УЧРЕДИТЕЛЬ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕЛЬ ЖУРНАЛА «Филологический класс» – обеспечивать высокий уровень научных исследований в области лингвистики и литературоведения;
способствовать воздействию академической науки на методику преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. Насущным
для журнала является расширение географии контактов с научно-методическими центрами в России и за рубежом.
педагогические наЖурнал «Филологический класс» публикует исследования по трем группам научных специальностей: литературоведение, лингвистика,
уки.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА
следовательские«Концепции. Программы. Гипотезы». В разделе публикуются исстатьи
теоретико-концептуальной направленности;
авторские программы преподавания филологических дисциплин в
вузе и школе; материалы, содержащие плодотворные научные и научно-методические
гипотезы, которые призваны обеспечить дискуссионное
поле журнала. Раздел делится на две рубрики: в первой
печатаются статьи литературоведческого цикла и соответственно –
преподавания литературы в вузе и школе; во второй – материалы по
проблемам лингвистики и преподавания языковых дисциплин.
ютс«Проблемы современной лингвистики». В разделе публикукоммуникативистика
и корпусная лингвистика. Особое
внимание уделяется концептуальным работам, представляющим
результаты фундаментальных исследований, развивающих теорию
и методологию актуальных направлений лингвистики.
«Траектории литературного процесса XX – начала XXI веков».
«Перечитывая русскую и зарубежную классику». Основной для
ществленное рубрики является новое прочтение классических произведений, осунаучные
статьи, посвященные вопросам изучения русскона
основе современных аналитических стратегий, неной
эстетики. ожиданные интерпретации знакомых текстов в контексте рецептивпредставляет
«Русский язык в мультикультурном взаимодействии». Рубрика
я статьи по актуальным вопросам современного языкознания,
нитология, а именно: теория и история языка, психолингвистика и лингвокогго
языка в сопоставлении с другими языками, а также проблемам мультикультурной
коммуникации. Внимание уделяется работам, направленным
на изучение социокультурного статуса русского языка в межкультурном
пространстве и усилению влияния русского языка в мире.
демонстрир «Из методического наследия». В рубрике публикуются статьи,
ующие эвристический потенциал работ ярких отечесственных
филологов и педагогов прошлого (XIX–XX вв.) в связи
сику Публикуются материалы, исследующие русскую и зарубежную класе
бытования модернизма и постмодернизма в мировой либлемных
в вузе и школе». Рубрика предполагает освещение основных прополей
современной методики преподавания языка и литеХХ
века, представляющие новое прочтение «этапных» и анализ
специфик современных произведений. Приветствуются статьи, посвященные
тературе.
«Теория и методика преподавания филологических дисциплин
ратуры и выступает площадкой для дискуссий в связи со спорными
вопросами преподавания предметов филологического цикла в вузе
и школе.
алы,«Теория и практика современного урока». Публикуются материцентом
которые содержат исследование учебного процесса в школе с акнаучно-методическое
обоснование, связанное с узловыми
вопросами организации и проведения урока литературы и языка.
овременные теоретические идеи и оригинальную методику аналивызовами
современности, востребованность их научных результатов
и методических идей сегодня.
«Медленное чтение». Цель настоящей рубрики – публикация
с исследований художественного текста, выполненного с опорой на
за. Подобные «разборы», демонстрирующие высший «класс», могут
служить одним из ориентиров для филологического совершенствования,
а также быть привлеченными к практике преподавания в
школе.
териалы «С рабочего стола ученого / молодого ученого». Публикуются маисследований,
отличающиеся новизной методологических
на уроке как его единицы. Предлагаемые материалы должны
развернутое содержать не только конспект урока (технологическую карту), но и его
подходов и гипотетической направленностью, представляющие актуальные
направления лингвистики и литературоведения.«Региональный компонент вузовского и школьного образования».
Публикуются статьи, освещающие специфику духовной культуры
Урала и других регионов, богатство художественных традиций,
своеобразие развития языковых процессов, а также рассматривающие
конкретные приемы работы в вузе и школе по изучению региональной
культуры.
ренций; «Обзоры. Рецензии». Публикуются аналитические обзоры конфеЗарегистрирован
Федеральной службой по надзору в сфере массо вых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-53411 от 29.03.2013
сВключен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты дисВключен
в базу данных European Reference Index
for the Humanities (ERIH PLUS), ID 486932
EВключен в базу данных Web of Science Core Collections
merging Sources Citation Index (ESCI)
Материалы журнала регулярно размещаются на платформе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс 84587
Главный редактор:
Ответственные редакторы:
профессор Хрящева Н. П. (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
по истории древнерусской литературы, литературы XVIII и XIX вв.: профессор С. И. Ермоленко (Россия, Екатеринбург,
УрГПУ);
по теории и истории литературы XX — начала XXI вв.: профессор Н. В. Барковская (Россия, Екатеринбург,
УрГПУ);
по теории и истории зарубежной литературы: профессор Н. В. Пестова (независимый исследователь), профессор
Е. Г. Доценко (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по методике литературы в вузе и школе: доцент Л. Д. Гутрина (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по лингвистике: профессор Е. В. Дзюба (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по методике преподавания языка в вузе и школе: доцент С. А. Еремина (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
Ответственный секретарь:
доцент О. А. Скрипова (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
ертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ с 2017 года
рецензии на научные и научно-методические исследования.
Стр.2
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Алексеева М. А.
Бутакова Л. О.
Ворожцова И. Б.
Дырдин А. А.
Егоров Б. Ф.
Клинг О. А.
Когут К. С.
Литовская М. А.
Уральский федеральный университет, Специализированный учебно-научный центр, Екатеринбург, Россия
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия
Санкт-Петербургский исследовательский институт РАН, Санкт-Петербург, Россия
Московский государственный университет, Москва, Россия
Костюхина М. С.
Кукулин И. В.
Кусова М. Л.
Уральский федеральный университет, Специализированный учебно-научный центр, Екатеринбург, Россия
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Малыгина Н. М. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Московская Д. С. Институт мировой литературы РАН, Россия
Мухин М. Ю.
Пестова Н. В.
Плотникова А. М.
Снигирева Т. А.
Соболева Л. С.
Тагильцев А. В.
Терентьева Н. П.
Трубина Л. А.
Тюпа В. И.
Черняк М. А.
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
независимый исследователь, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Щербинина Ю. В. Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Чони П.
Вайскопф М. Я.
Галло Я.
Добренко Е. А.
Дооге Б.
Карданова Н. Б.
Кеснер Й.
Итальянский Институт Культуры, Россия
Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль
Липовецкий М. Н. Университет штата Колорадо, США
Михайлова Г. П.
Нефагина Г. Л.
Петкова Г.
Вильнюсский университет, Литва
Поморская Академия, Польша
Поспишил И.
Сабо Т.
Фаст П.
Фортель де Ля А.
Херльт Й.
Генуэзский университет, Генуя, Италия
Университет Градец Кралове, Чехия
Университет им. Константина Философа в Нитре, Словакия
Университет Шеффилда, Великобритания
Университет Гента, Бельгия
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Россия
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербург, Россия
Подшивалова Е. А. Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Проскурина Е. Н. Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия
Рут М. Э.
Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Софийский университет Св. Климента Орхидского, Болгария
Университет им. Масарика, Чехия
Печский университет, Венгрия
Силезский университет, Польша
Лозаннский университет, Щвейцария
Фрибурский университет, Швейцария
Адрес редакции: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, кафедра литературы и методики ее преподавания (к. 279).
Тел.: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41; электронный адрес: olga-skripova@mail.ru
Дизайн и вёрстка А. Ю. Тюменцева
Редактор О. А. Адясова
Цена свободная
Научный журнал
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2019. № 1 (55)
Дата выхода в свет 28.03.2019. Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Гарнитура Alegreya. Усл. печ. л. 23,25. Уч.-изд. л. 27,97. Тираж 500 экз. Заказ 5031
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета.
620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26
16+
Стр.3
FOUNDER
Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education «Ural State Pedagogical University»
The goal of Philological Class is to ensure high level scientific research in the field of linguistics and literature studies; to facilitate the impact of
academic research upon the methods of teaching philological disciplines in higher and secondary school. Widening geographical contacts with scientific-methodological
centers in Russia and abroad is an important constituent of the policy of the journal.
Philological Class publishes papers in three groups of scientific specialties: literature studies, linguistics and pedagogy.
THE MAIN SECTIONS OF THE JOURNAL
articlesConceptions. Programs. Hypotheses. This section publishes research
alled upon to create the journal field of argument. The section is dividin
theory and concepts of education; authored programs of teachcing
philological disciplines in higher and secondary school; materials
containing promising scientific and scientific-methodological hypotheses
ed into two sub-sections: the first one publishes papers in literary studies
and, correspondingly, teaching literature in higher and secondary school;
the second one carries articles on the issues of linguistics and teaching
linguistic disciplines.
urgentProblems of Modern Linguistics. The section publishes articles on
issues of modern linguistics, and specifically: theory and history
c of the language, psycholinguistics and linguocognitology, and communiwative
studies and corpus linguistics. Special focus is given to conceptual
ororks presenting the results of fundamental research developing the the–
early 21st
The published materials explore the Russian and foreign classics of the
20th
y and methodology of urgent areas in linguistics.
Trajectories of the Literary Process of the 20th
century offering new interpretations and analysis of “landmark” and
ty contemporary works of literature. The papers dedicated to the specificiw
of existence of modernism and postmodernism in world literature are
of Higher and Secondary School. The section presupposes exploration
elcome.
Theory and Methods of Teaching Philological Disciplines in
the main problem areas of modern methods of teaching language
and literature, and functions as a forum for discussion with relation
to controversial issues of teaching philological subjects in higher and
secondary school.
Theory and Practice of the Modern Lesson. The section publishes maCenturies.
pivotal
questions of organization and conduct of the lesson of literature
and language.
interprRereading Russian and Foreign Classics. The section focuses on new
etations of works of classics undertaken on the basis of modern analytical
strategies and new approaches to well-known texts in the context
of perceptive esthetics.
Russian in Multicultural Interaction. The section presents scientifcic
papers dealing with the issues of the study of the Russian language in
omparison with other world languages and with the problems of multicultural
communication. Attention is also paid to the works focusing on
the study of the socio-cultural status of the Russian language in intercultural
space and to enhancing the impact of the Russian language abroad.
ing Methodological Heritage. The section publishes articles demonstratthe
heuristical potential of the works of outstanding Russian philologists
and pedagogues of the past (19th
the modern challenges, and the relevance of their scientific findings and
methodological ideas today.
Slow Reading. The aim of the given section is to publish literary text
–20th
centuries) in connection with
analysis research based on the modern theoretical ideas and original methods of
. Such analyses demonstrating top quality skills of text interpretation
may serve as benchmarks of philological proficiency, and may be used
in practical teaching at school.
From the Writing Table of a Scholar / a Young Scholar. The section
appr covers research materials distinguished by the novelty of methodological
oaches and hypothetical orientation, and representing urgent areas
of linguistics and literary studies.
Regional Component of Higher and Secondary Education. Articles
terials containing the study of the secondary school learning process with
emphasis on the lesson as its unit. The submitted materials should not
only present the notes of the lesson (a technological chart) but also provide
its extended scientific-methodological substantiation connected with the
elopment and concrete pedagogical techniques used in higher and secondary
school to study regional culture are included in this section.
entific and scientificReviews. The section carries analytical reviews of conferences and sci-methodological
research works.
Registered by The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media and Cultural Heritage Protection.
Registration certificate ПИ № ФС 7753411 of 29.03.2013
Included in the List of leading peer-reviewed scientific journals and publications in which the main results of dissertations for the academic degree
of a doctor and candidate of sciences should be published, by the Decision of the Presidium of the Higher Attestation Commission of the Ministry
of Education and Science of the Russian Federation from 2017
Included in European Reference Index
for the Humanities (ERIH PLUS), ID 486932
EIncluded in Web of Science Core Collections
merging Sources Citation Index (ESCI)
The materials published in the journal are regularly uploaded at the platform of the Russian Science Citation Index (РИНЦ). ID 32349
Included in the United Catalog «Russian Press», Index 84587.
Registered by the ISSN Center and provided the International Standard Serial Number ISSN 2071-2405
Editor-in-Chief:
Editorial Board:
Professor N. P. Khriashсheva (Russia, Ekaterinburg, USPU)
history of ancient Russian literature, literature of the XVIII and XIX centuries:
prof. S. I. Ermolenko (Russia, Ekaterinburg, USPU);
theory and history of literature of the XX – beginning of the XXI centuries:
prof. N. V. Barkovskaya (Russia, Ekaterinburg, USPU);
theory and history of foreign literature: prof. N. V. Pestova (independent
researcher); prof. E. G. Dotsenko (Russia, Ekaterinburg, USPU);
Executive Editor:
methodology of literature in high school and school: assoc. L. D. Gutrina (Russia, Ekaterinburg, USPU);
linguistics: prof. E. V. Dzyuba (Russia, Ekaterinburg, USPU);
Theory and Methods of Teaching Philological Disciplines: assoc. S. A. Yeryomina (Russia, Ekaterinburg, USPU)
assoc. О. А. Skripova (Russia, Ekaterinburg, USPU)
on the specificity of the spiritual culture of the Urals and other regions,
v the wealth of artistic traditions, the specificity of language processes de
Стр.4
EDITORIAL COUNCIL
Alekseeva М. А.
Butakova L. O.
Vorozhtsova I. B.
Dyrdin А. А.
Yegorov B. F.
Kling О. А.
Kogut К. S.
Litovskaya М. А.
Malygina N. M.
Specialized Educational Scientific Center of the Ural Federal University Ekaterinburg, Russia
Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia
St. Petersburg Research Institute of RAS, Saint-Petersburg, Russia
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Kostyukhina М. S. Herzen State Pedagogical Unuversity (Saint-Petersburg, Russia)
Kukulin I. V.
Kusova M. L.
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Moskovskaya D. S.
Mukhin М. Yu.
Pestova N. V.
Plotnikova А. М.
Podshivalova Е. А.
Proskurina Е. N.
Rut M. E.
Snigiryova Т. А.
Soboleva L. S.
Tagiltsev А. V.
Terentyeva N. P.
Trubina L. A.
Tiupa V. I.
Chernyak M. A.
Chony P.
Gallo J.
Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia
Specialized Educational Scientific Center of the Ural Federal University Ekaterinburg, Russia
National Research Unuversity – Higher School of Economics, Moscow, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of History and Archaeology, Ekaterinburg,
Russia
Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Independent researcher, Ekaterinburg, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
Institute of Philology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Shcherbinina Yu. V. Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Waiskopf M. J.
Dobrenko E. A.
Kardanova N. B.
Lipovetskiy M. N.
Hebrew University of Jerusalem, Israel
Dooge B.
Kesner Y.
Mikhaylova G. P.
Nefagina G. L.
Petkova G.
Pospishil I.
Sabo T.
Fast P.
Fortel de la А.
Herlth Y.
University Hradec Kralove, Czech Republic
University of Colorado, USA
Vilnius University, Lithuania
Pomeranian Academy, Poland
University of Sofia St. Clement of Ohrid, Bulgaria
University named after the Masaryk, Czech Republic
Pecs University, Hungary
Silesian University, Poland
University of Lausanne, Switzerland
University of Friebourg, Switzerland
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
Herzen State Pedagogical University Saint-Petersburg, Russia
Italian Institute of kulture, Russia
Constantine the Philosopher University in Nitra, Slovak Republic
University of Sheffield, Great Britain
University of Ghent, Belgium
University of Genoa, Italy
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of History and Archaeology, Ekaterinburg,
Russia
Editorial address: 620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave, Department of Literature and Methods of its Teaching (Room 279).
Phone: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41; e-mail address: olga-skripova@mail.ru
Редактор О. А. Адясова
Верстка А. Ю. Тюменцева
Цена свободная
Научный журнал
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2019. № 1 (55)
Дата выхода в свет 28.03.2019. Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Гарнитура Alegreya. Усл. печ. л. 23,25. Уч.-изд. л. 27,97. Тираж 500 экз. Заказ 5031
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета.
620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26
16+
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
8
Зырянов О. В. Проблемно-методологическое
поле современной этнопоэтики
16 Жеребин А. И. Franz Kafkas „Das Urteil“
und Petersburger Text der russischen Literatur
ЭМИГРАЦИЯ. ВНУТРЕННЯЯ ЭМИГРАЦИЯ. ССЫЛКА
(из материалов Международной конференции,
27–30 сентября 2018 г., Тюмень)
23
28
34
Борисова В. В. Эпистолярий Ф. М. Достоевского
периода каторги и ссылки: код спасения
Григоровская А. В. Саморефлексия эмигранта
в художественном творчестве Айн Рэнд
Закс Л. А. Преодоление внутренней эмиграции
в поэзии О. Мандельштама
44 Мегрелишвили Т. Функционирование библейских
метафор изгнания/исхода в мемуарном дискурсе
(на материале мемуарных текстов русской
эмиграции «первой волны»)
51
Никулина Н. А., Темплинг В. Я. Интенция служения
В «истине чрезвычайной» в опыте мыслителя-одиночки
ольдемара Шмидта
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
58
67
Бабенко Л. Г., Цуй Янь. Лексико-семантическое
поле доброта: общее и национальноспецифическое
(на материале русского
и китайского языков)
Руженцева Н. Б., Нахимова Е. А. Субъектная
организация текста как проявление этнической
идентичности носителей китайского и русского
языка (на материале портретных очерков)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Актуальные вопросы преподавания русского
языка как иностранного
75
83
89
Дзюба Е. В. Когнитивные стратегии презентации
образа России в зарубежных учебниках
по русскому языку как иностранному
для носителей славянских языков
Веснина Л. Е., Кирилова И. В. Образ России
в китайских учебных материалах по русскому
языку как иностранному: аксиологический аспект
Куприна Т. В., Петрикова А., Мишенкова М.
Языковые и социокультурные проблемы учебной
г миграции в России и Словакии (на примере школ
. Екатеринбурга и г. Прешова)
Учебная книга вчера и сегодня
97
Бочкарева Н. С. К проблеме изучения
западноевропейского романтизма в вузовском
курсе (учебные пособия Р. Ф. Яшенькиной)
102 Налегач Н. В. Принципы составления
гимназических учебников по «Истории русской
словесности»: к вопросу об отечественных
педагогических традициях
в ст Готовимся к уроку: преподавание литературы
108
арших классах
Когут К. С. Духовные оды Г. Р. Державина
на уроках литературы в 9 классе
114
Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической
р работы с произведениями современной
усской поэзии в старших классах
6
CONCEPTIONS. PROGRAMS. HYPOTHESES
8
16
Zyryanov O. V. Problems and Methods
of Modern Ethnopoetics
Zherebin A. I. Franz Kafka’s “The Judgement”
and the Petersburg Text of Russian Literature
EMIGRATION. DOMESTIC EMIGRATION. EXILE
S (from the materials of the International Conference,
eptember 27–30, 2018, Tyumen)
23
28
34
Borisova V. V. Epistolary of F. M. Dostoevsky During
the Period of Katorga and Exile: Salvation Code
Grigorovskaya A. V. The Self-Reflection of Emigrant
in Ayn Rand’s Art Works
Zaks L. A. Resolving Inner Emigration
in O. Mandelstam Poetry
44 Megrelishvili T. The functioning of biblical
metaphor of exile/exodus in a memoir discourse
(on the material of memoir texts Russian
emi-gration “first wave”)
51
Nikulina N. A., Templing V. Ya. Intention to Serve
“The Sacrosanct Truth” in the Experience
of the Thinker Lone Woldemar Schmidt
ISSUES OF MODERN LINGUISTICS
58
and Chinese Languages)
67
Babenko L. G., Cui Yan. Lexical-semantic
specific (with R Field of Goodness: Common and Nationaleference
to Russian
Ruzhentseva N. B., Nakhimova E. A. Text's
Subjective Organization as Manifestation
of Chinese Speakers' Ethnic Identity
(on the Basis of Portrait Essay)
THEORY AND METHODS OF TEACHING PHILOLOGICAL
DISCIPLINES AT SECONDARY AND HIGHER SCHOOL
as a f Topical issues of teaching Russian
75
oreign language
Dziuba Е. V. Cognitive Strategies of Russia’s
in R Image Presentation in Foreign Textbooks
ussian as a Foreign Language for Slavic
Languages Speakers
83
89
Vesnina L. E., Kirilova I. V. Image of Russia
in Chinese Textbook in Russian as a Foreign
Language: Axiological Aspect
Kuprina T. V., Petrikova A., Mishenkova М. Linguistic
and Socio-Cultural Problems of Educational Migration
in Russia and Slovakia (on Example of Schools
in Ekaterinburg and Preshov)
Study book yesterday and today
97
Bochkareva N. S. To the Issue of Teaching West
teaching guides b European Romanticism at University (using
y R. F. Yashen'kina)
102 Nalegach N. V. Principles of Compiling
of R Gymnasium Textbooks on the “History
Pedagogical Traditions
108
114
Getting ready for a lesson:
teaching literature in high school
Kogut K. S. G. R. Derzhavin’s Spiritual Odes
in Literature Lessons in the 9th
Grade
Kuchina T. G. Methods and Ways Used
in S for the Analysis of Contemporary Russian Poetry
enior School
Филологический класс. 2019. № 1 (55)
ussian Literature”: on the Issue of Domestic
Стр.6
ГОЛОСА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
119
Брюханова Ю. М. Форма и содержание: сущность
красоты в творчестве Бориса Пастернака
VOICES OF THE SILVER AGE
119
125 Пестова Н. В. Oskar Kokoschka’s „Die träumenden
Knaben“: ein expressionistisches Meisterwerk im
Spannungsfeld zwischen dem Fremden und dem Eigenen
130
136
Андреева В. Г. Проблема соотношения точек
зрения в повести М. Горького «Фома Гордеев»
Ушакова О. М. Invitation to the Dance: Intermedial
(“ Allusions in T. S. Eliot’s early poetry
The Death of Saint Narcissus”,
“Suppressed Complex”)
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
144
152
158
Казакова Е. В., Шарыпина Т. А. Image de renart dans
la littérature enfance et jeunesse en d’Allemagne,
en France et au Luxembourg (deuxième moitié du XXe
début du XXIer
siècle)
Кучумова Г. В. Die Figur des Sammlers als
künstlerisches Subjekt im russisch- und
deutschsprachigen Roman nach 1980
Сидорова О. Г., Кузнецова Т. С. National literary canon
under translation
С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
165
170
Харламова С. А. Transformation of English Victorian
nonsense in the 20th
and John Lennon
Century: Lewis Carroll
Сафонова Е. А. Образ ребенка в лирике
Ирины Кнорринг
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
175
Барковская Н. В., Джулиано Д., Люцканов Й.
Эмиграция, внутренняя эмиграция, ссылка,
лагерь: общее и различное в самосознании
к литератора (Международная научная
–
152
158
125
130
136
Bryukhanova Yu. M. Form and Content: the Essence
of Beauty in the Works of Boris Pasternak
Pestova N. V. The Poem “The Dreaming Boys”
of Expr by Oscar Kokoshka as a Little Masterpiece
essionism: Own and Alien
Andreeva V. G. Problem of a Ratio of the Points of
View in the Novel “Foma Gordeyev” by Maxim Gorky
Ushakova O. M. Invitation to the Dance:
(“The Death of S Intermedial Allusions in T. S. Eliot’s Early Poetry
“Suppressed Complex”)
L TRAJECTORIES OF MODERN
144
ITERARY PROCESS
Kazakova E. V., Sharypina T. A. The Character
of Reynard the Fox in the Children’s Literature
of France, Germany and Luxemburg (second half
of the 20th
– beginning of the 21st
centuries)
Kuchumova G. V. The Character of the Collector
as a Creative Subject in the German
and Russian Novels after 1980
Sidorova O. G., Kuznetsova T. S. National Literary
Canon under Translation
FROM A YOUNG SCHOLAR’S DESK
165
170
Kharlamova S. A. Transformation of English
Victorian Nonsense in the 20th
Lewis Carroll and John Lennon
Century:
Safonova E. A. The Image of a Child
in the Lyrics of Irina Knorring
REVIEWS
175
онференция «Ссылка, изгнанничество,
эмиграция: самосознание, ответственность
и сочувствие в зеркале эго-документов
и фикциональной литературы». 27–30 сентября
2018 г. Тюмень, Тюменский государственный
А университет, Институт литературы Болгарской
накадемии наук, Департамент гуманитарных
оммуникации Варшавского университета)
ук Университета Салерно, Институт
к специальной и межкультурной
180
Алейников О. Ю. Андрей Платонов и литературная Москва 1920–1940 годов:
Н разыскания и реконструкции (Рецензия на книгу
стория, 2018. 592 с.: ил.)
. М. Малыгиной «Андрей Платонов
И и литературная Москва». М.; СПб.: Нестор –
184
188
Доценко Е. Г. Шекспир и экивоки (Рецензия:
В речевая природа трагедии»: монография. Егорова Л. В. «Эквивокация в „Макбете“:
ологда: ВоГУ, 2018. 164 с.)
Егорова Л. В. Русский сонетный Шекспир
(Рецензия на книгу в серии «Литературные
памятники»: Уильям Шекспир. Сонеты /
подгот. А. Н. Горбунов, В. С. Макаров,
Х Е. А. Первушина, В. С. Флорова, Е. В. Халтриналтурина;
[отв. ред. А. Н. Горбунов].
М.: Наука, 2016. 884 с.)
193
Зверева Т. В. «Империя экфрасиса», или разговор об интермедиальности (Рецензия
на сборник: Теория и история экфрасиса:
S итоги и перспективы изучения.
iedlce, 2018. 703 с.)
193
188
184
180
Barkovskaya N. V., Giuliano G., Ljuckanov J.
the C Emigration, Inner Emigration, Exile, Camp:
Sonference “Exile, Expulsion, Emigration:
aint Narcissus”,
ommon and the Specific in the Writer’s
c Self-consciousness (International scientific
elf-consciousness, Responsibility and Sympathy
in the Mirror of Ego-documents and Functional
T Literature”. September 27-30, 2018, Tumen,
umen State University, Institute of Literature
of Bulgarian Academy of Sciences,
U the Humanities Department of Salerno
ommunication of Warsaw University)
Aleynikov O. Yu. Andrey Platonov and Literary
R Moscow of the 1920s-1940s: Research and
ations)
Cniversity, Institute of Special and Inter-cultural
“ econstruction (A Review of the Book by N. M. Malygina
St.Andrey Platonov and Literary Moscow”. Moscow,
with illustr Petersburg: Nestor – Istoriya, 2018. 592 p.
Dotsenko E. G. Shakespeare and Equivocation (A review
on the monograph: Egorova L. V. Equivocation
V in “Macbeth”: The Nature of Speech in the Tragedy.
ologda: Vologda State University, 2018. 164 p.)
Egorova L. V. Shakespeare’s Sonnets in Russian
(A review of the book in the series «Literaturnye
S pamyatniki» (Literary monuments): William
auka Publ., 2016. 884 p.)
Vhakespeare. Sonnets / prepared by A. N. Gorbunov,
E.. S. Makarov, E. A. Pervushina, V. S. Florova,
M.: N V. Khaltrin-Khalturina; ed. by A. N. Gorbunov.
Zvereva T. V. “Empire of the Ekphrasis”,
or Conversation about Intermedial (The Review
of the collection: the Theory and history
S of the ecphrasis: results and studying prospects.
iedlce, 2018. 703 p.)
Philological Class. 2019. NO
1 (55)
7
Стр.7