12
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК (ВЕСТНИК ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧЁНЫХ) № 1 \ \ 2014
удк 37 06
ИДЕАл СОвЕРШЕНСтвА кАк ОСНОвА
ПЕДАгОгИчЕСкОй АкСИОлОгИИ
(Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс,
г. Орел, Россия)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы педагогической аксиологии, решаемые в контексте
христианской антропологии
Ключевые слова: иисус христос, ушинский к д , аксиология, педагогика, антропология, идеал, го
милетика, дидактическая система
Abstract: this article discusses the pedagogical axiology solved in the context of Christian anthropology
Keywords: Jesus Christ, k d ushinsky, axiology, pedagogy, anthropology, ideal, homiletics, didactic system
вопрос об аксиологических основах отечествен- руси были жития святых эти книги играли выданого
образования и воспитания относится к числу ющуюся дидактическую роль, наглядно показывая
наиболее острых и обсуждаемых вопросов в совре- возможность творчества жизни – высочайшего из
менной педагогической литературе исследователи всех видов творчества
пишут о «человекоцентрированном образовании»,
обеспечивающем непрерывную связь времен, рав- восстановления падшего (в силу смерти богочелоновесие
личности и общества, гармонию человека с века, благодати духа святого)» – пишет феофан
природой и «с самим соб ой» [1, 2] вмес те с тем реше- затворник
ние ключевых проблем педагогической аксиологии
сегодня вопрос о возвращении в наши школы и
невозможно без обращения к самим истокам евро- вузы православной педагогики тесно смыкается с
пейской и отечественной педагогики, тесно связанной вопросом о будущем русского народа «если этого
с христианскими антропологическими идеями
не будет, то, может быть, не будет ничего» – данные
Ян амос коменский писал в «великой дидак- слова из доклада с в переверзенцева, доктора истотике»:
«человеку как микрокосму присуще все и р и ч е с к и х н ау к , н а ко н ф е р е н ц и и «пр а в о с л а вн а я к ул ьнет
необходимости вносить что-либо со стороны, тура в светской школе», проводившейся в рамках Xi
кроме света: он сам все увидит» [3 , с 296] в этих международных рождественских образовательных
словах выражена суть христианского подхода к чтений, очень точно передают существо дела
обучению и воспитанию: человек – образ и подобие
современная эвдемоническая, потребительская
божие, и поэтому ему «присуще все», однако его культура призывает «брать от жизни все» желание
изначальное совершенство затемнено, омрачено уютно устроиться на земле без бога, о котором пи -
грехопадением, отсюда необходимо внести в него сал в свое время ф м достоевский, сегодня сильно,
свет, необходимо просвещение слово «просве- как никогда оправданию этого желания посвящена
щение» в христианской святоотеческой традиции в с я с о в р е м е н н а я з а п а д н а я ф и л о с о ф и я о н а о б ъ я в -
является синонимом крещения, приобщения ко ляет наступление эпохи постмодерна
христу («крещение» образовано от «крест», что
постмодернизм стремится уничтожить в человепервоначально
обозначало «христос»), иисус к е ч у в с т в о з а в и с и м о с т и о т в ы с ш е й р е а л ь н о с т и п о -
христос искупил грех адама, сделав возможным трясение духовной реальности осуществляется под
просвещение затемненной природы человека
лозунгом освобождения человека от репрессивных
само слово «образование» восходит к слову идей, которые нарушают душевный комфорт и
«образ» образование изначально в древней руси мешают человеку быть вполне удовлетворенным
рассматривалось как воссоздание в человеке собой ми р испытывает неприязнь по отношению
образа и подобия божия преподобный – это тот, к православию, требовательно тревожащему сокто
восстановил в себе изначальное богоподобие, весть людей, стремящегося отвратить людей от
о с у щ е с т в и л в с в о е й ж и з н и и д е а л с о в е р ш е н с т в а н е наркотического упоения земным, преходящим,
случайно главными книгами для чтения в древней тленным православная Церковь не подвергается
* БОБЫЛЕВ Борис Геннадьевич – д. пед. н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики Государственного
университета — УНПК, г.Орел; руководитель Орловского филиала Объединения православных
ученых
РЕЦЕНЗЕНТ – ВИДЯКОВА З.В. – д. пед.н., профессор Липецкого государственного педагогического университета
(Россия, г. Липецк)
Б.Г. Бобылев*
« в е р а х р и с т и а н с к а я – н е с и с т е м а у ч е н и я , а о б р а з
Стр.1