Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №6 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц262
ID644769
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №6 .— 262 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644769 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№6_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№6_2019.pdf
ART 191039 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 6 (июнь) Формирование проектной команды в образовательных системах Утёмов Вячеслав Викторович1 Вятский государственный университет, Киров, Россия vv_utemov@vyatsu.ru Шадрин Александр Владимирович2 Вятский государственный университет, Киров, Россия shad_rein@mail.ru Аннотация. Развитие образовательных систем всегда являлось одним из направлений стратегии Российской Федерации. Образовательная система может быть определена через образовательную среду и человеческий ресурс. С одной стороны, контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс) является основным фактором эффективности образовательной системы. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. С другой стороны, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели и стратегические задачи прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Достижение результатов требует эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов посредством реализации национальных проектов и программ. В таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию целостного процесса управления образовательными системами, в котором все виды деятельности человеческих ресурсов (учебная, учебно-профессиональная, научно-исследовательская, внеучебная, социокультурная и другие) скоординированы на достижение поставленных результатов. По итогам проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования проектных команд в образовательных системах, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об управлении человеческими ресурсами в образовательных системах. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию проектных команд в образовательных системах. Ключевые слова: образовательные системы, управление педагогическими кадрами, проектные команды, технология формирования команд, национальные проекты. УДК 37.014 Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 09.03.2019 18.04.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия 2 Шадрин Александр Владимирович, магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 15.04.2019 01.06.2019
Стр.1
В. В. Утёмов, А. В. Шадрин Введение Образование можно рассмотреть как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых [1]. Образовательная система должна рассматриваться как механизм предоставления качественного образования. Поэтому под образовательной системой понимают совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления качественного образовательного процесса (организационно-педагогическая, педагогическая, дидактическая система). Обратим внимание, что система образования не тождественна образовательной системе. Так, например, система образования может быть рассмотрена как образовательная система, ограниченная территорией и наличием административных связей между ее элементами. В предлагаемом исследовании мы не рассматриваем систему образования. Эффективность управления образовательными системами может быть оценена посредством анализа достигнутых желаемых педагогических и социальных результатов. Результаты исследований показывают, что существенным фактором, влияющим на результаты, является контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс), вовлечённый в образовательную систему. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. Стоит заметить, что реализующиеся национальные проекты и программы согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 для достижения стратегических целей требуют эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов в формате проектных команд [2, 3]. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Целью данной статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах. Так как технология формирования проектных команд в образовательных системах в научных трудах описывается разнообразно, нами были проведены исследования по выявлению её компонентов, таких как шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой. Обзор отечественной и зарубежной литературы Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирование проектной команды в образовательных системах достаточно разрозненны. Понятие образовательной системы является центральным для сферы образования. Её понимание лежит в основе построения эффективной модели управления данной системой. Б. Р. Кларк выделяет два основных подхода к определению системы образования [4]. Так, в узком смысле образовательная система есть лишь совокупность формальных организаций, в т. ч. организаций, регулирующих деятельность в данной сфере. В широком смысле она включает всех, кто так или иначе связан с работой образовательных организаций: инспекторов, организаторов, работников или потребителей. Некоторые ученые говорят о движении от узкого понимания системы образования как совокупности организаций к более широкому, включающему также педагогических работников, самих обучающихся и их родителей, а также иных лиц, вовлекаемых в образовательный процесс [5]. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Известны исследования, посвященные описанию и анализу моделей образования. Так, выделяют атлантическую модель, характерную для систем высшего образования США, Великобритании и Ирландии, континентальную модель (Нидерланды, Германия, Швейцария), японскую модель [6]. Интересным представляется вопрос об управлении образовательными системами как особом виде управления. Е. Н. Щербак отмечает, что это «не педагогическая деятельность, а менеджерская, так как цели этой деятельности принципиально иные, чем педагогические. Основная цель образовательной системы должна находиться вне сферы образования» [7]. Б. М. Дадабаева пишет, что для развития образовательной организации существующей организационной структуры и традиционных подходов в управлении недостаточно. Ученый подчеркивает, что для достижения качественно новых результатов необходимы мобильные творческие коллективы, независимые от структуры, формируемые для реализации проектной практики, а также внедрение проектно-ориентированного менеджмента как метода управления человеческими ресурсами [8]. Ряд ученых говорит о необходимости формирования у педагогов, администраторов, руководителей образовательных организаций проектных компетенций, способствующих эффективному процессу управления образовательной деятельностью в современных образовательных системах [9, 10]. Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблеме формирования проектных команд, являющейся общей для многих сфер экономики, включая образование [11]. Рассматриваются методики формирования эффективных команд на предприятиях [12], в студенческих коллективах [13]. Известны исследования, представляющие разработки модели эффективности проектной команды, которая описывает связи между входами, процессами и выходными данными, чтобы улучшить командную работу и максимизировать производительность человеческих ресурсов через состав проектной команды, структуру работы и улучшенные процессы командного взаимодействия [14], технологической модели формирования управленческой команды, включающей двенадцать последовательных операций, в том числе определение целей команды, выбор командного лидера, проведение тренингов, направленных на укрепление позиций лидера и укрепление командного духа [15]. В источниках рассматриваются системы нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании, позволяющие устанавливать иерархические связи между уровнями образования и определять приоритеты развития системы образования [16]. Проектно-ориентированное управление рассматривается в частных вопросах работы с человеческими ресурсами; например, профессиональное развитие педагогических кадров изучали такие ученые, как М. А. Картавых, Г. С. Камерилова [17]. В исследованиях рассматриваются и вопросы эффективности работы педагогических кадров, например, выявлено, что 24% учителей младшей возрастной группы и 49% учителей старшей возрастной группы имеют слабый уровень проявления трудоспособности, что указывает на необходимость принятия мер по повышению трудоспособности педагогов [18]. С другой стороны, стаж работы у отдельных педагогов (коррекционных школ, учреждений профессионального обучения, дошкольного образования и др.) играет существенную роль в качестве выполняемой работы [19, 20]. С. Бломеке и С. Делайней предложили модель, которая идентифицирует когнитивные способности и аффективно-мотивационные характеристики как два основных компонента профессиональной компетентности учителей [21]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.