УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
3.2017
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2017
Стр.4
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных процессов
и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; начальник научно-исследовательского центра моделирования квалификаций
Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Темпус
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.5
Содержание № 3.2017
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Л. Ильин
Воспитание как культурная универсалия:
семантический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
России и западном мире .
Е.Г. Трунова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
М.Б. Акулов
Словарный запас детей-монолингвов и детей-билингвов
6–7,5 лет (сравнительный анализ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
К.В. Скворцова
Формирование стратегий иноязычного смыслового чтения
текстовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
И.А. Яковенко
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Н.В. Бабкина
сОсобые образовательные потребности детей
в задержкой психического развития
Основные особенности познавательного интереса к деятельности
спортивно-оздоровительной направленности . . . . . . . . . . . . . . 26
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 5
вВзгляды на наказание и гендерное воспитание детей
период начального школьного обучения . . . . . . . . . . . . . . . 44
А.В. Лобанова, М.А. Никитина
Изучение профессиональной ориентации детей
старшего школьного возраста с умственной отсталостью . . . . . . . 59
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Л. Буковский
Мотивы включения и факторы успешности
научно-исследовательской работы врачей .
Е.Ю. Васильева, М.В. Макарова
.
Психолого-педагогические проблемы адаптации
выпускников-психологов к профессиональной деятельности . . . . . 79
И.В. Куприна, И.А. Третьякова
Д.Р. Гильфантинова
Особенности преподавания дисциплины
«История русской культуры» иностранным студентам
(на основе методики, разработанной в Государственном институте
русского языка им. А.С. Пушкина) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 87
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 72
Особенности обучения переводу будущих специалистов
железнодорожного транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.6
4
вПроблема обновления содержания высшего образования
И.А. Лескова
контексте феномена сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
А.А. Марченко
Самостоятельная работа студентов при освоении
иностранного языка как форма учебной
познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Н.В. Неверова, Л.В. Рыбакова
Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров
и по направлению подготовки «Государственное
А.А. Осипова, Н.А. Маслюк
Педагогические условия формирования
профессиональных компетенций
в музыкально-просветительской направленности
Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры
студентов политехнического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
обучению эстрадному пению .
А.Л. Цынцарь, М.Н. Романенко
.
.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В.А. Балашова, В.Ф. Савкина
Социокультурная адаптация в контексте
профессионального развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И.Ю. Соколова, М.К. Медведева
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Л.С. Рашитова
Развитие личностного потенциала студентов в процессе
с изучения технических, естественно-научных и других дисциплин
.
.
.
.
.
.
муниципальное управление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
С.А. Поронок
кЦенностное отношение студентов музыкального факультета
.
.
.
.
.
.
.
.
контексте культурной среды университета . . . . . . . . . . . . . 126
И.Х. Стулов
.
.
.
. 136
Система методических компонентов как фактор повышения
экологической культуры студентов-географов . . . . . . . . . . . . 102
применением структурно-логических схем . . . . . . . . . . . . . 156
Картина мира подростков в разных адаптационных ситуациях . . . 167
О.В. Суворина, С.Н. Сорокоумова, И.В. Ивенских
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 179
. . . . . . . . . . . . . . . 189
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Влияние родительского общения и структуры семьи
на самооценку младшего школьника .
Содержание
Стр.7