1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
ISSN 2079-8717
2018. № 1
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
кандидат педагогических наук, доцент,
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
(Екатеринбург, Россия)
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат педагогических наук, профессор А. Г. ГЕЙН
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
Н. Н. ДАВЫДОВА
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Чанчунь, Китай)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2018. № 1
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Candidate of Pedagogy, Associate Professor,
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Pedagogy, Professor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
L. V. VORONINA
(Ekaterinburg, Russia)
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA (Ekaterinburg, Russia)
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
Candidate of Technical Sciences, Associate
Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
NORMAL UNIVERSITY AND LEADERSHIP IN EDUCATION
Rubina L. Ya.
Humanization and technologization of leadership in pedagogical education:
dilemma or dichotomy? ........................................................................................................... 6
Chigovskaya-Nazarova Y. A.
Engaging students in quality assessment of education process as a form
of development of leadership qualities of future teachers .................................................... 17
Fan Baoxuan
Critical views of Marie Curie on school education ................................................................ 22
Gur'evskikh O. Y., Pozdnyak S. N., Yantser O. V.
Scientific and academic activity of women-geographers of USPU:
a methodological analysis ...................................................................................................... 25
Jeanne C. Baxter
Women in Leadership Roles: A USA Perspective ................................................................. 29
Jeanne C. Baxter, Diane B. Ehrlich
Women’s Leadership in the Landscape of the Future ........................................................... 31
Krylova S. G.
Education managers versus education leaders: similarities and differences ....................... 35
Lina Zhou
Liu Jinan
Legal Education & Future Leadership: Skills & Philosophy ................................................. 44
Educational Leadership and Teacher Cultivation ................................................................. 47
Maksimova L. A.
The role of women’s leadership in the development
of the institute of psychology of the USPU............................................................................ 50
Moiseeva L. V.
Leadership in ecological education for the benefit of stable development
of the Urals (Urals scientic school of ecological pedagogy) .................................................. 54
Mokretsova L. A.
Women’s Leadership in Pedagogical Education:
Response to the Challenges of our Time ............................................................................... 58
Qin He
Particular and promising: brief review and new outlook
of non-state-run higher education in China .......................................................................... 62
Saniye G. Corat
Women and Leadership: Challenges Ahead ......................................................................... 68
Shvetsova A. V.
Gender leadership and disbalance in pedagogical education ............................................... 72
Simonova A. A., Babich G. N.
Timeless leadership and university performance ................................................................. 77
Wang Guopin, Wang Benyu
Confucian Tradition and Modern Teacher Education: Issues and Challenges .................... 83
Wang Nan, Luo Yuan
Exploration and Practice of Quality-Oriented Education of Female College Students ....... 90
Wang Qin
Leadership education of female college students in new ecology of education ................... 95
Yang Xudong
The Record of Individual Educational History and Educational Life ................................ 100
Zabara L. I.
Women in Russian Science and Education ......................................................................... 102
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 1
5
Zhang Lixi
Leverage the university resources, develop young female leaders ..................................... 105
Таgiltseva N. G.
Artistic activity in development of students leadership properties ..................................... 112
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попов М. В., Суворов М. В.
Репрессивная политика советской власти по отношению к уральскому учительству
в 1919–1929 гг. (на материалах Екатеринбургской губернии и Уральской области... 118
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чудакова Н. М.
Современное образование в зеркале концептуальной метафоры ............................... 125
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Зак Д. Я., Забара Л. И.
Феномен кросс-культурной коммуникации в современном
образовательном пространстве ........................................................................................ 132
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Саввинова А. Д.
Метапредметный подход в обучении языку саха: развитие лингвистических
компетенций у школьников в условиях билингвального обучения ........................ 139
Днепров C. А., Демина А. Ю.
Педагогические возможности реализации принципа театрализации
в формировании нравственных ценностей младших школьников ............................. 146
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бородина Е. Н.
Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей .................... 154
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бадьина Т. А., Ширшов В. Д.
Формирование экологического мировоззрения у будущих горных инженеров.... 160
Бугрова О. В.
Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного
профессионального образования: перспективы исследования ................................... 166
Воронов С. А.
Содержание структурных компонентов информационно-коммуникационных
технологий в логике компетентностного подхода при диагностике
военнослужащих РФ ........................................................................................................... 171
Днепров С. А., Русинова М. П.
Имеет ли право на существование физическое образование? ..................................... 178
Ларионова С. В.
Исследование эмоционально-волевой саморегуляции у обучающихся вузов
деонтологического типа .................................................................................................... 185
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воробьева И. В., Кружкова О. В.
Возможности психодиагностики социального серфинга молодежи ........................... 191
Крежевских О. В., Каратаева Н. А., Елизова Е. И., Ланцевская Н. Ю.,
Максимовских А. Г.
Проектирование культурно-образовательной платформы по продвижению
нематериального русского культурного наследия в России и за рубежом ................. 197
Информация для авторов ............................................................................................................ 209
Стр.5