Пособие состоит из предисловия, тематического планирования, в которые входят примерные темы докладов, рефератов, эссе, презентаций, тестовые задания и ситуационные задачи, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, словарь терминов и список литературы. <...> Патопсихология — отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. <...> Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии: а) влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии (ассоциативная психология, психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и др.); б) естественно-научные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И. М. Сеченова, И. П. Павлова, роль школы В. М. Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических концепций на становление патопсихологии (С. С. Корсаков, П. Б. Ганнушкин, Э. <...> Основополагающий вклад Б. В. Зейгарник в патопсихологию: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. <...> Принципы построения патопсихологического эксперимента и методы психологической диагностики. <...> Какой вклад в развитие патопсихологии внес В. М. Бехтерев? <...> Патопсихология детского и юношеского возраста: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. <...> Основные принципы и методы патопсихологического исследования Лекция. <...> Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества <...>
Организация_самостоятельной_работы_студентов_по_курсу_Патопсихология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
С. С. Бакшиханова, Э. В. Будаева, Т. С. Ханхабаева
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве
учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.1
УДК 378.147.88(075.8)
ББК 74.480.26Я73
Б 199
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Т. Ц. Дугарова
доктор психологических наук
Б. А. Гунзунова
кандидат психологических наук
Бакшиханова С. С.
Б 199
Организация самостоятельной работы студентов
по курсу «Патопсихология»: учебно-методическое пособие
/ С. С. Бакшиханова, Э. В. Будаева, Т. С. Ханхабаева.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2017. — 100 с. ISBN 978-5-9793-0061-0
В пособии представлены цель, задачи курса «Патопсихология»,
примерная тематика докладов, эссе и рефератов, список основной и дополнительной
литературы. Пособие также содержит теоретические и
практические задания, направленные на формирование у студентов
умения решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической
деятельности.
Адресовано обучающимся по направлениям подготовки 44.03.02
Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование, а также преподавателям.
УДК 378.147.88(075.8)
ББК 74.480.26Я73
ISBN 978-5-9793-0061-0
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.2
Предисловие
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие для дисциплины «Патопсихология» в рамках
реализации образовательной программы высшего образования по
направлениям подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование»,
«44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование»
очно-заочной формы обучения и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного стандарта высшего
образования.
Дисциплина «Патопсихология» относится к обязательным дисциплинам
вариативной части Блока 1 в структуре ОП.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
1.
Для направления подготовки «44.03.02 Психологопедагогическое
образование»:
- способность учитывать общие, специфические (при разных типах
нарушений) закономерности и индивидуальные особенности
психического и психофизиологического развития, особенности регуляции
поведения и деятельности человека на различных возрастных
ступенях (ОПК-1);
- готовность использовать методы диагностики развития, общения,
деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готовность применять утвержденные стандартные методы и
технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие
задачи (ПК-23).
2. Для направления подготовки «44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование»:
- способность осуществлять образовательно-коррекционный
процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
- готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса, социализации и профессионального
самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ (ОПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающие должны:
Знать:
- методы клинико-психологического обследования клиентов с
аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений
познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы и личности);
3
Стр.3
методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений;
Уметь:
-самостоятельно
разработать стратегию патопсихологического
обследования; провести анализ выявленных расстройств (выявить
структуру дефекта); разработать рекомендации для коррекционной
работы с ребенком.
Владеть:
- навыками составления психологического заключения по результатам
обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и
сохранные звенья).
Основной задачей настоящего учебно-методического пособия
является систематизация и обобщение используемых знаний, умений,
навыков, сформированных в ходе изучения дисциплины «Патопсихология».
Пособие
состоит из предисловия, тематического планирования, в
которые входят примерные темы докладов, рефератов, эссе, презентаций,
тестовые задания и ситуационные задачи, методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов,
словарь терминов и список литературы.
4
Стр.4