ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра Лингвистического образования и межкультурной коммуникации СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК В ОБЛАСТИ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ ВЫПУСК 1 2008–2012 ГГ. <...> Сургут 2 0 1 3 УДК 81(08) ББК 81я431 С 88 Рецензент: Карнюшина Вера Вениаминовна, к.ф.н., старший преподаватель СурГУ Сургай Юлия Валерьевна, к.ф.н., доцент кафедры ЛингвОМКК СурГПУ Ответственный редактор: Бопп Юлия Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры ЛингвОМКК СурГПУ С 88 ческого образования : сб. студ. ст. <...> Студенческий поиск в области лингвистики и лингвистиПервый выпуск сборника студенческих статей кафедры ЛингвОМКК содержит материалы, в которых отражены результаты теоретических и практических исследований по лингвистике и лингвистическому образованию, обсуждаются проблемы перевода, особенности речевого поведения англичан, активные методы и приемы на уроках английского языка, инновационные технологии. <...> Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2 СОДЕРЖАНИЕ Вступительная статья . <...> ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ . <...> ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА . <...> ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «HOT POTATOES» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ . <...> ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ . <...> ПРЕИМУЩЕСТВА ГИПЕРТЕКСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ <...>
Студенческий_поиск_в_области_лингвистики_и_лингвистического_образования_сб._студен._ст._Вып._1__2008_-_2012_гг..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Лингвистического образования и межкультурной коммуникации
СТУДЕНЧЕСКИЙ
ПОИСК
В ОБЛАСТИ
ЛИНГВИСТИКИ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СБОРНИК
СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ
ВЫПУСК 1
2008–2012 ГГ.
Сургут
2 0 1 3
Стр.1
УДК 81(08)
ББК 81я431
С 88
Рецензент:
Карнюшина Вера Вениаминовна,
к.ф.н., старший преподаватель СурГУ
Сургай Юлия Валерьевна,
к.ф.н., доцент кафедры ЛингвОМКК СурГПУ
Ответственный редактор:
Бопп Юлия Владимировна,
к.ф.н., доцент кафедры ЛингвОМКК СурГПУ
С 88
ческого образования : сб. студ. ст. Вып. 1. 2008–2012 гг. / Гос.
образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры
«Сургут. Гос. пед. ун-т» ; отв. ред. Ю.В. Бопп. – Сургут : РИО
СурГПУ, 2013. – 185 с.
Студенческий поиск в области лингвистики и лингвистиПервый
выпуск сборника студенческих статей кафедры
ЛингвОМКК содержит материалы, в которых отражены результаты
теоретических и практических исследований по лингвистике и
лингвистическому образованию, обсуждаются проблемы перевода,
особенности речевого поведения англичан, активные методы
и приемы на уроках английского языка, инновационные технологии.
В центре внимания студентов рекламный и политический
дискурс, текст и его национально-культурная специфика.
Сборник предназначен для студентов специализированных
факультетов, учителей иностранных языков, аспирантов в области
лингвистики, методики преподавания иностранных языков и межкультурной
коммуникации.
УДК 81(08)
ББК 81я43
Ответственность за точность цитирования и ссылок
несут авторы опубликованных материалов.
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
© Сургутский государственный педагогический университет, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная статья ........................................................................... 6
Даулетов А.С.
ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИИ ЖЕНСКОГО РОДА
В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ О. УАЙЛЬДА ......................................................... 7
Ушакова О.П.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АВТОНОМИЯ УЧАЩИХСЯ»
В АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ ................... 12
Р А З Д Е Л I
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ И ВУЗе: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аубакирова Ш.А.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ .............................................................................................................. 20
Басанова Д.В.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ................................... 25
Лакомова О.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ
МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ..................................................... 29
Лиманская А.Е.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ............................................................................... 39
Мельникова А.Э.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «HOT POTATOES»
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ..................................................... 43
Молодова К.В.
ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ................................... 48
Рарик О.И.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГИПЕРТЕКСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ ................................... 52
3
Стр.3
Салманова Е.Ф.
РОЛЬ ПЕСНИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ................................... 57
Федорова Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНОМАТОПОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ....................................................................................... 62
Р А З Д Е Л II
ПЕРЕВОД И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Алексеева А.В.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА ............ 68
Иванова В.С.
СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА БЕЗЭКВИВАЛЕНТНЫХ ТЕРМИНОВ .................................... 75
Кудзоева О.Б.
О МЕСТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР .......................................................................................................... 85
Митюшина М.А.
ПЕРЕВОД СЛЕНГА В ЛИРИКЕ РОК–ПЕСЕН ХХ ВЕКА ............................................... 90
Семизаева Л.С.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛИЙСКИХ ПОСЛОВИЦ
НА РУССКИЙ ЯЗЫК .............................................................................................................. 94
Семина Ю.Ю.
СЛЕНГ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПЕРЕВОДА ......................................................................................... 99
Соболев К.А.
К ВОПРОСУ О ПЕРЕВОДЕ НАЗВАНИЙ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК .............................................. 104
Шамушина Ю.В.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕТАЛИ
В СТИЛЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................. 109
Якшина Я.А.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ АНГЛИЧАН ............................................. 113
Р А З Д Е Л III
ФОНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Гильмидинова Р.Р.
АНАЛИЗ ВРЕМЕНИ ГОЛОСОВОГО НАЧАЛА ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СМЫЧНЫХ ШУМНЫХ СОГЛАСНЫХ В РУССКОМ,
АНГЛИЙСКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ ........................................................................ 120
4
Стр.4
Кудзоева О.Б.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ ........................... 129
Лиманская А.Е.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
В ВЫЯВЛЕНИИ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРОИЗНЕСЕНИЯ
АНГЛИЙСКИХ ГЛАСНЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫМИ СТУДЕНТАМИ
НЕЯЗЫКОВЫХ ГРУПП СурГПУ ......................................................................................... 138
Мкртумян М.А.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ+SOME»
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ..................................................................................................... 144
Р А З Д Е Л IV
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА
Бозияну Т.Д.
ФУНКЦИИ ДЕЙКТИЧЕСКИХ СЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «THE FRENCH LIEUTENANT’S WOMAN»
ДЖ. ФАУЛЗА) .......................................................................................................................... 150
Гингизова И.А.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ КАЧЕСТВА ДЕЙСТВИЯ
В ДИСКУРСЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ........................ 158
Кремень Н.И.
«ЛЕКСИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ» КАК МАРКЕР
ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ......................................................................................... 162
Оплачко Е.И.
ДИАЛЕКТНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ АНГЛОЯЗЫЧНОГО
РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА ................................................................................................. 166
Силантьева Е.В.
ПОНЯТИЕ «КАТЕГОРИЗАЦИЯ» В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ .................... 169
Соснина Д.В.
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЫ
КАЧЕСТВА ОБЪЕКТА ЧЕРЕЗ ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
«ЧЕТВЕРТЫЙ», «ПЯТЫЙ», «ШЕСТОЙ»,
«СЕДЬМОЙ», «ОДИННАДЦАТЫЙ» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ................................. 173
Ткачева В.А.
ТЕКСТ И ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА
(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ
«КОШКА ПОД ДОЖДЕМ») .................................................................................................. 178
5
Стр.5
Язык как сад – живет и дышит,
Корнями впитывая влагу,
Листвою солнца луч ловя.
Язык как сад – растет и пышет.
Своих цветов благоухая ароматом,
Плодов своих одаривая вкусом.
Н.Н. БЫСТРЕНИНА, доцент
кафедры ЛингвОМКК Сургутского государственного
педагогического университета,
г. Сургут, Россия
Сборник «Студенческий поиск в области лингвистики и
лингвистического образования» – это аспирантский и студенческий
сборник. Его идея понятна и проста: дать возможность аспирантам
и студентам представить на суд читателей результаты своих
теоретических и практических работ. Авторы сборника учатся и
специализируются в области лингвистики и лингвистического образования
на кафедре Сургутского государственного педагогического
университета, Сургутского государственного университета, Ивановского
государственного университета, Московского государственного
областного университета, Северо-Казахстанского государственного
университета им. М. Козыбаева.
Сборник ориентирован прежде всего на студентов. Однако
его тираж, хотя и незначительный, позволит ознакомиться с работами
авторов статей студентам и аспирантам других кафедр других
университетов, а также специалистам в области лингвистики и лингвистического
образования.
Сборник задуман как периодическое (ежегодное) издание,
и это – его ПЕРВЫЙ выпуск.
Ю.В. БОПП, к.ф.н., доцент
кафедры ЛингвОМКК Сургутского государственного
педагогического университета,
г. Сургут, Россия
6
Стр.6