Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методология и методы социально-психологического исследования : учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
АвторыЛукьянова М. В., Лукьянов А. С.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц152
ID642433
АннотацияПособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности «Психология служебной деятельности» и содержит материал для теоретической подготовки студентов.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности
УДК159.9.072.5
ББК88
Методология и методы социально-психологического исследования : учебное пособие / М. В. Лукьянова, А. С. Лукьянов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/642433 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методология_и_методы_социально-психологического_исследования.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности Специализации «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности», «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 159.9.072.5 (075.8) ББК 88 я73 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р психол. наук, профессор С. Г. Корлякова (ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт») канд. психол. наук, доцент Л. И. Макадей М 54 Методология и методы социально-психологического исследования: учебное пособие / сост.: М. В. Лукьянова, А. С. Лукьянов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 152 с. Пособие представляет курс лекций; составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности «Психология служебной деятельности» и содержит материал для теоретической подготовки студентов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. УДК 159.9.072.5 ББК 88я73 Составители: канд. психол. наук, доцент М. В. Лукьянова, канд. психол. наук, доцент А. С. Лукьянов © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1. Методология науки и научного исследования . . . . . . . . . 7 2. Методы научного исследования в психологии . . . . . . . . 27 3. Методологические аспекты исследования малой группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 4. Программа и методы социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 5. Метод социометрии и его разновидности. Аппаратурные методы социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 6. Характеристика эксперимента как метода социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . 98 7. Деловая игра как метод социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 8. Фокус-группа как метод социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Литература и Интернет-источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Лукьянова М. В., Лукьянов А. С. 3
Стр.3
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ Предисловие Методология и методы социально-психологического исследования сегодня представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, отражающую в своём содержании теорию и практику социально-психологического исследования и имеющую в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Время предъявляет новые требования к профессиональной подготовке психологов. Теоретический курс «Методология и методы социально-психологического исследования» предполагает, что студент получит необходимые ориентиры в современных способах организации исследования и системах методических средств, обеспечивающих реализацию социально-психологического исследования. Практика организации таких исследований не может быть целью теоретического курса, но обычно он сочетается с последующими общими и специальными практикумами. Именно практикумы нацелены на ознакомление с конкретными приёмами реализации тех или иных схем психологического исследования. В рамках теоретического курса студент приобретает те знания, которые в последующем позволят ему профессионально оценивать проведенные или планируемые исследования как удовлетворяющие нормативам тех или иных методов. Таким образом создаётся возможность профессионального чтения литературы по психологии и активного владения способами оценки и планирования социально-психологических исследований. Пособие содержит материалы учебного курса «Методология и методы социально-психологического исследования» для психологических направлений подготовки в целом, однако в первую очередь предназначен для будущих специалистов в области психологии служебной деятельности. В нём изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов социально-психологического исследования. Подробно рассматриваются конкретные методические средства социально-психологического исследования. Таким образом, данный курс лекций содержит материал для теоретической и практической подготовки студентов, отражающий современное представление о методах и методологии социально-психологического исследования, связанное с формированием необходимых будущему психологу знаний, умений, навыков и соответствующих профессиональных компетенций. 4 Учебное пособие
Стр.4
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Целью освоения дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования» является формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций специалиста по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. К задачам освоения курса относятся: – ознакомление студентов с основными методами, используемыми в социально-психологических исследованиях; – формирование положительной мотивации использования методов социально-психологического исследования как на фундаментальном, так и на прикладном уровне; – выработка навыков использования разноуровневой методологии социально-психологического исследования для решения профессиональных задач. Дисциплина «Методология и методы социально-психологического исследования» относится к дисциплинам профессионального цикла базовой части. Код дисциплины – С3.Б.23. Её освоение происходит в 6-м семестре. Для этого освоения необходимы знания, умения обучающихся, приобретённые в результате изучения таких предшествующих дисциплин, как ««Общий психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», «Социальная психология». «Методология и методы социально-психологического исследования» как дисциплина является одним из курсов по методологии организации исследований в психологии и предваряет освоение последующих дисциплин, таких как «Этнопсихология», «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психология труда», «Психология безопасности». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-8: способность отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов. ПК-12: способность реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп. ПК-15: способность разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий. ПК-20: способность обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования. ПК-21: способность осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования. Лукьянова М. В., Лукьянов А. С. 5
Стр.5
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПК-23: способность готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – сущность методологии научного исследования; – уровни методологии научного исследования; – сущность и специфику методологии психологического исследования; – специфику предметной области методологии социально-психологического исследования; – методы психологии и психологического исследования; – специфику методов социально-психологического исследования. Уметь: – характеризовать уровни методологии научного исследования; – различать методы психологического исследования для разных уровней методологии; – определять предметную специфику социально-психологического исследования; – характеризовать специфику методов анализа социально-психологической реальности; – определять программу социально-психологического исследования; – готовить научные отчёты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований. Владеть: – способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов; – способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп; – способностью разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий; – способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования; – способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 37.05.02 – Психология служебной деятельности. 6 Учебное пособие
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.