СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Стародубцев М. П. Военнопедагогические идеи в философии
западноевропейских и отечественных мыслителей ХVIII века . . . . . . . . 3
Аронов А. А. Высшая степень одаренности: опыт системного анализа . . . 13
Воронов В. Н., Ипполитов Г. М., Тарасенко И. В., Филатов Т. В.
Дореволюционная военная отечественная историография
в конце XIX в. – 1904 г. о некоторых аспектах процесса нравственного
воспитания военнослужащих вооруженных сил Российской империи
(опыт лапидарного историографического обзора). . . . . . . . . . . . . . . 17
Сливин Т. С., Лазукин А. Д., Слепов В. Я. К столетию Военного
университета. Зарождение военногуманитарного образования
в 1918—1920 годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Алехин И. А., Аксенов К. В. Педагогическая система образовательного
учреждения и типы образовательных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Рукин А. В. Педагогическая модель информационной самоорганизации
человека в процессе жизненного пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Александров Е. Л. Ретроспективный анализ использования развивающих
образовательных технологий в зарубежной высшей школе . . . . . . . . . 47
Гайфутдинова Л. Р. Сопоставление психологических качеств таджикских
и тюркоязычных мигрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Корышев М. В. Печатные средства массовой информации
военноцерковных служб в вооруженных силах Федеративной
Республики Германия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
МОЕ МНЕНИЕ
Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Эволюция образа родительской роли
на протяжении дошкольного и младшего школьного детства . . . . . . . . 68
Давыдов В. П., Кондратьева О. В. К вопросу о сущности и принципах
личностнопрофессионального становления курсантов военных вузов. . . 76
Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника
военного вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
300
Стр.300
Дудулин В. В., Савченко И. А. Особенности применения сил
и средств информационнопсихологического воздействия
в ходе гибридных войн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Кадиева Р. И., Шведов М. Ш., Алиомаров Л. М. Проблема переживания
матерей, связанная с ситуацией потери ребенка в военном конфликте . . . 93
Емец В. С., Дьяченко Р. А. Возрастные психологические особенности
слушателей иностранных государств, обучающихся в образовательных
организациях Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Дарибазарон Э. Ч. Антропокосмизм как мировоззренческое основание
медицины современного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Иванов В. П., Хоменков В. Н. Культура общения офицеров подразделений:
сущность, содержание и пути развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Алехин И. А., Терещенко А. Г., Фасоля А. А. Психологопедагогическое
сопровождение профессионального становления кадров высшей
квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Маджуга А. Г., Сабекия Р. Б., Синицина И. А., Абдуллина Л. Б.,
Салимова Р. М. Фрактальная педагогика:
человекомерность постнеклассической науки . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Белоус О. В., Вареца Е. С. Использование сказки как средства
диагностики жизненных сценариев молодежи группы риска . . . . . . . 132
Комарова Э. П., Фетисов А. С. Личностное и профессионально
предметное развитие педагога физической культуры:
теоретический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Кудряшов А. С., Перевезенцева Н. Л. Особенности организации
мнестической деятельности младших школьников с различными
вариантами профиля латеральной организации . . . . . . . . . . . . . . . 143
Савиных Г. П. Генезис функционального подхода к организации
внутренней системы оценки качества образования . . . . . . . . . . . . . 148
Свиридов В. А., Чухлебова И. А. Общеобразовательная подготовка
как важнейшая составляющая обучения и воспитания будущих офицеров
Российской империи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Алехин И. А., Одинцов Е. Е. Исследовательская деятельность
как системное звено современной науки и образования . . . . . . . . . . 161
Глушак Е. В., Жуйкова Л. П. К вопросу об управлении развитием
потенциала педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ПЕРЕДОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙОПЫТ
Алехин И. А., Казаков И. С., Казакова У. А. Педагогический
инструментарий формирования компетенций в высшей школе . . . . . . 171
301
Стр.301
Власова Н. В. Психологические особенности профилактики аддиктивного
поведения современной молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Клевцевич В. П., Манакова О. М. Влияние метода моделирования
на усиление познавательной деятельности курсантов военных вузов
(при изучении дисциплины «Психология и педагогика») . . . . . . . . . . 186
Левченко Н. В., Соколов И. С. Развитие профессиональнонравственных
качеств студентов поликультурной образовательной среды вуза
с точки зрения педагогической аксиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Деулин Д. В., Бабич С. А. Компьютерная психодиагностика обследуемых
лиц в рамках проведения специальных психофизиологических
исследований с применением полиграфа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Синицина И. А., Мельников В. А. Экзистенциальногуманистическое
проектирование образовательного пространства: фрактально
резонансный подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Шевцова С. В., Зубатыкин Д. Б. О компетенциях и компетентностном
подходе в системе высшего военного образования. . . . . . . . . . . . . . 212
Алехин И. А., Крылова А. П. Роль электронных учебных изданий
в формировании грамматических навыков английского языка
на различных этапах изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Ванюшина А. Ю. Переживания, присущие условно осужденным,
находящимся в состоянии внутриличностного конфликта . . . . . . . . . 225
Самонин Ф. О. Влияние содержания профессиональнодолжностной
подготовки музыкантов на реализацию воспитательного потенциала
военного оркестра в воинской части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Кривцова Л. М. К вопросу о развитии предпринимательских
компетенций учащейся молодежи на базе студенческих бизнес
инкубаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Гусева Н. В. Диагностика результатов обучения иностранному языку
курсантов военных вузов как педагогическая проблема. . . . . . . . . . . 240
Луняка А. Н. Проблема социальной и профессиональной
неопределенности молодежи в современных условиях . . . . . . . . . . . 244
Башлуева М. А. Особенности подготовки курсантов вузов МВД России
к педагогической профилактике наркотического поведения
допризывной молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Лустенко И. И. Полиметодологичность как базовый принцип
совершенствования профессиональной культуры учителя, или Десять
задумавшихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Фетисов А. С. Личностное и профессиональнопредметное развитие
учителей физической культуры в условиях модернизации общего
среднего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
302
Стр.302
Кривенко О. А. Использование контроля успеваемости как формы
стимулирования ответственности у курсантов военных вузов . . . . . . . 257
Шабурова М. А. Психологические барьеры в межличностных отношениях
младших школьников с нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Шамаева К. В. Исследование становление чеченской государственности:
проблемные методологические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Ковальский В. Б. Об истоках профессионального мастерства будущих
военных дирижеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Растопчина О. М. Методические особенности практикума по высшей
математике для будущих специалистов биоресурсной отрасли. . . . . . . 276
Королев С. Н., Свалов С. Л. Сущность, содержание и структура
формирования готовности курсантов военных образовательных
организаций к стрельбе из боевого оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
303
Стр.303
Table of contents
EDUCATION HISTORY AND PHILOSOPHY
Starodubtsev M. P. Military pedagogical ideas in the philosophy of Western
European and Russian thinkers of the eighteenth century. . . . . . . . . . . . . . 3
Aronov A. A. The highest degree of giftedness: experience of system analysis . . . 13
Voronov V. N., Ippolitov G. M., Tarasenko I. V., Filatov Т. V.
Prerevolutionary military patriotic historiography at the end of the
19th century — 1904 Gg. concerning certain aspects of the process of moral
education of the armed forces of the Russian Empire (lapidarnogo experience
of historiography review) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Slivin T. S., Lazukin A. D., Slepov V. Ya. To the centenary of the Military
University. The origin of militaryhumanitarian education in 1918—1920 . . . . 23
THE WORLD OF EDUCATION
Alekhin I. A., Aksenov K. V. Pedagogical system of educational institutions
and types of educational processes. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Rukin A. V. Pedagogical model information selforganization of the person
in the process of the life way . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
EDUCATION IN THE WORLD
Alexandrov E. L. A retrospective analysis of the use of developing educational
technologies in a foreign higher school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Gayfutdinova L. R. Comparison of psychological qualities of Tajik
and Turkicspeaking migrants . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Koryshev M. V. Print Media of the Military Pastoral Care in the Bundeswehr . . . . 57
MY OPINION
Vasilyeva E. N., Shcherbakov A. V. Evolution of the image of the parental role
during the preschool and early school childhood . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Davydov V. P., Kondratyeva O. V. To the question of the essence and principles
of the personalprofessional formation of military university courses . . . . . . . 76
Selezneva О. V. Ecological competence in the model of a graduate of a military
higher educational institution . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Dudulin V. V., Savchenko I. A. Features of Use of Forces and Funds
Informationpsychological Impact During the Hybrid War . . . . . . . . . . . . 89
Kadieva R. I., Shvedov M. Sh., Aliomarov L. M. The problem of the death of
mothers related to the situation of the loss of the child in the military conflict . . . 93
304
Стр.304
Emets V. S., Dyachenko R. A. Age psychological characteristics of students
of foreign countries studying in educational organizations
of the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Daribazaron E. C. Antropokosmizm as the ideological foundation
of the medicine in the modern society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Ivanov V. P., Khomenkov V. N. Culture of communication of officers
of subunits, essence, content and ways of development. . . . . . . . . . . . . . 109
PEDAGOGICAL SEARCH: PROBLEMS AND OPINIONS
Аlekhin I. А., Tereshchenko A. G., Fasolya A. A. Psychological and pedagogical
support of a professional the formation of highly qualified personnel . . . . . . 114
Madzhuga A. G., Sabekia R. B., Sinitsina I. A., Abdullina L. B., Salimova R. M.
Fractal pedagogy: the human dimension of postnonclassical science. . . . . . 119
Belous O. V., Varetsa E. S. Use of the fairy tale as diagnostic aids
of vital scenarios of youth of risk group . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Komarova E. P., Fetisov A. S. Personal and professionalsubjectmatter
development of physical culture teacher: theoretical aspect . . . . . . . . . . . 139
Kudryashov A. S., Perevezentseva N. L. Peculiarities of organization
of mnestic mental activity of schoolboy with different variants of the profile
of the lateral organization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Savinykh G. P. Genesis of functional approach in organization of internal
system of education quality assessment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Sviridov V. A., Chukhlebova I. A. General education as the most important
component of the education and upbringing of future officers
of the Russian Empire. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Alekhin I. A., Odintsov E. E. Research activity as a system link
of modern science and education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Glushak E. V., Zhuykova L. P. To the question of the management of the
development of the potential of the teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Alekhin I. A., Kazakov I. S., Kazakova U. A. Pedagogical instrumentarium
of forming competences in Higher School. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Vlasova N. V. Psychological features of prevention of addictive behavior
of modern youth . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Klevtsevich V. P., Manakova O. M. Influence of the method of modeling
on strengthening the cognitive activity of military university courses
(when studying the discipline «Psychology and Pedagogy») . . . . . . . . . . . 186
Levchenko N .V., Sokolov I. S. Development of professional and moral qualities
of students multicultural educational environment of the university from
the point of view of pedagogical axiology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
305
Стр.305
Deulin D. V., Babich S. A. Computer psychodiagnostics of the following
persons within the framework of special psychophysiological research with
the application of the polygraph . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Sinitsina I. А., Melnikov V. A. Existentialhumanistic the design
of the educational space: fractal resonance approach . . . . . . . . . . . . . . . 204
Shevtsova S. V., Zubatykin D. B. On competencies and competence approach
in the system higher military education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Alekhin I. A., Krylova A. P. Role of electronic educational editions when
forming grammatical skills of english at various grade levels . . . . . . . . . . . 221
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Vanyushina A. Yu. Experiences inherent to conditionally condemned,
being in a state of intrapersonal conflict . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Samonin F. O. Influence of the content of professional official training
of musicians on the implementation of the educational potential
of the military orchestra in the military party . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Krivtsova L. M. To the question of the development of the competitive
competitions of student youth on the basis of student businessincubators . . . 234
Guseva N. V. Diagnostic of the results of training foreign language of military
university courses as a pedagogical problem . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Lunyaka A. N. The problem of social and professional uncertainty
of youth in modern conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Bashlueva M. A. Peculiarities of training courses of MIA Russia high schools
for pedagogical prophylactics of narcotic behavior of doprisive youth. . . . . . 247
Lustenko I. I. Polymetodology as a basic principle of improving
the professional culture of a teacher or ten thoughtful . . . . . . . . . . . . . . 250
Fetisov A. S. Personal and professional subject matter development teachers
of physical culture in the modernization of general and secondary education . . . 254
Krivenko O. A. Use of control of success as a forms of stimulation
of responsibility in the courses of military high schools . . . . . . . . . . . . . . 257
Shaburova M. A. Psychological barriers in interpersonal relationships
of primary school student with visual impairment. . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Shamaeva K. V. Investigating the formation of the Chechen statehood:
problematic methodological aspects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Kovalsky V. B. On the sources of professional skills of future military conductors 270
Rastopchina O. M. The methodic specific aspects of advanced mathematics
practical course for the future bioresources branch specialists . . . . . . . . . . 276
Korolev S. N., Svalov S. L. Essence, content and structure of formation
of readiness of cadets of military educational organizations for firing from
combat weapons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
306
Стр.306
Правила оформления статей
1. Статьи следует направлять в распечатанном виде (по адресу: 115191,
Москва, 4й Рощинский прд, 9а) и в электронном виде по двум адресам:
Email: avtor@mpsu.ru; Email: alehinigor60@mail.ru
2. Объем статей: для разделов «Педагогический альманах», «Мир образо
вания», «Образование в мире», «Педагогический поиск: проблемы и сужде
ния», «Передовые образовательные технологии: психологопедагогический
опыт» — до 16 с.; для разделов «Мое мнение», «Трибуна молодого ученого» —
до 12 с. (шрифт Times New Roman, 14; интервал 1,5). Поля: слева — 25 мм,
снизу и сверху — 20 мм, справа — 15 мм.
3. Библиографический перечень приводится в конце статьи в алфавит
ном порядке. В тексте в квадратных скобках дается порядковый номер ис
точника и, при необходимости, страницы цитирования. При ссылке на
электронный ресурс необходимо прилагать режим доступа и дату обраще
ния. Рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере
1:1 — разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия.
4. Статья должна содержать аннотацию на русском и английском языках
объемом не более 9—12 строк, а также перечень ключевых категорий по
теме статьи — 10—15 научных терминов.
5. В конце статьи должны быть приведены подписи авторов и сведения
об авторах: фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень и звание,
место работы и должность, адрес, телефон, электронный адрес. Сведения
должны быть приведены на русском и английском языках.
6. К статье прилагается рецензия специалиста, известного своими труда
ми в данной области.
Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публи
куемых материалах, несут авторы.
Если оформление статьи не соответствует настоящим правилам, статья
может быть возвращена автору на доработку.
Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
В случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору моти
вированный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
307
Стр.307
Подписнойиндекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 80531
Адрес редакции:
115191, Москва, 4й Рощинский прд, 9а.
Тел.: (495) 7969262, доб. 1301
Email: publish@mpsu.ru
Мир образования — образование в мире
2018, № 1 (69)
Подписано в печать 23.03.2018. Формат 70ƀ100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 500 экз. Заказ № 0000.
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.308