МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
И. Ф. Бережная,
О. Б. Мазкина
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО
И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТОВ
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психология подросткового и юношеского возрастов»
относится к базовой части дисциплин (обязательные дисциплины)
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования
по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование (бакалавриат).
Данная дисциплина читается на 3-м курсе дневного отделения (бакалавриат).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования она включает в себя широкий круг
вопросов, касающихся проблем представления об основных закономерностях
психического развития, формирования личности, общения со взрослыми
и сверстниками в подростковом и юношеском возрасте, необходимое
студентам для практической деятельности.
Знания по «Психологии подросткового и юношеского возрастов» необходимы
для изучения таких дисциплин, как «Самоопределение и профессиональная
ориентация учащихся», «Психологическое консультирование и
психокоррекция», «Психология девиантного поведения», «Психологопедагогическое
взаимодействие участников педагогического процесса»,
«Клиническая психология детей и подростков», а также для осуществления
студентами собственной научно-исследовательской деятельности в рамках
написания ими курсовых работ.
В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает
приобретение профессиональной компетентности в области научнопсихологического
описания и анализа развития человека в подростковом и
юношеском возрасте.
Задачами курса являются:
1) формирование у студентов системы знаний об особенностях возрастного
развития человека в подростковом и юношеском возрасте, прикладном
характере этих знаний в других отраслях психологии – в научном
исследовании и в практической работе психолога;
2) развитие профессиональной компетенции в русле гуманистических
ценностных ориентаций;
3) выработка умений и навыков решения психологических задач и ситуаций,
связанных с реализацией возрастного подхода к человеку;
4) развитие у студентов творческого мышления;
5) укрепление у будущих психологов и педагогов устойчивого интереса
к возрастной психологии и применению соответствующих знаний.
Изучаемый курс включает в себя пять тем: «Общая характеристика
подросткового возраста», «Развитие личности подростка», «Социальная ситуация
развития личности подростка», «Общая характеристика юношеского
3
Стр.3
№
п/п
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Часы
Наименование тем
и разделов курса
Лекции
Раздел 1. Психология подросткового
возраста
2 1.1. Общая характеристика
подросткового возраста
3 1.2. Развитие личности подростка
4
1.3. Социальная ситуация развития
личности подростка
5
Раздел 2. Психология юношеского
возраста
6 2.1. Общая характеристика
юношеского возраста
7 2.2. Личностное и профессиональное
самоопределение в
юношеском возрасте
–
4
4
2
–
4
4
Итого: 18
Семинарские занятия
1
2
3
4
7
8
Подросток и сверстники
5 «Трудные» подростки
6
Развитие личности в юношеском
возрасте
Общение и его роль в личностном
развитии юношей и девушек
Профессиональное
самоопределение
Итого:
2
2
2
2
–
–
–
–
–
–
–
–
Формирование
образа «Я» в
подростковом возрасте 2 4
Подросток и школа
Подросток в семье
2
2
4
18
4
4
8
36
Самостоятельная
работа (час)
4
4
4
4
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Психология подросткового возраста
Тема 1.1. Общая характеристика подросткового возраста
Теории подросткового возраста в работах зарубежных (Ст. Холл,
Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже) и отечественных
(Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) ученых. Структура
и динамика подросткового возраста. Анатомо-физиологическое развитие
подростков. Кризис подросткового возраста. Определение границ подросткового
возраста. Характеристика социальной ситуации развития. Ведущий
вид деятельности в подростковом возрасте. Основные новообразования
подростков.
Тема 1.2. Развитие личности подростка
Развитие высших психических функций у подростков. Основные психологические
новообразования подростков. Основные закономерности
формирования самосознания в подростковом возрасте. Самосознание в
подростковый период. Поведение в подростковом возрасте. Отношения со
взрослыми и сверстниками. Нравственное становление подростка. Формирование
мировоззрения.
Тема 1.3. Социальная ситуация развития личности подростка
Социальная ситуация психического развития подростка. Пубертатный
кризис и его проявления в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности
подростка. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового
возраста. Психологические особенности трудовой деятельности
в подростковом возрасте. Игры в отрочестве. Интеллектуальное развитие
подростков.
Раздел 2. Психология юношеского возраста
Тема 2.1. Общая характеристика юношеского возраста
Два периода юности. Характеристика ранней юности. Психоэмоциональное
развитие юношей и девушек. Значение познавательной деятельности
для интеллектуального развития в юношеском возрасте.
Тема 2.2. Личностное и профессиональное самоопределение
в юношеском возрасте
Устремленность в будущее как ведущая характеристика юношеского
возраста. Нравственное развитие юношей и девушек. Становление мировоззрения.
Кризис первичного профессионального самоопределения. Профессиональная
ориентация. Включение подростков в трудовую деятельность.
Проблемы и трудности профессионального выбора в юношеском возрасте.
Список основной и дополнительной литературы указан на стр. 26.
7
Стр.7
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные понятия курса: подростковый возраст, подросток,
юность, юношеский возраст, социальная ситуация развития, новообразования,
ведущий вид деятельности, кризис, пубертатный кризис, кризис
профессионального самоопределения.
При подготовке к семинарским занятиям
студенты должны выполнять следующие задания
Обязательные
Составление понятийного словаря. В словарь записываются определения
ключевых понятий, этих определений может быть несколько. Обязательно
указывается источник.
Словарь может составляться как в электронном виде, так и на бумажном
носителе.
Задания по выбору
1. Проанализируйте 1–3 реферата из Интернета по вопросам темы.
Отвечают ли они требованиям, предъявляемым к реферату (по содержанию,
по оформлению)?
2. Найдите в периодической печати статьи, посвященные проблемам,
рассматриваемым на семинарском занятии. Составьте аннотацию и
проанализируйте их. Выскажите свое мнение.
3. Подберите примеры из художественной литературы, иллюстрирующие
проблемы и трудности подростков и юношей (в соответствии с
поставленными вопросами темы семинара).
ЗАНЯТИЕ 1
Формирование образа «Я» в подростковом возрасте
Ключевые понятия: образ «Я», самосознание, идеал, чувство взрослости,
«Я-концепция».
Вопросы для обсуждения
1. Формирование нового образа физического «Я»: трудности и проблемы.
2.
Развитие самосознания. Идеалы и их роль в развитии подростка.
3. Чувство взрослости как основное новообразование в подростковом
возрасте.
4. Формирование «Я-концепции».
5. Психологическая помощь педагога-психолога подросткам в формировании
образа «Я».
8
Стр.8
Творческие задания
1. По мнению Д. И. Фельдштейна, в последнее время у подростков
проявляется кризис самооценки. У 20–25 % подростков превалирует негативное
отношение к себе, заниженная самооценка. Как вы думаете, в чем
причины?
2. Ознакомьтесь с основными теориями личности зарубежных психологов,
которые так или иначе затрагивают вопрос самосознания в рамках
своих теорий (Эрик Эриксон, Карл Роджерс, Уильям Джеймс, Чарльз Кули,
Джордж Мид). Подумайте, почему в настоящее время не существует общепринятого
мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности
для объяснения основных аспектов поведения человека.
3. О каком новообразовании здесь идет речь? Дайте психологическое
обоснование.
А) «Федор Петрович давно стал замечать, что из ящика его стола стали
пропадать папиросы. И вот он поймал сына за этим “преступлением”».
– Пробовал… – насупившись ответил Петя на строгий вопрос отца».
Б) «А когда в классе снова наступила тишина, то Димка встал, победно
оглядел ребят и сказал:
– Давайте на поездку заработаем сами!
И мы стали работать. Ходили в совхоз на сбор поздних огурцов и капусты».
Основная
литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов
вузов по специальностям : «Психология», «Дошкольная педагогика и
психология», «Педагогика и психология» / Г. С. Абрамова. – М. : Акад.
проект : Альма Матер, 2006. – С. 537–584.
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров /
Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2014. – С. 359–390.
Дополнительная литература
1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие
для студ. вузов / М. В. Гамезо [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое
общество России, 2003. – 508 с.
2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : развитие человека от рождения
до позд. зрелости : учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина,
В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2002. – 463 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития,
детство, отрочество : учеб. для студ., обуч. по педагог. спец. / В. С. Мухина.
– М. : Академия, 2002. – 452 с.
4. Психология подростка. Полное руководство / под ред. членакорреспондента
РАО А. А. Реана. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 432 c.
5. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. – СПб. :
Речь, 2005. – 386 c.
9
Стр.9
6. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурносодержательные
характеристики процесса развития личности : избранные
труды / Д. И. Фельдштейн. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта,
2004. – 670 с.
7. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : справочник для
учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во ин-та психотерапии,
2004. – 478 с.
ЗАНЯТИЕ 2
Подросток и школа
Ключевые понятия: учебная деятельность, познавательная деятельность,
мотивация, школьная неуспеваемость, конфликт.
Вопросы для обсуждения
1. Учебная и познавательная деятельность подростка. Мотивация учебной
деятельности.
2. Трудности в обучении подростков. Основные факторы школьной неуспеваемости.
3.
Общение учителей и подростков. Причины конфликтов в общении с
учителями.
4. Роль и задачи педагога-психолога в работе с подростками по преодолению
трудностей в учебной деятельности и общении с учителями.
Творческие задания
1. Согласны ли вы с точкой зрения П. М. Якобсона: «Мотивация учения
как деятельности является результатом как переработки тех воздействий,
которые он получает из семейной и широкой социальной среды, так и
образования сознательного и малоосознанного отношения к этим воздействиям,
связанного с особенностями жизненных установок, устремлений, интересов
человека. Все это сказывается на мотивах учения». Приведите примеры
классификации мотивов учения различных ученых.
2. Ознакомьтесь с проблемой, описанной Е. А. Левановой в книге «Родители
и подростки: навстречу друг другу», какие вы видите пути решения
конфликтной ситуации:
У моей четырнадцатилетней дочери произошел довольно серьезный
конфликт с математичкой. Я способна объективно оценить поведение
своенравной дочери, но в данном случае учительница грубо оскорбила ее
перед всем классом. А за резкий ответ всю четверть теперь измывается.
Наташа не хочет ходить в школу. А я не знаю, как быть – авторитет
учителя вроде подрывать не хочется, но ведь и дочь ждет моей поддержки.
Вот
опять я стою у окна и вижу. Как через двор бредет из школы моя
девочка. И я уже знаю, по опущенным плечам, по тому, как на глаза надви10
Стр.10