ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ, почетный
академик Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук, профессор,
заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, академик РАО, профессор, доктор
педагогических наук
Левицкий Михаил Львович, академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук, профессор,
директор Центра истории русского феодализма Института российской
истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических
наук, профессор, академик РАО, директор Института
педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального
университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
образовательной информатики ФИЦ «Информатика
и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент РАН, заведующий Отделом западноевропейского
средневековья и раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, доктор исторических
наук, директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра истории
философии, Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг
(Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20194
часть 1
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский
педагогический государственный университет»
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
Э.К. Брейтигам
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
А.Р. Канторович
Ю.Ф. Катханова
Е.Ю. Лазарева
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
О.П. Осипова
Н.И. Рыжова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honoraty
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honoraty Member of
International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy)
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education, ScD
(Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance
Philology Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko
Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD (Pedagogy), Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy), Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West European
Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General History,
Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy of Sciences,
ScD (History), Director, Institute of World History, Russian Academy
of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MSPU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
E.K. Breytigam
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
A.R. Kantorovich
Yu.F. Katkhanova
E.Yu. Lazareva
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
O.P. Osipova
N.I. Ryzhova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MPGU, 2019
2019 4
vol. 1
Founder and Publisher: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher
Education “Moscow Pedagogical State University”
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Алябышева Ю.А., Веряев А.А., Ермаков Б.Б. Метафорический
характер представлений о цифровой трансформации образования
Литвиненко М.В. Разработка методики оценивания квалификации
выпускников вуза (на примере специалистов топографо-геодезического
профиля)
Педагогика профессионального образования
Малев А.В., Чернышов С.В. Аксиологические аспекты реализации
языковой политики России в профессионально-методической
подготовке учителя иностранного языка
Крупченко А.К. Aксиологические стратегии иноязычного
профессионального педагогического образования
Милованова Л.А. Аксиологические аспекты подготовки учителя
иностранного языка к работе в средних общеобразовательных
учебных заведениях
Никитенко З.Н. Профессиональная подготовка учителя иностранного
языка для дошкольного и начального школьного образования:
аксиологическое измерение
Горобинская Н.В. Ключевые компетенции учителей и преподавателей
иностранного языка в XXI веке
Содержание и технологии образования
Топоркова О.В. Технология проектного обучения в практике высшей
технической школы за рубежом
Суханова Н.П. Плодотворность метода малых групп в преподавании
философии
Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Нюдюрмагомедова Л.А.
Механизмы педагогического взаимодействия в интерактивных
технологиях в высшей школе
Силантьева М.В. Специфика применения метатемного подхода
к текстам учебной литературы по специальности «Ядерная энергетика
и теплофизика» (на примере реализации метатемы «Общая
характеристика объекта»)
Гобыш А.В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов
по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза
Абдулгалимов Г.Л. Турпалова М.С., Холмогорова Е.Г. Введение
базовых понятий электричества в курсе робототехники и технического
творчества
4 / 2019
82
93
101
110
119
132
Преподаватель XXВЕК
32
44
55
63
69
3
9
20
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Чекулаева М.Е., Сидорова Н.В. Модель управления проектной
деятельностью учащихся по составлению прикладных
математических задач
140
Логинова П.Г. К вопросу о способах формирования
лингвокультурологической компетенции у студентов в ходе занятий
по французскому языку
Корзинова Е.И., Рывлина А.А., Катханова Ю.Ф. Мотивационные
характеристики учебной деятельности студентов
Образование и художественное творчество
Зубрилин К.М. Особенности формирования имиджа художественнографического
факультета Московского педагогического
государственного университета
Дубровин В.М., Чеканцев П.А. Об алгоритмах обучения основам
художественно-композиционной грамотности
Язык и образование
Ружицкий И.В., Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся
вариантам русских личных имен
Соколова Г.Е. Развивающая роль экскурсионных занятий
со студентами, изучающими русский язык как иностранный
4
Чечик И.В. Актуальность использования аудиовизуальных средств
обучения на занятиях по русскому языку для иностранных студентов
инженерно-технического профиля
Кваскова Л.В. Опыт обучения лингвопрагматической интерпретации
иноязычного текста
Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Особенности
современных англоязычных песен и их использование на уроках
английского языка
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Арнаутова Ю.Е. Модели истолкования социальной действительности
в Средние века
Кочергина М.В. Специфика иконографии и художественные
особенности образа Спаса Нерукотворного с клеймами Сказания
в страрообрядческой живописи Стародубья и Ветки (XVIII –
начала XX века)
Ивочкин Д.А. Почитание чудотворных икон в Смоленской епархии
во второй половине XIX – начале ХХ в
Преподаватель XXВЕК
241
253
263
4 / 2019
184
193
200
214
224
170
178
152
163
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Емченко Е.Б. Педагогическая деятельность М Н МуравьеваВиленского
Блинов
И.С. Сельскохозяйственная концессия германской фирмы
«Фридрих Крупп» в СССР (1922–1928 гг )
Сейед Асгар Кейван Хоссейни, Мохаммад Юсоф-ванд. Развитие
понятия «кибервойна» в стратегиях безопасности США после
11 сентября (2001–2018 гг )
Артамонов Г.А. Орлова А.С. Особенности воплощения образа врага
в игровом кино современной России
Зверева Г.И. Рядовой пользователь социальных медиа как историк:
способы создания исторического нарратива на YouTube
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Сунь Сяомэй. Приемы переводческой трансформации при трансляции
художественного текста с русского языка на китайский (на материале
повести В Г Распутина «Живи и помни»)
Абрамова Е.К., Агаркова О.А. Новогодние обращения Эммануэля
Макрона: лингвистический анализ
Нагаева К.Э. Концепт «République» (структура и языковая
репрезентация)
Нечаева Л.Т. Определения в передовицах японских газет
Родионов Ю.Н. Некоторые просодические особенности
англоязычного телевизионного новостного дискурса, обращенного
к международной аудитории
Аль-Баразанчи Мохаммед Ясин Мохаммед. Политический дискурс
как средство репрезентации виртуальной реальности политика
ХХІ столетия
Али Нажва Фуад. Концепт «Дружба» в русской лингвокультуре
(на материале пословиц и поговорок русского языка)
Николина Н.А., Уразбекова А.А. Полонизмы в романе
И И Лажечникова «Внучка панцирного боярина»
Маркова Н.С. Дейктические локативные наречия в русском языке:
лингводидактический аспект Статья II: там, туда, сюда, отсюда,
оттуда, досюда, дотуда
Жорж Т.К. Этническая ментальность в контексте фольклорной
культуры
338
344
361
368
375
383
395
407
418
425
5
275
292
302
312
323
4 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Alyabysheva Yu.A., Veryaev A.A., Ermakov B.B. Metaphoric Nature
of Views on Digital Transformation of Education
Litvinenko M.V. Development of a Methodology for Evaluating
the Qualification of University Graduates (On the Example of TopographicGeodesic
Profile Specialists)
Profession Education Pedagogy
Malev A.V., Chernyshov S.V. Axiological Aspects of the Implementation
of Russian Language Policy in Professional and Methodological Training
of Foreign Language Teachers
Krupchenko A.K. Axiological Strategies of Foreign Language Professional
Pedagogical Education
Milovanova L.A. Axiological Aspects of Training a Foreign Language
Teacher for Secondary Schools
Nikitenko Z.N. Professional Training of a Foreign Language Teacher
for Pre-School and Primary Education: Axiological Dimension
Gorobinskaya N.V. Key Competences of Foreign Language
Teachers in 21st Century
6
Education Topics and Techniques
Toporkova O.V. Project-Based Learning in the Practice of a Higher
Technical School Abroad
Sukhanova N.P. Efficiency of Small Groups Method in Teaching Philosophy
Nudurmagomedov A.N., Savzikhanova M.A., Nudurmagomedova L.A.
Mechanisms of Pedagogical Interaction in Interactive Technologies
in Higher Education
Silantyeva M.V. Specifics of Applying the Metatemic Approach to the Texts
of Educational Literature on “Nuclear Power and Thermal Physics”
(On the Example of the Implementation of the Meta-Theme “General
Characteristic of an Object”)
Gobysh A.V. On Special Aspects of Online Mathematical Analysis Courses
Integration into a University Educational Process
Abdulgalimov G.L., Turpalova M.S., Kholmogorova E.G. Study of Basic
Concepts of Electricity in the Course of Robotics and Technical Creativity
Chekulaeva M.E., Sidorova N.V. Model for Managing Students’ Project
Activity for Drawing Up Applied Mathematical Problems
Loginova P.G. Ways of Forming Students’ Linguistic and Cultural
Competence During the French Language Lesson
Преподаватель XXВЕК
82
93
101
110
119
132
140
152
4 / 2019
32
44
55
63
69
9
20
Стр.7
CONTENTS
Korzinova E.I., Ryvlina A.A., Katkhanova Ju.F. Motivational
Characteristics of Students’ Educational Activity
163
Education and Art
Zubrilin K.M. Features of Forming the Image of the Art and Graphic Faculty
of Moscow Pedagogical State University
Dubrovin V.M., Chekantsev P.A. About Learning Algorithms of Basics
of Artistic and Compositional Literacy
Education and Language
Ruzhitsky I.V., Martynenko Yu.B. Teaching Foreign Students Options
of Russian Personal Names
Sokolova G.E. Developing Role of Excursion Lessons with Students
Studying Russian as a Foreign Language
Chechik I.V. The Relevance of Using Audiovisual Teaching Aids
in Russian Language Classes for Foreign Students of Engineering
and Technical Profile
Kvaskova L.V. Experience of Teaching a Linguopragmatic Interpretation
of Foreign-Languge Text
Krasheninnikova E.I., Krasheninnikova N.A. General Features of Modern
English-Language Songs and their Usage in the Classroom
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Arnautova Ju.Eu. Models of Perceiving Social Reality in the Middle Ages
Kochergina M.V. The Specifics of the Iconography and Artistic Features
the Image of the Saviour with Scenes Tales in the Old Believers’ Painting
of Starodubye and Vetka (XVIII — Early XX Centuries)
Ivochkin D.A. Honoring The Miraculous Icons in the Smolensk Diocese
in the Second Half of the 19th – Early 20th Century
Emchenko E.B. Pedagogical Activity of M N Muravyov-Vilensky
Blinov I.S. Agricultural Concession of the German Company “Friedrich
Krupp” in the USSR (1922–1928)
Seyed Asgar Keivan Hosseini, Mohammad Yusof-vand. Development
of the Concept “Cyber War” in US Security Strategies After September 11
(2001–2018)
Artamonov G.A., Orlova A.S. Features of the Embodiment of the Image
of the Enemy in the Game Cinema of Modern Russia
4 / 2019
241
253
263
275
292
302
312
Преподаватель XXВЕК
184
193
200
214
224
7
170
178
Стр.8
CONTENTS
Zvereva G.I. The Ordinary Social Media User as a Historian: Ways
to Create a Historical Narrative on YouTube
323
Linguistics
Sun Xiaomei. Methods of Translation Transformations when Translating
the Literature Text from Russian into Chinese (On the Material
of the V G Rasputin’s Novel “Live and Remember”)
Abramova E.K., Agarkova O.A. Emmanuel Macron’s New Year Messages:
Linguistic Analysis
Nagaeva K.E. Concept «Republique» (Structure and Language
Representation)
Nechaeva L.T. Definitions in the Editorials of Japanese Newspapers
Rodionov Yu.N. Some Prosodic Features of English TV-News Discourse,
Addressed to International Audience
Al-Barazanchi Mohammed Yassin Mohammed. Political Discourse
as a Means of Representing Virtual Reality Policy of the XXI Century
Ali Najwa Fouad. The Concept of Friendship in Russian Linguistic Culture
(Proverbs and Sayings of the Russian Language as Models)
Nikolina N.A., Urazbekova A.A. Polonisms in I I Lazhechnikov`s Novel
“Granddaughter of an Armored Boyar”
8
Markova N.S. Deictic Locative Adverbs in the Russian Language:
Linguodidactic Aspect Article II: там, туда, сюда, отсюда, оттуда,
досюда, дотуда
George T.K. Ethnic Mentality in the Context of a Folklore Culture
338
344
361
368
375
383
395
407
418
425
Преподаватель XXВЕК
4 / 2019
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
4/2019
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
Общероссийский
журнал
о мире образования
4/2019
часть 2
4/2019 часть 2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Стр.234
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ, почетный
академик Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук, профессор,
заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, академик РАО, профессор, доктор
педагогических наук
Левицкий Михаил Львович, академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук, профессор,
директор Центра истории русского феодализма Института российской
истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических
наук, профессор, академик РАО, директор Института
педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального
университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
образовательной информатики ФИЦ «Информатика
и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент РАН, заведующий Отделом западноевропейского
средневековья и раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, доктор исторических
наук, директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра истории
философии, Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг
(Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20194
часть 2
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский
педагогический государственный университет»
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
Э.К. Брейтигам
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
А.Р. Канторович
Ю.Ф. Катханова
Е.Ю. Лазарева
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
О.П. Осипова
Н.И. Рыжова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Стр.235
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honoraty
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honoraty Member of
International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy)
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education, ScD
(Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance
Philology Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko
Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD (Pedagogy), Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy), Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West European
Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General History,
Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy of Sciences,
ScD (History), Director, Institute of World History, Russian Academy
of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MSPU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
E.K. Breytigam
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
A.R. Kantorovich
Yu.F. Katkhanova
E.Yu. Lazareva
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
O.P. Osipova
N.I. Ryzhova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MPGU, 2019
2019 4
vol. 2
Founder and Publisher: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher
Education “Moscow Pedagogical State University”
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.236
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Алябышева Ю.А., Веряев А.А., Ермаков Б.Б. Метафорический
характер представлений о цифровой трансформации образования
Литвиненко М.В. Разработка методики оценивания квалификации
выпускников вуза (на примере специалистов топографо-геодезического
профиля)
Педагогика профессионального образования
Малев А.В., Чернышов С.В. Аксиологические аспекты реализации
языковой политики России в профессионально-методической
подготовке учителя иностранного языка
Крупченко А.К. Aксиологические стратегии иноязычного
профессионального педагогического образования
Милованова Л.А. Аксиологические аспекты подготовки учителя
иностранного языка к работе в средних общеобразовательных
учебных заведениях
Никитенко З.Н. Профессиональная подготовка учителя иностранного
языка для дошкольного и начального школьного образования:
аксиологическое измерение
Горобинская Н.В. Ключевые компетенции учителей и преподавателей
иностранного языка в XXI веке
Содержание и технологии образования
Топоркова О.В. Технология проектного обучения в практике высшей
технической школы за рубежом
Суханова Н.П. Плодотворность метода малых групп в преподавании
философии
Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Нюдюрмагомедова Л.А.
Механизмы педагогического взаимодействия в интерактивных
технологиях в высшей школе
Силантьева М.В. Специфика применения метатемного подхода
к текстам учебной литературы по специальности «Ядерная энергетика
и теплофизика» (на примере реализации метатемы «Общая
характеристика объекта»)
Гобыш А.В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов
по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза
Абдулгалимов Г.Л. Турпалова М.С., Холмогорова Е.Г. Введение
базовых понятий электричества в курсе робототехники и технического
творчества
4 / 2019
82
93
101
110
119
132
Преподаватель XXВЕК
32
44
55
63
69
235
9
20
Стр.237
СОДЕРЖАНИЕ
Чекулаева М.Е., Сидорова Н.В. Модель управления проектной
деятельностью учащихся по составлению прикладных
математических задач
140
Логинова П.Г. К вопросу о способах формирования
лингвокультурологической компетенции у студентов в ходе занятий
по французскому языку
Корзинова Е.И., Рывлина А.А., Катханова Ю.Ф. Мотивационные
характеристики учебной деятельности студентов
Образование и художественное творчество
Зубрилин К.М. Особенности формирования имиджа художественнографического
факультета Московского педагогического
государственного университета
Дубровин В.М., Чеканцев П.А. Об алгоритмах обучения основам
художественно-композиционной грамотности
Язык и образование
Ружицкий И.В., Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся
вариантам русских личных имен
Соколова Г.Е. Развивающая роль экскурсионных занятий
со студентами, изучающими русский язык как иностранный
236
Чечик И.В. Актуальность использования аудиовизуальных средств
обучения на занятиях по русскому языку для иностранных студентов
инженерно-технического профиля
Кваскова Л.В. Опыт обучения лингвопрагматической интерпретации
иноязычного текста
Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Особенности
современных англоязычных песен и их использование на уроках
английского языка
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Арнаутова Ю.Е. Модели истолкования социальной действительности
в Средние века
Кочергина М.В. Специфика иконографии и художественные
особенности образа Спаса Нерукотворного с клеймами Сказания
в страрообрядческой живописи Стародубья и Ветки (XVIII –
начала XX века)
Ивочкин Д.А. Почитание чудотворных икон в Смоленской епархии
во второй половине XIX – начале ХХ в
Преподаватель XXВЕК
241
253
263
4 / 2019
184
193
200
214
224
170
178
152
163
Стр.238
СОДЕРЖАНИЕ
Емченко Е.Б. Педагогическая деятельность М Н МуравьеваВиленского
Блинов
И.С. Сельскохозяйственная концессия германской фирмы
«Фридрих Крупп» в СССР (1922–1928 гг )
Сейед Асгар Кейван Хоссейни, Мохаммад Юсоф-ванд. Развитие
понятия «кибервойна» в стратегиях безопасности США после
11 сентября (2001–2018 гг )
Артамонов Г.А. Орлова А.С. Особенности воплощения образа врага
в игровом кино современной России
Зверева Г.И. Рядовой пользователь социальных медиа как историк:
способы создания исторического нарратива на YouTube
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Сунь Сяомэй. Приемы переводческой трансформации при трансляции
художественного текста с русского языка на китайский (на материале
повести В Г Распутина «Живи и помни»)
Абрамова Е.К., Агаркова О.А. Новогодние обращения Эммануэля
Макрона: лингвистический анализ
Нагаева К.Э. Концепт «République» (структура и языковая
репрезентация)
Нечаева Л.Т. Определения в передовицах японских газет
Родионов Ю.Н. Некоторые просодические особенности
англоязычного телевизионного новостного дискурса, обращенного
к международной аудитории
Аль-Баразанчи Мохаммед Ясин Мохаммед. Политический дискурс
как средство репрезентации виртуальной реальности политика
ХХІ столетия
Али Нажва Фуад. Концепт «Дружба» в русской лингвокультуре
(на материале пословиц и поговорок русского языка)
Николина Н.А., Уразбекова А.А. Полонизмы в романе
И И Лажечникова «Внучка панцирного боярина»
Маркова Н.С. Дейктические локативные наречия в русском языке:
лингводидактический аспект Статья II: там, туда, сюда, отсюда,
оттуда, досюда, дотуда
Жорж Т.К. Этническая ментальность в контексте фольклорной
культуры
338
344
361
368
375
383
395
407
418
425
237
275
292
302
312
323
4 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.239
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Alyabysheva Yu.A., Veryaev A.A., Ermakov B.B. Metaphoric Nature
of Views on Digital Transformation of Education
Litvinenko M.V. Development of a Methodology for Evaluating
the Qualification of University Graduates (On the Example of TopographicGeodesic
Profile Specialists)
Profession Education Pedagogy
Malev A.V., Chernyshov S.V. Axiological Aspects of the Implementation
of Russian Language Policy in Professional and Methodological Training
of Foreign Language Teachers
Krupchenko A.K. Axiological Strategies of Foreign Language Professional
Pedagogical Education
Milovanova L.A. Axiological Aspects of Training a Foreign Language
Teacher for Secondary Schools
Nikitenko Z.N. Professional Training of a Foreign Language Teacher
for Pre-School and Primary Education: Axiological Dimension
Gorobinskaya N.V. Key Competences of Foreign Language
Teachers in 21st Century
238
Education Topics and Techniques
Toporkova O.V. Project-Based Learning in the Practice of a Higher
Technical School Abroad
Sukhanova N.P. Efficiency of Small Groups Method in Teaching Philosophy
Nudurmagomedov A.N., Savzikhanova M.A., Nudurmagomedova L.A.
Mechanisms of Pedagogical Interaction in Interactive Technologies
in Higher Education
Silantyeva M.V. Specifics of Applying the Metatemic Approach to the Texts
of Educational Literature on “Nuclear Power and Thermal Physics”
(On the Example of the Implementation of the Meta-Theme “General
Characteristic of an Object”)
Gobysh A.V. On Special Aspects of Online Mathematical Analysis Courses
Integration into a University Educational Process
Abdulgalimov G.L., Turpalova M.S., Kholmogorova E.G. Study of Basic
Concepts of Electricity in the Course of Robotics and Technical Creativity
Chekulaeva M.E., Sidorova N.V. Model for Managing Students’ Project
Activity for Drawing Up Applied Mathematical Problems
Loginova P.G. Ways of Forming Students’ Linguistic and Cultural
Competence During the French Language Lesson
Преподаватель XXВЕК
82
93
101
110
119
132
140
152
4 / 2019
32
44
55
63
69
9
20
Стр.240
CONTENTS
Korzinova E.I., Ryvlina A.A., Katkhanova Ju.F. Motivational
Characteristics of Students’ Educational Activity
163
Education and Art
Zubrilin K.M. Features of Forming the Image of the Art and Graphic Faculty
of Moscow Pedagogical State University
Dubrovin V.M., Chekantsev P.A. About Learning Algorithms of Basics
of Artistic and Compositional Literacy
Education and Language
Ruzhitsky I.V., Martynenko Yu.B. Teaching Foreign Students Options
of Russian Personal Names
Sokolova G.E. Developing Role of Excursion Lessons with Students
Studying Russian as a Foreign Language
Chechik I.V. The Relevance of Using Audiovisual Teaching Aids
in Russian Language Classes for Foreign Students of Engineering
and Technical Profile
Kvaskova L.V. Experience of Teaching a Linguopragmatic Interpretation
of Foreign-Languge Text
Krasheninnikova E.I., Krasheninnikova N.A. General Features of Modern
English-Language Songs and their Usage in the Classroom
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Arnautova Ju.Eu. Models of Perceiving Social Reality in the Middle Ages
Kochergina M.V. The Specifics of the Iconography and Artistic Features
the Image of the Saviour with Scenes Tales in the Old Believers’ Painting
of Starodubye and Vetka (XVIII — Early XX Centuries)
Ivochkin D.A. Honoring The Miraculous Icons in the Smolensk Diocese
in the Second Half of the 19th – Early 20th Century
Emchenko E.B. Pedagogical Activity of M N Muravyov-Vilensky
Blinov I.S. Agricultural Concession of the German Company “Friedrich
Krupp” in the USSR (1922–1928)
Seyed Asgar Keivan Hosseini, Mohammad Yusof-vand. Development
of the Concept “Cyber War” in US Security Strategies After September 11
(2001–2018)
Artamonov G.A., Orlova A.S. Features of the Embodiment of the Image
of the Enemy in the Game Cinema of Modern Russia
4 / 2019
241
253
263
275
292
302
312
Преподаватель XXВЕК
184
193
200
214
224
239
170
178
Стр.241
CONTENTS
Zvereva G.I. The Ordinary Social Media User as a Historian: Ways
to Create a Historical Narrative on YouTube
323
Linguistics
Sun Xiaomei. Methods of Translation Transformations when Translating
the Literature Text from Russian into Chinese (On the Material
of the V G Rasputin’s Novel “Live and Remember”)
Abramova E.K., Agarkova O.A. Emmanuel Macron’s New Year Messages:
Linguistic Analysis
Nagaeva K.E. Concept «Republique» (Structure and Language
Representation)
Nechaeva L.T. Definitions in the Editorials of Japanese Newspapers
Rodionov Yu.N. Some Prosodic Features of English TV-News Discourse,
Addressed to International Audience
Al-Barazanchi Mohammed Yassin Mohammed. Political Discourse
as a Means of Representing Virtual Reality Policy of the XXI Century
Ali Najwa Fouad. The Concept of Friendship in Russian Linguistic Culture
(Proverbs and Sayings of the Russian Language as Models)
Nikolina N.A., Urazbekova A.A. Polonisms in I I Lazhechnikov`s Novel
“Granddaughter of an Armored Boyar”
240
Markova N.S. Deictic Locative Adverbs in the Russian Language:
Linguodidactic Aspect Article II: там, туда, сюда, отсюда, оттуда,
досюда, дотуда
George T.K. Ethnic Mentality in the Context of a Folklore Culture
338
344
361
368
375
383
395
407
418
425
Преподаватель XXВЕК
4 / 2019
Стр.242