ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education):
научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ,
2019. – № 1 (47). – 341 с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6;
от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.);
идентификационный международный стандартный номер периодических изданий журнала ISSN 2071-5331;
представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного
цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе
данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала
размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре
электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0410-4
© Авторы статей, 2019
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ............................................................................................ 7
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Самсонова Н.В., Ковачев Д.А. Урегулирование конфликтов как объект
профессиональной деятельности руководителя спортивной федерации ......................... 8
Гегечкори О.Н., Зайцева А.А.Современные тенденции в управлении персоналом
организации ......................................................................................................................... 11
Чмырева М.Я. Роль профессионального «образа мира» в системе повышения
эффективности преподавания управленческих дисциплин ............................................ 17
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гребенюк Т.Б., Ермакова Н.И. Проблема целеполагания в профессиональной
подготовке будущего бакалавра педагогического образования ...................................... 21
Тимофеева В.В., Дерендяева Т. М. Метод активного проектирования
как средство оптимизации поведения преподавателя в образовательном процессе ....... 27
Филиппченкова С.И., Шаульская Ю.Ю., Балакшина Е.В. Исследование
особенностей структуры смысложизненных ориентаций и направленности личности
современных студентов ......................................................................................................... 34
Алексеева Т.Д., Суслина А.А. Проблема разработки научно-исследовательских
компетенций в области иностранного языка для магистров ............................................. 41
Новикова Н.С.,Черкашина Т.Т., Пугачев И.А. Социально-психологические основания
преодоления языковой разобщенности общества по национальному признаку ....................... 46
Стрелкова О.В. Расширение репертуара методов преподавания психологии в вузе
с использованием интерактивных форм обучения ............................................................. 56
Стрельцов Р.В., Пузиков О.П., Щегольков А.В. Морально-этические качества
в вопросах информационной этики и информационной безопасности ............................ 64
Торопов П.Б., Тамарская О.В. О реализации концепции социального содействия
на уровне дошкольного образования ................................................................................... 67
Чмырева М.Я. Междисциплинарность и проектно-ориентированное обучение
в высшей школе ...................................................................................................................... 73
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Алтунина В.В., Ковбасюк О.В. Образование в горизонте смысла как ресурс
развития предпринимательской активности студентов: на примере деятельности
магистратуры KrausLab ........................................................................................................ 78
Стрельчук Е.Н., Толстякова К. П. Китайские стажеры-филологи в условиях
русскоязычной среды: чему и как учить .............................................................................. 86
Аринцева И.К. Значение и значимость влияния правовых аспектов на проблемы
российской действительности на современном этапе ........................................................ 92
Борисова Л.Г. Фактор ценности социального действия в формировании готовности
специалиста к саморазвитию ............................................................................................... 96
Корнева И.П. О развитии физического образования в конце XIX – начале XX веков:
вклад ученых физического института Альбертины ......................................................... 102
3
Стр.3
Корнева И.П. К вопросу изучения составляющей академической реформы
Альбертины в XIX веке: физико-математический семинар ........................................... 104
Орлов В.В.Основные этапы формирования системы обязательного экземпляра
документов в России ........................................................................................................... 107
Потменская Е.В. Модели поддержки профессионального таланта педагогов
в России и Беларуси ............................................................................................................ 110
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Шмелева Н.Б., Лебедева Н.В. Дуальная модель обучения социальных работников
в условиях дополнительного профессионального образования ..................................... 113
Герасимова А.В., Коноплева И.А. Современные особенности преподавания
дисциплины «Основы управления персоналом» ............................................................. 119
Дорофеева Е.В. Самостоятельная работа студентов: содействие индивидуальному,
самостоятельно организованному обучению в рамках преподавания курсов
«Философия» и «Культурология» ..................................................................................... 125
Киракосян М.Ж. Информационная среда как средство развития самостоятельной
учебной деятельности в техническом вузе ....................................................................... 133
Королева Е.В., Кручинина Г.А. Методика формирования регулятивных
универсальных учебных действий как средство развития иноязычных
речевых навыков и умений................................................................................................. 138
Кухоренко Н.В., Санаева И.В. Развитие профессиональной компетенции педагога
посредством метода кейсов ................................................................................................ 145
Лисовский С.Т. Индивидуализация технической подготовки
студенток-волейболисток ................................................................................................... 150
Пузиков О.П., Бажутин А.А. Ассессмент-центр как инструмент изучения
научно-исследовательской компетентности..................................................................... 156
Швецова Н.А. Харизма в педагогике ................................................................................ 160
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вавилова Л.Н. Показатели корреляции оценки знаний на примере изучения
курсов «Безопасность жизнедеятельности» и «Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности» ................................................................................... 164
Верѐвкин В.И., Верѐвкин С.В. Технология освобождения курсантов
от морально-психологического синдрома «обученной беспомощности» ..................... 169
Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. История развития отечественной профилактической
работы с девиантным поведением в конфликтной молодежной среде .......................... 178
Безуглая Т.И. Исследование проблемы психологического здоровья
в педагогической теории и практике ................................................................................. 182
Емельянов О.А., Емельянова А.Г. Cистема педагогической профилактики
девиантного поведения сотрудников подразделений охраны учреждений
уголовно-исполнительной системы................................................................................... 188
Челнокова Е.А., Фролова Н.В., Терехина А.Е. Организация занятий
по физической культуре в рамках инновационных технологий..................................... 192
Челнокова Е.А., Лукина Е.В., Терехина А.Е. Физкультурные паузы
как эффективное средство поддержания работоспособности студентов ...................... 197
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Балажигитов Р.А., Колосовский А.М., Шинкарева Н.В. Реализация
междисциплинарных связей при изучении закона сохранения импульса .................... 201
Бондина М.Е., Гузнаева О.Г., Петрова Н.Н. Компьютерные презентации
как средство повышения качества и эффективности лекций по физике ....................... 209
Ганиева Р.А., Спектор В.Е. Развитие вариативности мышления у будущих офицеров
военно-морского флота в процессе обучения математике .............................................. 215
Кошелева И.Б., Куценко С.С. Научно-исследовательская работа как средство
формирования профессиональных и личностно-социальных компетенций
при обучении физике .......................................................................................................... 221
Смурыгин В.М. Методическое обеспечение учебного процесса по физике ................. 224
Ткачева Т.М. Аналитическая модель процесса накопления знаний ............................. 228
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Меркулов А., Дмитриева Т.М. Конвергентная модель сетевого взаимодействия
в рамках хакатона «Практики будущего» ........................................................................ 235
Мойсеенко С.С. Расчет прогностических оценок состояния
успеваемости студентов ..................................................................................................... 241
Воротников Б.Ю., Строшков В.П., Устич В.И., Строшкова А.В. Патентный
ландшафт как элемент аксиологического анализа в построении иерархии технологий
гидробионтов ....................................................................................................................... 246
Сулимова В.В. Организация дидактической работы в малых группах: опыт изучения
дисциплины: «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» ....................... 255
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Колосовский А.М., Шинкарева Н.В. Некоторые аспекты совершенствования
образовательного процесса в современном военно-техническом вузе ......................... 262
Лымарев В.Н. Экспериментальное подтверждение эффективности
системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности
у курсантов военных вузов ................................................................................................. 267
Молев В.М. Учет психологических особенностей военнослужащих-женщин
в осуществлении воспитательной деятельности командира
воинского подразделения ................................................................................................... 272
Помазной Р.В., Дмитриев А.И., Загоруйко И.Ю. Военно-профессиональная
направленность и ее формирование у курсантов военного института .......................... 281
Помазной Р.В., Дмитриев А.И., Загоруйко И.Ю. Характеристика составных
компонентов педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава
военного института ............................................................................................................. 287
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Доманицкая Н.В. Музыкальное просвещение как способ укрепления
российского присутствия в Балтийском регионе (1946-1948 гг.)................................... 291
Мальцева Т.С. Финансовое планирование и бюджетирование:
ключевые компетенции в обучении студентов ................................................................ 296
5
Стр.5
Мамедова Ирана Октай кызы Сущность и содержание основных инновационных
понятий в образовании ....................................................................................................... 299
Морозов А.В. Нормативно-правовое обеспечение формирования культуры
межнационального общения курсантов военных вузов войск
национальной гвардии РФ .................................................................................................. 304
Рябцева Н.Л. Использование исторических источников на семинарских занятиях
и в самостоятельной работе студентов по дисциплине «История» ............................... 310
Полковников А.В. Развитие и современное состояние проблемы формирования
инженерной культуры курсантов военных вузов ............................................................ 314
Усова О.Н. Технология обучения наставничеству социальных работников
учреждения социального обслуживания населения в условиях стандартизации ......... 318
ABSTRACTS .............................................................................................................................. 321
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ........................................................................................ 335
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ............................................................................. 339
6
Стр.6