Развитие целей обучения информатике в условиях обновления
технической культуры общества..........................................................................................71
Ковалева А. Г., Зарифуллина Д. П., Губина Д. И., Ткачева М. В.
Учебник иностранного языка для междисциплинарных
научно-исследовательских проектов для обучения
в очной и дистанционной форме.........................................................................................79
Краева А. А., Привалова С. Е.
Особенности овладения грамматическим строем речи иноязычными дошкольниками
и младшими школьниками (на примере имени существительного)..............................87
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ван Сяоян, Кирилова И. В., Суетина А. И.
Учебная ценность русских анекдотов..................................................................................95
Ермолаева М. В.
Типология трудностей овладения лексикой англоязычного дискурса
сферы гражданской защиты..............................................................................................100
Забара Л. И., Лебедева Ю. В.
Сравнительное исследование эмпатии и рефлексивности у студентов-психологов
в 2012 и 2019 годах………………………………………………………………………………………………..107
Лаврик Е. Ю.
Комплекс упражнений для развития иноязычной
учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля.................114
Пичугина Л. Н., Ван Сиюй, Чжан Титин
Культурная когнитивно-образовательная среда педагогического вуза
как средство ознакомления российских студентов
с китайской вокальной музыкой........................................................................................122
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 5
5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б.
Буллинг как социально-психологическое явление:
анализ теоретических подходов и эмпирических исследований...................................131
Васягина Н. Н., Ельцова И. В.
Особенности отражения образа отца в современной российской ментальности........137
Ефремова Ю. Р., Симбирцева Н. А.
Культурная идентичность детей-билингвов: психолого-педагогический аспект…….146
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Григоренко Н. Ю., Вятлева Ю. Е., Покровская Ю. А.
О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки,
профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
для системы ранней помощи детям с ОВЗ………………………………………………………………154
Тютюева И. А., Филютина Т. Н., Костылева А. С.
Реализация методологических подходов при подготовке студентов с ОВЗ
к профессиональным конкурсам…………………………………………………………………………….162
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Куприна Н. Г., Крапивина И. А.
Развитие эстетического вкуса у подростков на занятиях по истории костюма
в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………170
РЕЦЕНЗИИ
Соколова О. Л., Скопова Л. В.
Дидактические аспекты глагольного управления
во французском и русском языках …………………………………………………………………………177
Информация для авторов..............................................................................................................183
Стр.5
6
CONTENTS
EDUCATION STRATEGIES
Bodryakov V. Yu.
The structure of intelligence by Gardner of graduates-mathematicians USPU-2020:
facts, forecasts, recommendations............................................................................................8
Dolzhenko R. A., Saltzev A. А.
Foresight on the development of schools in Ekaterinburg:
formulation of problems and search for solutions..................................................................22
PEDAGOGICAL STATISTICS
Zelenov Yu. N., Khamatnurov F. T., Kamka S. V., Nikolenko O. I.
The teacher-leader of the secondary school in the public consciousness of students...........30
Smirnov A. V., Gvardychenko V. V., Valiev R. A.
Projective diagnostic technique “Storybook hero – 2020”.....................................................38
PRESCHOOL EDUCATION
Korotaeva E. V.
Context analysis of research on the use of gadgets with tachscreen technology
by preschool children..............................................................................................................49
SCHOOL EDUCATION
Galisheva M. S., Zuev P. V.
Integral experience of scientific knowledge as a condition for the development
of the schoolboy’s research competence..................................................................................55
Il’in I. V., Il’in V. V.
The purpose of teaching computer science in the context of updating the technical culture
of society...................................................................................................................................71
Kovaleva A. G., Zarifullina D. P., Gubina D. I., Tkacheva M. V.
Foreign language textbook for interdisciplinary research projects in face-to-face
and remote learning.................................................................................................................79
Kraeva A. A., Privalova S. E.
Features of mastering the grammatical structure of speech
by foreign-language preschoolers and younger schoolchildren
(on the example of a noun)......................................................................................................87
PROFESSIONAL EDUCATION
Wang Xiaoyang, Kirilova I. V., Suetina A. I.
Teaching value of russian anecdotes.......................................................................................95
Ermolaeva M. V.
Typology of difficulties of mastering the vocabulary
of English civil protection discourse………………………………………………………………………….100
Zabara L. I., Lebedeva Yu. V.
Comparative study of empathy and reflexivity
in psychology students in 2012 and 2019..............................................................................107
Lavrik E. Yu.
Exercise complex for the development of foreign language educational
and cognitive competence of students majoring in tourism.................................................114
Pichugina L. N., Wang Xiyu, Zhang Titin
Cultural cognitive-educational environment of pedagogical university as a means
of introducing chinese vocal music to russian students........................................................122
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 5
7
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Beleeva I. D., Zaglodina Т. A., Pankratova L. E., Titova N. B.
Bullying as a social and psychological phenomenon:
analysis of theoretical approaches and empirical research...................................................131
Vasyagina N. N., Eltsova I. V.
Features of reflection of the father’s image in the modern Russian mentality ………………137
Efremova Yu. R., Simbirtseva N. A.
Cultural identity of bilingual children: psychological and pedagogical approach……………146
INCLUSIVE EDUCATION
Grigorenko N. Yu., Vyatleva Yu. E., Pokrovskaya Yu. A.
About introduction of progressive additions to programs of training, professional retraining
and advanced training of pedagogical personnel for the system of early assistance
to children with disabilities……………………………………………………………………………………….154
Tyutyueva I. A., Filyutina T. N., Kostyleva A. S.
Implementation of methodological approaches in preparing students with disabilities
for professional competitions……………………………………………………………………………………162
ADDITIONAL EDUCATION
Kuprina N. G., Krapivina I. A.
Development of aesthetic taste in teenagers in the classes on the history of costume
at the institution of the additional education………………………………………………………………170
REVIEWS
Sokolova O. L., Skopova L. V.
Didactic aspects of verb patterns in Russian and French languages………………………………177
Information for authors…….............................................................................................................183
Стр.7