Такое понимание коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы: – речевую направленность процесса обучения; – ориентацию не только на содержание, но и на форму высказывания; – использование подлинно коммуникативных заданий; – использование личностно-ориентированного подхода к обучению, что включает в себя учет потребностей студентов при планировании и организации занятия, 3 опору на индивидуальные когнитивные стили и учебные стратегии обучающихся, использование личного опыта и их самостоятельности в решении учебных задач. <...> Выявленное противоречие между значительным снижением уровня речевой подготовки, наблюдаемым в современном российском обществе, и необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе речевой компетентности, послужили основанием для разработки концепции формирования и развития речевой компетентности обучающихся. <...> Данные исследования посвящены разработке технологий, направленных на развитие речевой компетентности тех или иных специалистов: юристов, экономистов и других. <...> Решение данной проблемы позволит раскрыть и обосновать теоретико-методологические и организационно-методические основы формирования речевой компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки, выявить сущность и функции, структуру и содержание, факторы, особенности, тенденции и закономерности, обосновать принципы и условия оптимизации процесса формирования речевой компетентности. актуальность определяется также и практическими задачами, заключающимися в возможности использования результатов для формирования речевой компетентности будущих специалистов. научные выводы, представленные в монографии, прошли практическую апробацию в Российской таможенной академии и в других высших учебных заведениях, в выступлениях на научных конференциях и семинарах. <...> ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ <...>
Принципы_формирования_речевой_компетентности_студентов_в_высшем_учебном_заведении.pdf
УДК 768
ББК 74.102.413
О34
Рецензенты:
М.Ф. СеКач, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор;
И.В. БОчаРнИКОВ, профессор кафедры информационной аналитики и политических
технологий МГТУ им. Баумана, д-р полит. наук
О34 Принципы формирования речевой компетентности студентов
в высшем учебном заведении: монография / О.а. Овсянникова. М.:
РИО Российской таможенной академии, 2017. 108 с.
ISBN 978-5-9590-0937-3
В монографии представлена авторская концепция развития речевой компетентности
студентов в высшем учебном заведении. автор проводит психолого-педагогический
анализ процесса развития речевой компетентности,
выявляет ее признаки, критерии, тенденции и закономерности развития
и формирования, представляет основные направления оптимизации процесса
подготовки кадров в вузе.
Монография предназначена для профессорско-преподавательского состава
и аспирантов высших учебных заведений.
УДК 768
ББК 74.102.413
О34
ISBN 978-5-9590-0937-3
© Российская таможенная академия, 2017
Стр.3
О Г Л а ВЛЕ н ИЕ
ПРеДИСЛОВИе ........................................................................................................................ 3
Глава 1. КОнЦеПЦИЯ ФОРМИРОВанИЯ
РечеВОй КОМПеТенТнОСТИ СТУДенТОВ ................................................. 6
1.1. Теоретико-психологические основы
формирования речевой компетентности обучающихся ........................................6
1.2. Структура, признаки, критерии речевой компетентности ..................................18
1.3. Структурно-функциональная модель формирования
речевой компетентности будущих специалистов ................................................28
Глава 2. ЭКСПеРИМенТаЛьнОе ИССЛеДОВанИе СОСТОЯнИЯ
РечеВОй КОМПеТенТнОСТИ СТУДенТОВ ............................................... 42
2.1. Программа и методика выявления
речевой компетентности будущих специалистов ................................................42
2.2. Влияние психологических особенностей личности студентов
на формирование речевой компетентности .........................................................45
2.3. Тенденции и закономерности процесса
формирования речевой компетентности ..............................................................50
Глава 3. РеаЛИЗаЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПеДаГОГИчеСКИХ ПРИнЦИПОВ
ФОРМИРОВанИЯ РечеВОй КОМПеТенТнОСТИ
БУДУЩИХ СПеЦИаЛИСТОВ ........................................................................... 58
3.1. Обоснование психолого-педагогических принципов
формирования речевой компетентности студентов .............................................58
3.2. апробация психолого-педагогических принципов
формирования речевой компетентности студентов .............................................69
3.3. Основные направления совершенствования и условия
оптимизации процесса профессиональной подготовки кадров
с использованием психолого-педагогических принципов
формирования речевой компетентности ..............................................................75
ЗаКЛЮченИе ........................................................................................................................ 81
СПИСОК ЛИТеРаТУРы ........................................................................................................ 86
ПРИЛОженИЯ ........................................................................................................................ 92
107
Стр.108