ART 191039
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2019, № 6 (июнь)
Формирование проектной команды
в образовательных системах
Утёмов Вячеслав Викторович1
Вятский государственный университет, Киров, Россия
vv_utemov@vyatsu.ru
Шадрин Александр Владимирович2
Вятский государственный университет, Киров, Россия
shad_rein@mail.ru
Аннотация. Развитие образовательных систем всегда являлось одним из направлений стратегии Российской Федерации.
Образовательная система может быть определена через образовательную среду и человеческий ресурс.
С одной стороны, контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс) является
основным фактором эффективности образовательной системы. При этом даже можно статистически предсказать,
насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. С другой
стороны, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели
и стратегические задачи прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2024 г. Достижение результатов требует эффективного взаимодействия всех человеческих
ресурсов посредством реализации национальных проектов и программ. В таком ракурсе рассмотрение технологий
формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Соответственно,
целью статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных
системах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию
целостного процесса управления образовательными системами, в котором все виды деятельности
человеческих ресурсов (учебная, учебно-профессиональная, научно-исследовательская, внеучебная, социокультурная
и другие) скоординированы на достижение поставленных результатов. По итогам проведенного исследования
авторами статьи выделяется технология формирования проектных команд в образовательных системах,
включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты
работы с проектной командой. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных
представлений об управлении человеческими ресурсами в образовательных системах. Практическое использование
результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию проектных
команд в образовательных системах.
Ключевые слова: образовательные системы, управление педагогическими кадрами, проектные команды, технология
формирования команд, национальные проекты.
УДК 37.014
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
09.03.2019
18.04.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
2 Шадрин Александр Владимирович, магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров,
Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
15.04.2019
01.06.2019
Стр.1
В. В. Утёмов, А. В. Шадрин
Введение
Образование можно рассмотреть как специально организованный процесс развития
у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное
и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального
опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых [1].
Образовательная система должна рассматриваться как механизм предоставления качественного
образования. Поэтому под образовательной системой понимают совокупность
элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает
возможность осуществления качественного образовательного процесса (организационно-педагогическая,
педагогическая, дидактическая система). Обратим внимание,
что система образования не тождественна образовательной системе. Так, например,
система образования может быть рассмотрена как образовательная система, ограниченная
территорией и наличием административных связей между ее элементами. В
предлагаемом исследовании мы не рассматриваем систему образования.
Эффективность управления образовательными системами может быть оценена
посредством анализа достигнутых желаемых педагогических и социальных результатов.
Результаты исследований показывают, что существенным фактором, влияющим
на результаты, является контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий
ресурс), вовлечённый в образовательную систему. При этом даже можно
статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при
повышении качества человеческих ресурсов.
Стоит заметить, что реализующиеся национальные проекты и программы согласно
Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 для достижения
стратегических целей требуют эффективного взаимодействия всех человеческих
ресурсов в формате проектных команд [2, 3]. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение
технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает
особую актуальность. Целью данной статьи является описание технологии формирования
проектных команд в образовательных системах.
Так как технология формирования проектных команд в образовательных системах
в научных трудах описывается разнообразно, нами были проведены исследования по
выявлению её компонентов, таких как шаги организационного управления, входы и выходы
процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирование
проектной команды в образовательных системах достаточно разрозненны.
Понятие образовательной системы является центральным для сферы образования.
Её понимание лежит в основе построения эффективной модели управления данной системой.
Б. Р. Кларк выделяет два основных подхода к определению системы образования
[4]. Так, в узком смысле образовательная система есть лишь совокупность формальных организаций,
в т. ч. организаций, регулирующих деятельность в данной сфере. В широком
смысле она включает всех, кто так или иначе связан с работой образовательных организаций:
инспекторов, организаторов, работников или потребителей. Некоторые ученые говорят
о движении от узкого понимания системы образования как совокупности организаций
к более широкому, включающему также педагогических работников, самих обучающихся
и их родителей, а также иных лиц, вовлекаемых в образовательный процесс [5].
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
Известны исследования, посвященные описанию и анализу моделей образования.
Так, выделяют атлантическую модель, характерную для систем высшего образования
США, Великобритании и Ирландии, континентальную модель (Нидерланды,
Германия, Швейцария), японскую модель [6].
Интересным представляется вопрос об управлении образовательными системами
как особом виде управления. Е. Н. Щербак отмечает, что это «не педагогическая
деятельность, а менеджерская, так как цели этой деятельности принципиально иные,
чем педагогические. Основная цель образовательной системы должна находиться вне
сферы образования» [7]. Б. М. Дадабаева пишет, что для развития образовательной
организации существующей организационной структуры и традиционных подходов
в управлении недостаточно. Ученый подчеркивает, что для достижения качественно
новых результатов необходимы мобильные творческие коллективы, независимые от
структуры, формируемые для реализации проектной практики, а также внедрение
проектно-ориентированного менеджмента как метода управления человеческими ресурсами
[8]. Ряд ученых говорит о необходимости формирования у педагогов, администраторов,
руководителей образовательных организаций проектных компетенций,
способствующих эффективному процессу управления образовательной деятельностью
в современных образовательных системах [9, 10].
Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблеме формирования
проектных команд, являющейся общей для многих сфер экономики, включая
образование [11]. Рассматриваются методики формирования эффективных команд
на предприятиях [12], в студенческих коллективах [13]. Известны исследования, представляющие
разработки модели эффективности проектной команды, которая описывает
связи между входами, процессами и выходными данными, чтобы улучшить командную
работу и максимизировать производительность человеческих ресурсов через
состав проектной команды, структуру работы и улучшенные процессы командного
взаимодействия [14], технологической модели формирования управленческой
команды, включающей двенадцать последовательных операций, в том числе определение
целей команды, выбор командного лидера, проведение тренингов, направленных
на укрепление позиций лидера и укрепление командного духа [15]. В источниках
рассматриваются системы нормативного правового обеспечения проектного управления
в образовании, позволяющие устанавливать иерархические связи между уровнями
образования и определять приоритеты развития системы образования [16].
Проектно-ориентированное управление рассматривается в частных вопросах
работы с человеческими ресурсами; например, профессиональное развитие педагогических
кадров изучали такие ученые, как М. А. Картавых, Г. С. Камерилова [17]. В
исследованиях рассматриваются и вопросы эффективности работы педагогических
кадров, например, выявлено, что 24% учителей младшей возрастной группы и 49%
учителей старшей возрастной группы имеют слабый уровень проявления трудоспособности,
что указывает на необходимость принятия мер по повышению трудоспособности
педагогов [18]. С другой стороны, стаж работы у отдельных педагогов (коррекционных
школ, учреждений профессионального обучения, дошкольного образования
и др.) играет существенную роль в качестве выполняемой работы [19, 20].
С. Бломеке и С. Делайней предложили модель, которая идентифицирует когнитивные
способности и аффективно-мотивационные характеристики как два основных
компонента профессиональной компетентности учителей [21].
3
Стр.3