Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЭдвардс Н. М.
АвторыОсипова С. И.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц240
ID211810
АннотацияРассмотрена проблема подготовки российского ученого к эффективной интеграции в мировое научное пространство в условиях современной трансформации академической среды. Представлено авторское видение решения этой проблемы: через формирование соответствующей компетентности ученого в рамках разработанной педагогической модели, распределенной в формальном, неформальном и информальном образовании.
Кому рекомендованоПредназначена для работников научных и образовательных учреждений, специалистов в области организации и управления научно-образовательной деятельностью, ориентированных на интеграцию в мировое научное пространство.
ISBN978-5-7638-2179-6
УДК001.32
ББК72.6
Эдвардс, Н. М. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности : монография / С. И. Осипова; Н. М. Эдвардс .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 240 с. — (Библиотека журнала СФУ) .— ISBN 978-5-7638-2179-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/211810 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.И. Лобачевского» – Национального исследовательского университета Э18 Эдвардс, Н.М. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности : монография / <...> Представлено авторское видение решения этой про-блемы: через формирование соответствующей компетентности ученого в рамках разработанной педагогической модели, распределенной в формаль-ном, неформальном и информальном образовании. <...> Характеристика образования ученого в контексте подготовки к международной научной проектной деятельности ................11 <...> Обогащение содержания дополнительного образования ученого знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу компетентности ученого для международной научной проектной деятельности .............................................120 <...> В условиях глобализации многие научные работы ведутся в рамках крупномасштабных программ, финансируемых государством либо сообществом государств (Комиссия европейских сообществ), в формате совместных проектов, реализуемых многонациональным консорциумом научных коллективов по междисциплинарным научным направлениям. <...> Но, несмотря на понимание этих процессов, вовлеченность российских научных коллективов в международные проекты остается невысокой: по данным Центра социального прогнозирования (ЦСП) от 2005 года, около 8 % российских исследователей были участниками междуна5 Введение 1994 2010 3,5 1995 3 2009 1996 2,5 2 2008 1997 1,5 <...> Успешное взаимодействие с международным консорциумом и участие российского ученого в европейских научно-технологических программах требует от него владения определенной компетентностью, которая не была востребована ранее в силу изолированности научного сообщества в ряде регионов Российской Федерации, где были сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса. <...> 7 Введение Проблемы международного научного сотрудничества в условиях академического капитализма изучались многими российскими и зарубежными <...>
Формирование_компетентности_ученого_для_международной_научной_проектной_деятельности_монография.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНОГО ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Красноярск СФУ 2011
Стр.2
УДК 001.32 ББК 72.6 Э18 Рецензенты: Т.М. Чурекова, д-р пед. наук, проф. межвузовской кафедры «Общая и вузовская педагогика» ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; А.О. Грудзинский, д-р социол. наук, проф., проректор по международной деятельности и инновациям в образовании ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» – Национального исследовательского университета Эдвардс, Н.М. Э18 Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности : монография / Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. – 239 с. ISBN 978-5-7638-2179-6 Рассмотрена проблема подготовки российского ученого к эффективной интеграции в мировое научное пространство в условиях современной трансформации академической среды. Представлено авторское видение решения этой про-блемы: через формирование соответствующей компетентности ученого в рамках разработанной педагогической модели, распределенной в формаль-ном, неформальном и информальном образовании. Предназначена для работников научных и образовательных учреждений, специалистов в области организации и управления научно-образовательной деятельностью, ориентированных на интеграцию в мировое научное пространство. УДК 001.32 ББК 72.6 ISBN 978-5-7638-2179-6 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................4 Глава 1. Характеристика образования ученого в контексте подготовки к международной научной проектной деятельности ................11 1.1. Образование ученого в России и за рубежом ...................................12 1.2. Характеристика и тематические направления подготовки ученого в контексте международной научной проектной деятельности .....................................................................................................39 Глава 2. Теоретические основы формирования компетентности ученого для международной научной проектной деятельности .............57 2.1. Требования к подготовке ученого полифункциональной направленности в новых социально-экономических условиях (на примере рамочных программ КЕС) .........................................................58 2.2. Теоретическое обоснование и разработка педагогического обеспечения формирования компетентности ученого для международной научной проектной деятельности .......................................77 Глава 3. Организационно-педагогическое обеспечение формирования компетентности ученого для международной научной проектной деятельности .......................................................................................119 3.1. Обогащение содержания дополнительного образования ученого знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу компетентности ученого для международной научной проектной деятельности .............................................120 3.2. Реализация непрерывного информационно-методического сопровождения предпроектной и надпроектной деятельности ученых ........................................................................................................ 141 3.3. Организация включения ученого в международную научную проектную деятельность на примере рамочных программ КЕС .............................................................................................................154 3.4. Роль образовательного менеджера в формировании компетентности ученого для международной научной проектной деятельности ................................................................................................... 181 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................196 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................................201 ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................................227
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Основным фактором, определяющим развитие общества на современном этапе, является глобализация всех сфер общественной жизни, повлекшая за собой трансформацию академической среды и поставившая проблему органичной интеграции ученых и научных коллективов в мировое научное пространство. Интеграция как форма интернационализации какой-либо сферы общественной жизни характеризуется интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в целостное образование [174]. В научной области таким образованием является международное научное сообщество, использующее различные формы коммуникации, в том числе на виртуальной основе [81, 152, 245]. Общепризнанным фактом в научной среде является понимание того, что сегодня ни научная, ни образовательная среда отдельно взятой страны не может оставаться изолированной от включенности в решение общемировых проблем, являющихся вызовами самого времени. Распространенными терминами международных конференций, посвященных реализации Болонского соглашения и формированию новых парадигм в науке и образовании, становятся «унификация», «глобализация», «интеграция». В условиях глобализации многие научные работы ведутся в рамках крупномасштабных программ, финансируемых государством либо сообществом государств (Комиссия европейских сообществ), в формате совместных проектов, реализуемых многонациональным консорциумом научных коллективов по междисциплинарным научным направлениям. Российские научные коллективы всё чаще вовлекаются в решение общемировых задач, активно включаясь в такие консорциумы в силу интеграционного характера современных научных исследований. Особенно результативными считаются сетевые долгосрочные проекты, позволяющие консолидировать ресурсы всей партнерской 4
Стр.5
Введение сети и решить проблему параллелизма исследований, обеспечивая экономию средств целому ряду отдельных государств. С точки зрения философии, в настоящее время происходит трансформация постиндустриального общества в общество знаний, в котором роль науки как фактора общественного прогресса в глобальном масштабе и в каждой отдельно взятой стране будет усиливаться. Философы говорят о пересмотре роли и места человека в мире [211], об общественной и личностной направленности научных исследований. Динамичное развитие знаний как основы новой глобальной экономики обусловливает глобальные изменения политики в области образования, науки и инноваций. Знания как фактор производства обеспечивают сегодня наивысшую отдачу от инвестиций, что требует открытости и интернационализации потенциала знаний любой страны, подготовки квалифицированных кадров, а также инвестиций в сферу высшего образования на основе стратегии опережения. Болонский процесс с его требованием унификации и интернационализации высшего образования явился ответом на эти вызовы и стал частью новой экономики, основанной на знаниях. Новая социально-экономическая среда, в которой осуществляется деятельность современного ученого, характеризуется следующими особенностями: ускоренный темп протекающих в ней процессов, динамичные изменения среды обитания, высокий уровень миграции рабочей силы, производство и получение информации как системообразующего элемента нового общества, построенного на знаниях [125]. По оценке западных авторов, еще в 1988 году было подсчитано, что объем информации в мире удваивается каждые семь лет [259], а девять лет спустя, в 1997 году, Д. Уитсон и Д. Амштутс заявили, что информация «скоро будет удваиваться каждые 20 месяцев». Специалисты в области инженерных наук считают, что в технологиях устаревание знаний происходит гораздо быстрее, в течение 4–6 месяцев. Это приводит не столько к количественным, сколько к качественным преобразованиям профессиональной деятельности ученого, в процессе которой его сознание, самооценка и профессиональная компетентность подвергаются серьезным изменениям. Но, несмотря на понимание этих процессов, вовлеченность российских научных коллективов в международные проекты остается невысокой: по данным Центра социального прогнозирования (ЦСП) от 2005 года, около 8 % российских исследователей были участниками междуна5
Стр.6
Введение 1994 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 Рис. 1. Объемы финансирования научно-технических исследований в процентном соотношении от ВВП (в млрд. долл. США) в США, ЕС, Японии и России (1994–2010) (см.: Facts, Figures and Future Prospects. RTD Info. The Magazine of European Research. No. 46. 2005. P. 19 (DG Research, Eurostat, OECD, 2005); Фортов В.Е. Основные элементы программы развития Российской академии наук // Поиск. 2008. № 21 (991). 23 мая (по данным Центра исследований проблем развития науки – ЦИПРАН) родных научных проектов; при этом доля российских преподавателей вузов – не более 2 %. По мнению экспертов в области социологии науки, немаловажным побудительным мотивом поиска источников софинансирования в международных научных фондах и программах является всё еще низкий уровень финансирования научной деятельности российских ученых и научных коллективов (рис. 1). Обоснованная оценка перспектив научно-технологического развития России и ее включения в мировое научное пространство невозможна без учета мировых тенденций, связанных с ускоряющимися темпами глобализационных процессов. Научные достижения и передовые технологии образуют базу для международной интеграции в экономической, политической, социокультурной, экологической и других областях. России предстоит продвижение от простых к более сложным организационным формам международной кооперации. Первыми шагами интеграции в мировое научно-технологическое пространство могут стать созданные на 6 2001 3,5 2,5 3 1,5 2 0,5 1 0 1999 2000 1995 1996 1997 1998    
Стр.7
Введение базе ведущих российских университетов международные научные центры, реализация в России глобальных научных программ и проектов. Однако всерьез говорить об интеграции в мировую научнотехнологическую сферу можно будет лишь после создания крупных корпораций, способных разрабатывать, производить и реализовывать продукцию высоких технологий. Следует учитывать, что формированию мирового научно-инновационного комплекса присущи собственные закономерности, которые неизбежно будут проявляться и в российской практике. Вхождение России в Европейское научное пространство (ERA), на основании Соглашения о сотрудничестве в науке и технологиях между Европейским сообществом и Правительством Российской Федерации, подписанного в 2001 году и обновленного в 2009 году, обусловливает необходимость изучения правил, по которым функционирует данное пространство, и подготовки российских научных кадров к интеграции в данное пространство. В Европейском союзе задача предварительной разработки научной идеи успешно реализуется через совместные проекты рамочных программ, которые являются механизмом реализации ERA [16, 71, 117]. Разработка совместного проекта на основе научной идеи, востребованной международным сообществом, рассматривается как первое звено единой цепи коммерциализации научного продукта или технологии. Успешное взаимодействие с международным консорциумом и участие российского ученого в европейских научно-технологических программах требует от него владения определенной компетентностью, которая не была востребована ранее в силу изолированности научного сообщества в ряде регионов Российской Федерации, где были сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса. Тем не менее в «закрытых» ранее регионах сосредоточен большой научный потенциал [4, 5, 40, 83, 220]. Будучи профессионально подготовленным к научной деятельности вообще, российский ученый, особенно из регионов, отдаленных от крупных научных центров, оказался не готовым к новым требованиям изменившейся научной среды, отраженным в теории академического капитализма (определение введено Э. Хэкеттом в начале 1990-х годов, а позднее (1997) описано в теории Слотер и Лесли как трансформация образовательной и научной деятельности в некоторого рода предпринимательство). 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.