Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова
ФОРМИРОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНОГО
ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Монография
Красноярск
СФУ
2011
Стр.2
УДК 001.32
ББК 72.6
Э18
Рецензенты:
Т.М. Чурекова, д-р пед. наук, проф. межвузовской кафедры «Общая и вузовская
педагогика» ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»;
А.О. Грудзинский, д-р социол. наук, проф., проректор по международной
деятельности и инновациям в образовании ГОУ ВПО «Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского» – Национального исследовательского
университета
Эдвардс, Н.М.
Э18
Формирование компетентности ученого для международной
научной проектной деятельности : монография /
Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т,
2011. – 239 с.
ISBN 978-5-7638-2179-6
Рассмотрена проблема подготовки российского ученого к эффективной
интеграции в мировое научное пространство в условиях современной трансформации
академической среды. Представлено авторское видение решения
этой про-блемы: через формирование соответствующей компетентности
ученого в рамках разработанной педагогической модели, распределенной
в формаль-ном, неформальном и информальном образовании.
Предназначена для работников научных и образовательных учреждений,
специалистов в области организации и управления научно-образовательной
деятельностью, ориентированных на интеграцию в мировое научное пространство.
УДК
001.32
ББК 72.6
ISBN 978-5-7638-2179-6
© Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................4
Глава 1. Характеристика образования ученого в контексте подготовки
к международной научной проектной деятельности ................11
1.1. Образование ученого в России и за рубежом ...................................12
1.2. Характеристика и тематические направления подготовки
ученого в контексте международной научной проектной деятельности
.....................................................................................................39
Глава 2. Теоретические основы формирования компетентности
ученого для международной научной проектной деятельности .............57
2.1. Требования к подготовке ученого полифункциональной направленности
в новых социально-экономических условиях (на
примере рамочных программ КЕС) .........................................................58
2.2. Теоретическое обоснование и разработка педагогического
обеспечения формирования компетентности ученого для международной
научной проектной деятельности .......................................77
Глава 3. Организационно-педагогическое обеспечение формирования
компетентности ученого для международной научной проектной
деятельности .......................................................................................119
3.1. Обогащение содержания дополнительного образования ученого
знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную
и когнитивную основу компетентности ученого для международной
научной проектной деятельности .............................................120
3.2. Реализация непрерывного информационно-методического
сопровождения предпроектной и надпроектной деятельности
ученых ........................................................................................................ 141
3.3. Организация включения ученого в международную научную
проектную деятельность на примере рамочных программ
КЕС .............................................................................................................154
3.4. Роль образовательного менеджера в формировании компетентности
ученого для международной научной проектной деятельности
................................................................................................... 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................196
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................................201
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................................227
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Основным фактором, определяющим развитие общества на современном
этапе, является глобализация всех сфер общественной
жизни, повлекшая за собой трансформацию академической среды
и поставившая проблему органичной интеграции ученых и научных
коллективов в мировое научное пространство. Интеграция как форма
интернационализации какой-либо сферы общественной жизни
характеризуется интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия
между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в целостное
образование [174]. В научной области таким образованием
является международное научное сообщество, использующее различные
формы коммуникации, в том числе на виртуальной основе
[81, 152, 245].
Общепризнанным фактом в научной среде является понимание
того, что сегодня ни научная, ни образовательная среда отдельно
взятой страны не может оставаться изолированной от включенности
в решение общемировых проблем, являющихся вызовами
самого времени. Распространенными терминами международных
конференций, посвященных реализации Болонского соглашения
и формированию новых парадигм в науке и образовании, становятся
«унификация», «глобализация», «интеграция». В условиях глобализации
многие научные работы ведутся в рамках крупномасштабных
программ, финансируемых государством либо сообществом государств
(Комиссия европейских сообществ), в формате совместных
проектов, реализуемых многонациональным консорциумом научных
коллективов по междисциплинарным научным направлениям.
Российские научные коллективы всё чаще вовлекаются в решение
общемировых задач, активно включаясь в такие консорциумы в силу
интеграционного характера современных научных исследований.
Особенно результативными считаются сетевые долгосрочные проекты,
позволяющие консолидировать ресурсы всей партнерской
4
Стр.5
Введение
сети и решить проблему параллелизма исследований, обеспечивая
экономию средств целому ряду отдельных государств.
С точки зрения философии, в настоящее время происходит
трансформация постиндустриального общества в общество знаний,
в котором роль науки как фактора общественного прогресса в глобальном
масштабе и в каждой отдельно взятой стране будет усиливаться.
Философы говорят о пересмотре роли и места человека
в мире [211], об общественной и личностной направленности научных
исследований.
Динамичное развитие знаний как основы новой глобальной экономики
обусловливает глобальные изменения политики в области
образования, науки и инноваций. Знания как фактор производства
обеспечивают сегодня наивысшую отдачу от инвестиций, что требует
открытости и интернационализации потенциала знаний любой
страны, подготовки квалифицированных кадров, а также инвестиций
в сферу высшего образования на основе стратегии опережения.
Болонский процесс с его требованием унификации и интернационализации
высшего образования явился ответом на эти вызовы и стал
частью новой экономики, основанной на знаниях.
Новая социально-экономическая среда, в которой осуществляется
деятельность современного ученого, характеризуется следующими
особенностями: ускоренный темп протекающих в ней процессов,
динамичные изменения среды обитания, высокий уровень миграции
рабочей силы, производство и получение информации как системообразующего
элемента нового общества, построенного на знаниях
[125]. По оценке западных авторов, еще в 1988 году было подсчитано,
что объем информации в мире удваивается каждые семь лет [259],
а девять лет спустя, в 1997 году, Д. Уитсон и Д. Амштутс заявили,
что информация «скоро будет удваиваться каждые 20 месяцев».
Специалисты в области инженерных наук считают, что в технологиях
устаревание знаний происходит гораздо быстрее, в течение
4–6 месяцев. Это приводит не столько к количественным, сколько
к качественным преобразованиям профессиональной деятельности
ученого, в процессе которой его сознание, самооценка и профессиональная
компетентность подвергаются серьезным изменениям. Но,
несмотря на понимание этих процессов, вовлеченность российских
научных коллективов в международные проекты остается невысокой:
по данным Центра социального прогнозирования (ЦСП) от 2005 года,
около 8 % российских исследователей были участниками междуна5
Стр.6
Введение
1994
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
Рис. 1. Объемы финансирования научно-технических исследований в процентном соотношении
от ВВП (в млрд. долл. США) в США, ЕС, Японии и России (1994–2010)
(см.: Facts, Figures and Future Prospects. RTD Info. The Magazine of European Research.
No. 46. 2005. P. 19 (DG Research, Eurostat, OECD, 2005); Фортов В.Е. Основные элементы
программы развития Российской академии наук // Поиск. 2008. № 21 (991).
23 мая (по данным Центра исследований проблем развития науки – ЦИПРАН)
родных научных проектов; при этом доля российских преподавателей
вузов – не более 2 %. По мнению экспертов в области социологии
науки, немаловажным побудительным мотивом поиска источников
софинансирования в международных научных фондах и программах
является всё еще низкий уровень финансирования научной деятельности
российских ученых и научных коллективов (рис. 1).
Обоснованная оценка перспектив научно-технологического
развития России и ее включения в мировое научное пространство
невозможна без учета мировых тенденций, связанных с ускоряющимися
темпами глобализационных процессов. Научные достижения
и передовые технологии образуют базу для международной
интеграции в экономической, политической, социокультурной,
экологической и других областях. России предстоит продвижение
от простых к более сложным организационным формам международной
кооперации. Первыми шагами интеграции в мировое
научно-технологическое пространство могут стать созданные на
6
2001
3,5
2,5
3
1,5
2
0,5
1
0
1999
2000
1995
1996
1997
1998
Стр.7
Введение
базе ведущих российских университетов международные научные
центры, реализация в России глобальных научных программ и проектов.
Однако всерьез говорить об интеграции в мировую научнотехнологическую
сферу можно будет лишь после создания крупных
корпораций, способных разрабатывать, производить и реализовывать
продукцию высоких технологий. Следует учитывать, что формированию
мирового научно-инновационного комплекса присущи
собственные закономерности, которые неизбежно будут проявляться
и в российской практике.
Вхождение России в Европейское научное пространство (ERA),
на основании Соглашения о сотрудничестве в науке и технологиях
между Европейским сообществом и Правительством Российской
Федерации, подписанного в 2001 году и обновленного в 2009 году,
обусловливает необходимость изучения правил, по которым функционирует
данное пространство, и подготовки российских научных
кадров к интеграции в данное пространство. В Европейском союзе
задача предварительной разработки научной идеи успешно реализуется
через совместные проекты рамочных программ, которые являются
механизмом реализации ERA [16, 71, 117].
Разработка совместного проекта на основе научной идеи,
востребованной международным сообществом, рассматривается
как первое звено единой цепи коммерциализации научного
продукта или технологии. Успешное взаимодействие с международным
консорциумом и участие российского ученого в европейских
научно-технологических программах требует от него
владения определенной компетентностью, которая не была востребована
ранее в силу изолированности научного сообщества в
ряде регионов Российской Федерации, где были сосредоточены
предприятия военно-промышленного комплекса. Тем не менее в
«закрытых» ранее регионах сосредоточен большой научный потенциал
[4, 5, 40, 83, 220].
Будучи профессионально подготовленным к научной деятельности
вообще, российский ученый, особенно из регионов, отдаленных
от крупных научных центров, оказался не готовым к новым
требованиям изменившейся научной среды, отраженным в теории
академического капитализма (определение введено Э. Хэкеттом в начале
1990-х годов, а позднее (1997) описано в теории Слотер и Лесли
как трансформация образовательной и научной деятельности в некоторого
рода предпринимательство).
7
Стр.8