В. В. Измайлов
Взгляд на истинное достоинство писателя
Литературная критика 1800--1820-х годов. <...> Bouffiers {*}
{* Откройте все книги, которые достойны быть прочитанными, и вы найдете, что литература
представляет собой сборник гимнов Добродетели. <...> }
Награда талантов -- слава; цена их в заслугах обществу. <...> С его пользою неразлучна польза
авторского искусства. <...> Автор имеет в гражданском порядке свое достоинство и свои обязанности. <...> Воин
защищает государство; судия охраняет законы; церковный пастырь служит пред алтарями веры;
многочисленный народ упражняется в земледелии, в промышленности, в торговле; писатель трудится
для успехов просвещения. <...> Может быть, злоупотребление сего последнего слова в наши дни требует
нового определения. <...> Оно не входит в пределы сего краткого опыта. <...> Если достойно мыслящего человека исследовать
науку природы и тайну вещей, то сколько достойнее существа нравственного утвердить основание
общего порядка, добра и счастия. <...> Вот прекрасная, но отдаленная цель, к которой медленно идут народы
одни за другими и к которой приближают их только опыты мудрого разума! <...> Великие писатели в руках
провидения суть орудия его благой воли. <...> Счастлив тот, кто принял вдохновение неба и не изменил
святости таланта! <...> Для меня наделила тебя природа умом и
красноречием. <...> Пиши уставы мудрости, говори истину народам и царям, распространяй на земле царство
добродетели. <...> Порочный да читает тебя с беспокойством, злодей -- с угрызением совести, а
добродетельный с приятным умилением в сердце". <...> Писатель, достойный внимать сему голосу, следует
ему со всею ревностию благородного сердца, преданного пользе человечества; но язык и чувство истины
не увлекут за пределы умеренности писателя истинно просвещенного. <...> Конечно, тот, которого вопрошает
как мудреца род человеческий, вопрошал в свою очередь летописи сердца природы -- и они отвечали ему
голосом убедительной опытности, что истина, пред слабым очами смертного, должна нечувствительно <...>
Взгляд_на_истинное_достоинство_писателя.pdf
В. В. Измайлов
Взгляд на истинное достоинство писателя
Литературная критика 1800--1820-х годов. / Составитель, примеч. и подготовка текста Л. Г.
Фризмана. --М.: "Художественная литература", 1980.
OCR Бычков М. Н.
Ouvrez tous les livres dignes d'être lus, vous tzonoezez que la littêrature est un recuil d'hymnes а la vertu.
Bouffiers {*}
{* Откройте все книги, которые достойны быть прочитанными, и вы найдете, что литература
представляет собой сборник гимнов Добродетели. Буфлер (фр.).-- Ред.1.}
Награда талантов -- слава; цена их в заслугах обществу. С его пользою неразлучна польза
авторского искусства. Автор имеет в гражданском порядке свое достоинство и свои обязанности. Воин
защищает государство; судия охраняет законы; церковный пастырь служит пред алтарями веры;
многочисленный народ упражняется в земледелии, в промышленности, в торговле; писатель трудится
для успехов просвещения. Может быть, злоупотребление сего последнего слова в наши дни требует
нового определения. Оно не входит в пределы сего краткого опыта. Заметим только, что без отношения к
нравственным обязанностям нет здравого просвещения. Если достойно мыслящего человека исследовать
науку природы и тайну вещей, то сколько достойнее существа нравственного утвердить основание
общего порядка, добра и счастия. Вот прекрасная, но отдаленная цель, к которой медленно идут народы
одни за другими и к которой приближают их только опыты мудрого разума! Великие писатели в руках
провидения суть орудия его благой воли. Счастлив тот, кто принял вдохновение неба и не изменил
святости таланта!
Какое же достойное употребление сего таланта? Ближайшее ко благу человечества. Человечество
говорит писателю: "Мне принадлежит твое искусство. Для меня наделила тебя природа умом и
красноречием. Пиши уставы мудрости, говори истину народам и царям, распространяй на земле царство
добродетели. Порочный да читает тебя с беспокойством, злодей -- с угрызением совести, а
добродетельный с приятным умилением в сердце". Писатель, достойный внимать сему голосу, следует
ему со всею ревностию благородного сердца, преданного пользе человечества; но язык и чувство истины
не увлекут за пределы умеренности писателя истинно просвещенного. Конечно, тот, которого вопрошает
как мудреца род человеческий, вопрошал в свою очередь летописи сердца природы -- и они отвечали ему
голосом убедительной опытности, что истина, пред слабым очами смертного, должна нечувствительно
разливать свой чистой, но яркой свет, подобно восходящему на востоке солнцу, которого она есть образ
в нравственном мире. Что убедительнее, что святее христианского учения? Но и его истины
восторжествовали только со временем и особливо в наше время, славное их быстрыми успехами. Итак,
дело писателя быть верным другом истины, но осторожным путеводителем рассудка.
Если наука просветила человека в особенности, то просвещение человеческого рода вообще
должно быть некогда ее творением. Великие перемены государственные отсрочивают сию важную
эпоху, а не останавливают постепенного хода разума, не мешают ему подвигаться вперед на пути науки
и образования. Ныне после грозных бурь, нанесенных разрушительным духом времени, видим новую,
чистейшую зарю, восходящую в Европе; видим в политике отмщенную свободу народов и защищенные
права человека; в философии гордую мудрость земную, примиренную с кроткой верой небесной;
наконец, в государственных договорах священный союз царей, заключенный в пользу общей
безопасности и общего достоинства народов. О, если бы из всех пределов земного мира могли
соединиться труды умов государственных и умов ученых! Если бы общие усилия человеческие могли
некогда привести в совершенство науку гражданского счастия! Какое зрелище представилось бы тогда
Стр.1