Постфеноменология Дона Айди
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Ладов В.А. <...> Стросон об обосновании различения субъекта и предиката суждения
Лобовиков В.О. <...> Кронекера и метафизика
элеатов (Парменида и Мелисса) с точки зрения двузначной алгербы формальной этики
Каргальцев В.Е., Москвитин А.А., Самохвалов К.Ф. <...> Поиск и извлечение знаний: порождение новых знаний на основе анализа
текстов естественного языка
Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. <...> Проблема соотношения теоретической модели и практического
эксперимента
Киселев В.Г. Проблемы измерения в квантовой механике
___________________
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
№4 (43)
2009
Общие вопросы истории и философии науки
ПОСТФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДОНА АЙДИ <...> Айди, известного в нашей стране как философа науки. <...> Айди
Нельзя сказать, что философия Дона Айди (Don Ihde) не известна в нашей стране. <...> Однако упускаются из виду позиционирование инструментального реализма внутри феноменологической традиции и его
дальнейшая отстройка от модерна, а по сути, трансформация феноменологии в условиях постмодерна. <...> Поэтому
Постфеноменология Дона Айди
5
если оценивать роль технологии в обществе, то нельзя сказать, что
она положительна или отрицательна. <...> Трансформация феноменологии
Айди называет феноменологию своим «альбатросом» [21], намекая на то, что моряка, убившего альбатроса, заставляли носить
его чучело у себя на шее в качестве наказания за то, что он навлек
несчастье на корабль. <...> Здесь встает вопрос о соответствии образа
Постфеноменология Дона Айди
7
сознания и реальности, и этот вопрос не может быть разрешен
в философии модерна. <...> Однако если рассматривать трансформацию
феноменологии через призму решения проблем Другого и интерсубъективности, то к стадии «нео» можно отнести французскую
рецепцию феноменологии – работы Ж.П. Сартра и М. <...> С третьей стороны, трансформация феноменологии обусловлена ее собственными имманентными проблемами. <...> Итогом исследования становится вывод о том, что философия языка Дэвидсона представляет <...>
Философия_науки_№4_2009.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
_____________________
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Березин С.Н. Постфеноменология Дона Айди
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Ладов В.А. Философия языка Д. Дэвидсона в контексте онтологической проблематики
Суханова Е.Н. П. Стросон об обосновании различения субъекта и предиката суждения
Лобовиков В.О. Финитизм Д. Гильберта, «наивный финитизм» Л. Кронекера и метафизика
элеатов (Парменида и Мелисса) с точки зрения двузначной алгербы формальной этики
Каргальцев В.Е., Москвитин А.А., Самохвалов К.Ф. Как Черный ящик превратить в
измерительный прибор
Пальчунов Д.Е. Поиск и извлечение знаний: порождение новых знаний на основе анализа
текстов естественного языка
Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. Общая теория относительности: история и современные
проблемы. Часть I
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Трапезов О.В. Судьбы дарвинизма
В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИСТОРИЮ И ФИЛОСОФИЮ НАУКИ
Паукштис А.Е. Проблема соотношения теоретической модели и практического
эксперимента
Киселев В.Г. Проблемы измерения в квантовой механике
___________________
Стр.1
№4 (43)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2009
Общие вопросы истории и философии науки
ПОСТФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДОНА АЙДИ
С.Н. Березин
Анализируется постфеноменологическая философия Д. Айди, известного в нашей
стране как философа науки. Рассматривается его видение истории феноменологии
и предлагается собственный взгляд на эту периодизацию. Переход к постфеноменологии
представлен как многомерный процесс, один из элементов которого не
был учтен американским философом.
Ключевые слова: философия науки, феноменология
Философия Д. Айди
Нельзя сказать, что философия Дона Айди (Don Ihde) не известна
в нашей стране. Но известность эта довольно специфическая.
К Айди относятся прежде всего как к представителю инструментального
реализма, вышедшего из феноменологической традиции
[1]. Считается, что «инструментальный реализм сконцентрирован на
исследовании той роли, которую играет инструмент в возникновении
научного знания, и анализирует результаты научного знания
в качестве возникших и конституированных в инструментальном
контексте» [2]. Феноменологический подход в инструментализме
предполагает, что «интенциональное отношение человек – мир»
рассматривается как «инструментально опосредованное, при котором
инструмент конституирует не только научные объекты, но
и объекты жизненного мира и, следовательно, опосредует самопонимание
человека. Интенциональная корреляция человек – мир
в инструментальном реализме представляет собой экзистенциальногерменевтическую
корреляцию, так как ее ноэтический полюс соã
Березин С.Н., 2009
Стр.2
4
С.Н. Березин
держит в себе устремленность, открытость миру, выхождение субъекта
“вовне”, к вещам, которые включают в себя технологию, артефакты»
[3]. Однако упускаются из виду позиционирование инструментального
реализма внутри феноменологической традиции и его
дальнейшая отстройка от модерна, а по сути, трансформация феноменологии
в условиях постмодерна.
Философский интерес Айди сразу же был обращен к нескольким
темам. Во-первых, его интересовала мультистабильность, под
которой понимается многозначность эффектов восприятия. В результате
интерпретация восприятия превращается в аналог деконструкции
Деррида. Это феноменологическая деконструкция, показывающая
невозможность одного-единственного восприятия. В книге
«Экспериментальная феноменология» [4] Айди приводит множество
примеров такой деконструктивной практики с геометрическими
фигурами. Второй важной темой для Айди была роль инструментов
в конституировании знания. Начиная с первых работ Айди рассматривает,
как технологии влияют на процесс познания. Он пишет, что
современная наука экспериментальна, она воплощается с помощью
инструментов, а последние изменяют наше восприятие. Мы можем
слышать и говорить дальше [5]. Более детально эта тема была рассмотрена
в «Инструментальном реализме» [6].
Рефреном через эти две темы проходят две другие: экзистенциональный
и герменевтический опыт. Эти темы подробно исследуются
в книге «Технология и жизненный мир» [7]. Экзистенциональный
и герменевтический опыт Айди рассматривает через призму
технологической интенциональности. Интенциональность является
элементом инвариантной структуры опыта человека при взаимодействии
с миром. В технологической интенциональности Айди
выделяет три элемента. Первый – это воплощенное (embodiment)
отношение, или инструментальная интенциональность, которая редуцирует
использование инструмента до функций нейтрального
посредника в выполнении какой-либо работы [8]. Схематично это
отношение можно изобразить так: (Я – технология) – мир.
Вторым элементом инструментальной интенциональности является
герменевтическое отношение. Это отношение указывает на
связь человека с инструментом. Здесь как нельзя кстати подходит
метод феноменологической деконструкции. С одной стороны, например,
автомобиль позволяет передвигаться быстрее, но с другой
стороны, он негативно влияет на окружающую среду [9]. Поэтому
Стр.3