1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
ISSN 2079-8717
2019. № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2019. № 4
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Протасова Э. Е., Суворов М. В.
Сталинская модернизация и материально-правовое положение уральского
учительства в первой половине 1930-х гг. .......................................................................... 6
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Плаксина Е. Б.
К проблеме реализации образовательной области «Речевое развитие»
в поликультурной среде ....................................................................................................... 15
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Роль самопознания в саморазвитии студентов ............................................................... 20
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Бугелова Т., Бенедикова М., Чупкова Л., Максимова Л. А.
Кросс-культурное исследование отношения к трудовой деятельности
представителей разных возрастных групп ....................................................................... 36
Прямикова Е. В., Шапко И. В.
Исследования ценностных ориентаций школьников и студентов:
методологические и методические вопросы .................................................................... 43
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Копылова Е. В.
Природосообразное обучение иностранному языку детей старшего дошкольного
возраста в контексте требований ФГОС ДО ...................................................................... 50
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Еремина С. А., Мещеряков К. С.
Использование элементов игры на уроках иностранного языка .................................. 58
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гусева А. Х.
Когнитивная модель лингвистической обработки текстового корпуса
как образовательная технология построения стратегии перевода ............................... 64
Зайцева В. В., Крычковская А. Г., Рожина Т. Д., Степанова О. С.
Актуальный взгляд на проблему непрерывности в высшем профессиональном
образовании .......................................................................................................................... 70
Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Пенькова Е. А.
Модель формирования межкультурной компетенции студентов медицинских
специальностей .................................................................................................................... 79
Ли Дань, Кирилова И. В.
Методика преподавания предлогов на занятиях по русскому языку
как иностранному ................................................................................................................ 85
Прокопьева С. И.
Развитие иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза
(на примере республики Саха (Якутия)) ........................................................................... 90
Телепова Т. П.
Алгоритмические умения самостоятельной работы будущего педагога
профессионального обучения информатике и вычислительной техники ................... 96
Чжан Вэй, Еремина С. А.
Пространственная метафора в китайском и русском языках ....................................... 107
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 4
5
Чжан Лэй
Китайско-российские языковые и культурные различия ............................................. 112
Ян Байлин, Сюань Чжиъинь, Дзюба Е. В.
Лингводидактическое значение изучения концептов для преподавания русского
языка как иностранного (на примере ориентационного концепта МЕСТО) .............. 117
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воробьева М. А.
Проблемы обучения детей с синдромом дефицита внимания и их профилактика .. 126
Ершова И. А., Пермякова М. Е., Садкина Т. М.
Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек
подросткового возраста ..................................................................................................... 133
Заусенко И. В., Нечукаева О. С.
Психологические ресурсы саморазвития личности в зрелом возрасте ....................... 141
Исмагилова Ф. С., Макарова Л. В.
Фрустрационные реакции людей с инвалидностью как фактор их интеграции
на рынке труда .................................................................................................................... 149
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Русинова М. П., Югова Е. А.
Проблемы привлечения взрослого населения к выполнению
нормативов ВФСК ГТО ...................................................................................................... 158
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Томилова Н. А.
Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями
опорно-двигательного аппарата ...................................................................................... 163
Информация для авторов ............................................................................................................. 173
Стр.5