Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Педагогика в схемах и таблицах (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторКоджаспирова Г. М.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц245
ID632740
АннотацияПособие представляет собой курс педагогики, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц. Соответствует Государственному образовательному стандарту для высшего профессионального образования и авторскому учебнику «Педагогика» (М., 2015). Предложенные в пособии наглядные средства окажут помощь обучающимся в самостоятельном изучении курса педагогики, в самопроверке, в процессе подготовки к экзамену. Пособие может широко использоваться преподавателями педагогики на всех этапах изучения курса.
Кому рекомендованоУчебное издание адресовано студентам, бакалаврам и магистрам, преподавателям вузов и средних специальных педагогических учебных организаций, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, студентам и преподавателям непрофильных профессиональных учебных заведений, где введена педагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется педагогикой.
ISBN978-5-392-19919-8
УДК37(075.8)
ББК74я73
Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах : учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2016 .— 245 с. — ISBN 978-5-392-19919-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632740 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г. М. Коджаспирова ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Москва 2016 УДК 37(075.8) ББК 74я73 К55 Автор: Коджаспирова Галина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета. <...> Соответствует Государственному образовательному стандарту для высшего профессионального образования и авторскому учебнику «Педагогика» (М., 2015). <...> УДК 37(075.8) ББК 74я73 Учебное издание Коджаспирова Галина Михайловна ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> 27 Педагогическая антропология как философская база воспитания . <...> 27 Личность как объект и субъект воспитания . <...> 62 Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП) . <...> 65 Принципы ЦПП и правила их реализации (по И.П. Подласому) . <...> 75 4 • Содержание Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса . <...> 152 Содержание • 5 Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников . <...> 195 Раздел III Субъекты целостного педагогического процесса . <...> 221 Образовательная организация как объект управления и руководства . <...> Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторским учебником «Педагогика» (М., 2015). <...> РАЗДЕЛ I ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ Педагогика как наука Педагогика как прикладная философия Категория «воспитание» Категория «формирование» Основные вопросы педагогики Этапы развития педагогики Цель воспитания Авторитарная и гуманистическая педагогика Типы, модели, виды воспитания и образования ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАНИИ Педагогическая антропология как философская база воспитания Личность как объект и субъект воспитания Соотношение воспитания и развития СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Общая характеристика системы образования Структура <...>
Педагогика_в_схемах_и_таблицах._2-е_издание._Учебное_пособие.pdf
УДК 37(075.8) ББК 74я73 К55 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Коджаспирова Галина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета. Рецензенты: Куприянов Б. В. — доктор педагогических наук, профессор; Полякова Л. В. — кандидат педагогических наук, доцент. Коджаспирова Г. М. К55 и доп. — Москва : Проспект, 2016. — 248 с. ISBN 978-5-392-19919-8 Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие. — 2-е изд., перераб. Пособие представляет собой курс педагогики, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц. Соответствует Государственному образовательному стандарту для высшего профессионального образования и авторскому учебнику «Педагогика» (М., 2015). Предложенные в пособии наглядные средства окажут помощь обучающимся в самостоятельном изучении курса педагогики, в самопроверке, в процессе подготовки к экзамену. Пособие может широко использоваться преподавателями педагогики на всех этапах изучения курса. Учебное издание адресовано студентам, бакалаврам и магистрам, преподавателям вузов и средних специальных педагогических учебных организаций, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, студентам и преподавателям непрофильных профессиональных учебных заведений, где введена педагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется педагогикой. УДК 37(075.8) ББК 74я73 Учебное издание Коджаспирова Галина Михайловна ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 05.10.2015. Формат 60×901 Печать офсетная. Печ. л. 15,5. Тираж 1000 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-19919-8 © Коджаспирова Г. М., 2006 © Коджаспирова Г. М., 2015, с изменениями © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .......................................................................................7 Раздел I Педагогика как наука о воспитании ...................................................8 Педагогика как наука .....................................................................................9 Педагогика как прикладная философия ..................................................12 Категория «воспитание» ...........................................................................14 Категория «формирование» .....................................................................16 Основные вопросы педагогики ................................................................17 Этапы развития педагогики .....................................................................18 Современные подходы к воспитанию .....................................................19 Цель воспитания .......................................................................................22 Авторитарная и гуманистическая педагогика .........................................23 Типы, модели, виды воспитания и образования (Н. В. Бордовская, А. А. Реан) ..................................................................25 Позиция личности в воспитании...................................................................27 Педагогическая антропология как философская база воспитания ........27 Личность как объект и субъект воспитания ............................................29 Соотношение воспитания и развития .....................................................32 Система образования и воспитания ..............................................................33 Общая характеристика системы образования .........................................33 Структура системы образования (ст. 10 Закона «Об образовании в РФ») ...35 Инклюзивное образование .......................................................................40 Детские и молодежные общественные объединения ..............................43 Тенденции развития систем образования за рубежом ............................48 Методология педагогики ..............................................................................52 Научное педагогическое исследование ...................................................53 Методы педагогического исследования ..................................................57 Опытная работа .........................................................................................59 Раздел II Характеристика целостного педагогического процесса ....................60 Педагогический процесс ...............................................................................62 Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП) ...62 Закономерности целостного педагогического процесса ........................65 Принципы ЦПП и правила их реализации (по И.П. Подласому) ..........66 Педагогическая деятельность ...................................................................72 Педагогическое мастерство ......................................................................75
Стр.3
4 • Содержание Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса .......................................................................................................77 Воспитательный процесс .........................................................................77 Воспитательная система школы ...............................................................80 Классный руководитель .......................................................................81 Тьютор ...................................................................................................82 Педагогическая поддержка ......................................................................84 Процесс обучения .........................................................................................85 Дидактика как научная дисциплина ........................................................85 Соотношение познания и учения ............................................................87 Сущность учебного процесса ...................................................................88 Двусторонний характер процесса обучения ............................................92 Учебная деятельность ...............................................................................94 Проблемное обучение ..............................................................................99 Программированное обучение ...............................................................101 Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) .........................................................104 Концепции развивающего обучения .....................................................105 Дидактическая система Л. В. Занкова . ..............................................105 Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова ..............................106 Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили .....................108 Современные образовательные технологии ..........................................109 Технология полного усвоения знаний ...............................................109 Технология разноуровневого обучения .............................................111 Технология коллективного взаимообучения .....................................113 Технология модульного обучения ......................................................114 Технология проектной деятельности .................................................115 Содержание образования и воспитания ......................................................118 Научные основы определения содержания ...........................................118 Носители содержания образования .......................................................121 Учебник ...................................................................................................123 Содержание компонентов базовой личности ..............................................125 Культура жизненного самоопределения ................................................125 Интеллектуальная культура личности ...................................................127 Информационная культура личности....................................................129 Нравственная культура личности ..........................................................130 Гражданская культура личности ............................................................133 Культура труда и экономическая культура личности ............................134 Экологическая культура личности .........................................................137 Эстетическая культура личности ...........................................................138 Физическая культура личности ..............................................................140 Культура межполовых отношений личности ........................................142 Гендерная культура личности ................................................................146 Общечеловеческое воспитание ..............................................................149 Методы целостного педагогического процесса ..........................................151 Методы воспитания ................................................................................151 Методы формирования сознания личности ..........................................152
Стр.4
Содержание • 5 Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников ...153 Методы стимулирования деятельности и поведения ............................154 Требование ..........................................................................................155 Поощрение и наказание......................................................................157 Методы контроля и самоконтроля в воспитании ..................................158 Методы самовоспитания ........................................................................159 Методы обучения ....................................................................................162 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ...........................................................................................163 Беседа как метод обучения..................................................................165 Упражнение как метод обучения ........................................................166 Самостоятельная работа .....................................................................167 Методы стимулирования и мотивации учения .....................................170 Методы контроля и самоконтроля в обучении .....................................171 Технология активного обучения ............................................................173 Выбор методов целостного педагогического процесса ................................176 Средства целостного педагогического процесса .........................................177 Классификация средств целостного педагогического процесса ..........178 Компьютерные технологии ....................................................................182 Формы организации целостного педагогического процесса ........................183 Классификация форм организации целостного педагогического процесса ...................................................183 Формы организации обучения ...............................................................184 Урок .......................................................................................................185 Требования к уроку .................................................................................185 Структурные элементы урока .................................................................186 Трудности при проведении уроков и пути их преодоления ............................................................................187 Учебные экскурсии .................................................................................188 Коллективные творческие дела (КТД) ..................................................189 Педагогическая технология и педагогическая техника ..............................190 Педагогическая технология ....................................................................190 Педагогическая техника .........................................................................191 Речь учителя ............................................................................................192 Педагогическое общение........................................................................193 Конфликты в педагогической деятельности .........................................195 Раздел III Субъекты целостного педагогического процесса ............................ 197 Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии ...................................198 Субъектность позиции воспитанника ...................................................198 Трудновоспитуемость .............................................................................199 Классификация трудновоспитуемых детей и подростков ....................200 Семья как субъект социализации и воспитания ..........................................202 Семья .......................................................................................................202
Стр.5
6 • Содержание Семейное воспитание .............................................................................203 Взаимодействие семьи и школы ............................................................206 Учитель как субъект педагогического процесса .........................................208 Детский коллектив в формировании личности ...........................................212 Коллектив и его признаки ......................................................................212 Этапы развития детского коллектива ....................................................214 Основные пути формирования детского коллектива ............................216 Личность и коллектив .............................................................................217 Раздел IV Управление образовательными системами ..................................... 218 Управление образовательными системами как отрасль научного знания ..................................................................219 Управленческий труд в образовательной организации .........................221 Образовательная организация как объект управления и руководства .223 Школа функционирования и школа развития ......................................224 Педагогическая инноватика ...................................................................226 Организационная культура школы ........................................................228 Научная организация педагогического труда (НОПТ) .........................230 Психологический климат школы ...........................................................231 Руководитель в системе управления ......................................................232 Школьное самоуправление ....................................................................234 Адаптация молодого учителя .................................................................236 Внутришкольный контроль....................................................................237 Мониторинг качества образования........................................................239 Использованная литература ........................................................... 244
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.