ISSN 2500-297X
УДК 37:159.9
2.2020
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
Выходит 4 раза в год
Свидетельство
о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18, каб. 223
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
Психологические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
16+
Сайт журнала: pp-obr.ru
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2020
Стр.2
ISSN 2500-297X
2.2020
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2020
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathefor
Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
matical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of TeaUniversity
of PJSC Tatneft.
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
chers, High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Scientific Foundations of Extreme
Psychology of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology & Education.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Дидактическая инженерия как методология
организации автоматизированной
учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Н.В. Багрецова
Организация положительной социализации школьников
в условиях социокультурного проектирования . . . . . . . . . . . . . 39
Д.К. Бартош, М.В. Харламова
Методические рекомендации по формированию
гражданской позиции обучающихся
из гетерогенных групп в колледже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Е.Ю. Плотникова
К вопросу о повышении уровня
воспитательной деятельности
классного руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
И.И. Торбина
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные подходы к преподаванию в университете
иностранного языка для специальных целей . . . . . . . . . . . . . . 73
В.В. Борщева
Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова
Интеллектуализация
профессионально-педагогической деятельности
и на основе интеграции педагогических
Академическое мошенничество студентов:
и обзор теоретических концепций
Сторителлинг в обучении иностранному языку:
ключевые аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
цифровых технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
О.В. Дремова
мер предотвращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2020. № 2
Сетевая модель взаимодействия кафедры вуза
и компаний-партнеров для развития
эмоционального интеллекта у студентов –
будущих HR-менеджеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
О.М. Исаева, С.Ю. Савинова
Н.В. Корепанова, Н.В. Шувалова
Современные подходы к повышению квалификации
педагогов высших учебных заведений . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова
Летняя педагогическая практика студентов
в организациях отдыха и оздоровления детей
(на примере опыта вожатской практики в МПГУ) . . . . . . . . . . 139
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Современные студенты: цифровое бытие . . . . . . . . . . . . . . . 150
К.М. Романов
Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева,
Ю.В. Петрунева
Развитие креативности школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
N. Nuriev, S. Starygina
Didactic engineering as a methodology
of organizing automated educational activities . . . . . . . . . . . . . . . .9
THEORY AND METHODS
OF TRAINING AND UPBRINGIN
Storytelling in foreign language teaching:
Key aspects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
N. Bagretsova
Organization
of positive socialization of schoolchildren
in the context of socio-cultural design . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
D. Bartosh, M. Kharlamova
Methodological recommendations
for the formation of a civil position
of learners from heterogeneous groups in college . . . . . . . . . . . . . 50
E. Plotnikova
To the issue of raising the level
of leadership activity of the class teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
I. Torbina
THEORY AND METHODS
OF PROFESSIONAL EDUCATION
V. Borshcheva
Modern approaches
to teaching ESP at University . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
N. Goncharuk, E. Khromova
Intellectualization of professional
and pedagogical activity based on the integration
of pedagogical and digital technologies . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Student academic dishonesty:
Review of theoretical frameworks
and methods of prevention . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
O. Dremova
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2
О. Isaeva, S. Savinova
Network model of interaction
between the department of the university
and HR partner for the development
of emotional intelligence of students –
future HR managers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
N. Korepanova, N. Shuvalova
Modern approaches to professional development
of teachers of higher educational institutions . . . . . . . . . . . . . . . 132
N. Leskonog, L. Shalamova
Summer pedagogical practice of МPSU students
in organizations of children’s recreation
and health improvement as counselors . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
R. Petruneva, V. Vasilyeva, Ju. Petruneva
Modern student: Digital existence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Development of students’ creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
К. Romanov
8
Contents
Стр.9