Москва, ВГИК, 2014 Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) А.Л. Андреев ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ Москва – ВГИК – 2014 УДК 371 + 9(47) ББК 74.03(2) А- 65 Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Ю.И. Горячев доктор философских наук, профессор И.П. Никитина Андреев А.Л. <...> ISBN 978-5-87149-151-5 В книге особенности социально-исторического развития российского общества рассматриваются сквозь призму истории образования. <...> Предлагается новая концепция эволюции российского социума, в центре которой стоит идея просветительской модернизации. <...> Духовная жизнь и образованность в Московской Руси: фаза «интеллектуального разогрева» . <...> ОБРАЗОВАнИЕ В КОнТЕКСТЕ СОЦИАЛьнО-ИСТОРИЧЕСКИх АЛьТЕРнАТИВ «БУнТАшнОГО ВЕКА» . <...> Русское общество «бунташного века»: альтернативные модели модернизации . <...> Политика «просветительской мобилизации» и протестные настроения: к вопросу о социальной поддержке петровских преобразований . <...> 215 ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга знакомит читателя с некоторыми фактами и событиями прошлого, которые, как мы полагаем, помогут ему лучше понять пути развития России, а может быть, и избавиться от некоторых препятствующих этому пониманию клишированных образов и мифов. <...> Тем не менее, это не обычная «книга по истории». <...> В частности, хотелось бы осмыслить вопрос о ценности учения в русском социуме и проследить динамику отношений русского общества к учению, знанию, школе. <...> Социология и историческая социология: взгляд историка // Социологические исследования, 2004. <...> Эта черта неоднократно отмечалась применительно ко всем социальным и культурным уровням национального психотипа — от напряженно ищущего правды простого крестьянина до просвещенного вельможи или вышедшего из тех же крестьян академика. не учитывая этого обстоятельства, трудно понять тот внутренний этос, который отличает именно российскую модель образования <...>
«Образование_и_образованность_в_социальной_истории_России_от_средневековья_к_новому_времени»,_монография_(1).pdf
УДК 371 + 9(47)
ББК 74.03(2)
А- 65
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Ю.И. Горячев
доктор философских наук, профессор И.П. Никитина
А- 65
Андреев А.Л.
Образование и образованность в социальной истории
России: от Средневековья к Новому времени: монография / А.Л. Андреев. –
М.: ВГИК, 2014. – 219 с.
ISBN 978-5-87149-151-5
В книге особенности социально-исторического развития российского общества
рассматриваются сквозь призму истории образования. Прослеживается роль образования
в социальной истории страны, начиная с Киевской Руси до преобразований
Петра Великого. Предлагается новая концепция эволюции российского социума, в
центре которой стоит идея просветительской модернизации. Значительное внимание
уделено характеристике интеллектуальных сред и сообществ, складывавшихся
на разных этапах российской истории.
Для историков, социологов, культурологов, а также студентов и аспирантов гуманитарных
и творческих вузов.
Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России», (проект № НК-582П) и при поддержке РГНФ (грант №
13-03-00187 а).
ISBN 978-5-87149-151-5
© Андреев А.Л., 2014
© Всероссийский государственный университет
кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
Стр.2
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................. 5
РАЗДЕЛ I. «А ПРЕЖДЕ СЕГО УЧИЛИЩА БЫВАЛИ
В РОССИЙСКОМ ЦАРСТВИИ…» ............................... 11
Глава 1. У истоков русского просвещения ..................... 12
Глава 2. Циклическая динамика образования .................. 26
Глава 3. Духовная жизнь и образованность в Московской Руси:
фаза «интеллектуального разогрева» ......................... 37
РАЗДЕЛ II. ОБРАЗОВАнИЕ В КОнТЕКСТЕ
СОЦИАЛьнО-ИСТОРИЧЕСКИх АЛьТЕРнАТИВ
«БУнТАшнОГО ВЕКА» ........................................ 61
Глава 4. Просветительское движение в Западной
и Юго-Западной Руси ....................................... 62
Глава 5. Московское государство после Смуты: новый
образовательный запрос ...................................... 73
Глава 6. Русское общество «бунташного века»:
альтернативные модели модернизации ....................... 88
Глава 7. «Греческая» и «латинская» партии в русском
просвещении. Формирование славяно-греко-латинской
модели высшей школы ...................................... 101
РАЗДЕЛ III. РОЖДЕнИЕ «ПРОСВЕЩЕннОЙ РОССИИ» ......... 121
Глава 8. Революционный характер петровской эпохи.
Просвещение как национальный проект ..................... 122
Глава 9. Освоение наук и формирование новой модели
образованности ............................................. 131
Глава 10. Политика «просветительской мобилизации»
и протестные настроения: к вопросу о социальной
поддержке петровских преобразований ...................... 141
Глава 11. Светское просвещение и православная
церковь в эпоху Петра I ..................................... 157
Стр.3
Глава 12. «Просвещение Петрово» и русское общество ......... 166
ЛИТЕРАТУРА .............................................. 189
УКАЗАТЕЛь ИМЕн ........................................ 195
ПРЕДМЕТнЫЙ УКАЗАТЕЛь ................................ 205
КРАТКАЯ хРОнОЛОГИЯ ................................... 215
Стр.4