УДК 811.133.1 (075.8)
ББК 81.2 Исп я73
И 90
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского
федерального университета
И 90 История, культура и литература стран изучаемого языка (испанский
язык): учебное пособие / авт.-сост.: М. К. Гусаренко. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 222 с.
Пособие представляет курс лекций и имеет целью дать студентам целостное
представление о культуре испании, основных этапах истории государства
с древнейших времен до настоящего времени. учебные материалы
включают изложение теоретического материала, представлены на испанском
языке и касаются вопросов истории, политики, экономики, культуры
и литературы испаноязычных регионов, выявляя основные этапы сложного
процесса образования испанского народа, роль разнообразных культур и этнических
элементов в этом процессе на фоне общеевропейского развития.
Предназначено для студентов, изучающих в рамках гуманитарной специальности
испанский язык как первый иностранный.
УДК 811.133.1 (075.8)
ББК 81.2 Исп я73
торсостаитель
канд. филол. наук, доцент М. К. Гусаренко
еензенты
канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики перевода
С. Г. Сидоренко,
канд. филол. наук, доцент Т. О. Боброва
(ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
INDICE
Presentación ................................................................................................................... 4
Bloque I. Las raíces de la España contemporánea ................................................. 7
Tema 1. La prehistoria en la Península Ibérica. La Edad Antigua ......... 7
Tema 2. Hispania romana .........................................................................33
Tema 3. La transición de la Antigüedad a la Edad Madia:
La España visigoda ......................................................................51
Bloque II. La península ibérica en la Edad Media ...............................................65
Tema 4. La Edad Media: Hispania musulmana ......................................65
Tema 5. Los primeros reinos cristianos (siglos VIII-X).
La Reconquista (siglos XI-XIII ..................................................84
Tema 6. La Baja Edad Media: La crisis de los siglos XIV Y XV .........108
Tema 7. La formación del estado español: la monarquía
de los Reyes Católicos (1474-1516) .........................................122
Tema 8. Descubrimiento, conquista y colonización de América .......138
Tema 9. La monarquía española de los Ausrtias (1517-1700).
El siglo XVI: La hegemonía española .....................................158
Conclusión .................................................................................................................199
Glosario organizado por temas ...............................................................................201
Bibliografía ................................................................................................................221
Стр.3
История, культура и литература стран изучаемого языка (испанский язык)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие предназначено для студентов 3 курса направления
45.03.02 –Лингвистика (бакалавриат), изучающим испанский
язык как первый иностранный. Пособие написано в соответствии с
действующей программой, с учетом существующих экзаменационных
требований, предъявляемых студентам.
Страноведение Испании занимает важное место в системе гуманитарных
дисциплин в преподавании испанского языка как основной
специальности. Обучение этому предмету преследует две в равной
степени главные цели.
Во-первых, помимо ознакомления студентов с географией, историей,
социально-экономической и политической ситуацией в регионах,
курс истории, культуры и литературы стран изучаемого языка
закладывает фундаментальные представления о культуре испаноязычной
цивилизации как явлении, оставившем глубокий след в истории
мировой культуры.
Во-вторых, дисциплина истории и культуры стран изучаемого
языка ведется на языке этих стран, что способствует повышению мотивации
студентов в овладении иностранным языком, совершенствованию
и углублению устно-речевых навыков, что немаловажно для
освоения испанского языка как специальности.
Достижению этих целей подчинены остальные аспекты, которые
также имеют практическое значение. К ним следует отнести вопросы,
решение которых способствует реализации познавательных, воспитательных,
эстетических и психолого-педагогических задач, возникающих
в процессе преподавания курса.
Эти задачи определяют программу обучения, построенную на единстве
лекционной, семинарской и исследовательской работы студентов.
Дисциплина «История, культура и литература стран изучаемого
языка» относится к вариативной части профессионального цикла
учебного плана по направлению «Лингвистика» профиля «Теория и
методика преподавания иностранных языков и культур».
Дисциплина выступает необходимым логическим и содержательно-методическим
основанием для последующего изучения следующих
дисциплин:
- 4 -
Стр.4
еение
• практикум по культуре речевого общения; во-первых, изучение
тематической лексики и языковых реалий расширяет
лингвистическую эрудицию студента, его культурную грамотность,
знания о концептуальной и языковой картине мира
носителя иноязычной культуры; во-вторых, чтение и анализ
аутентичных литературных произведений с весьма сложным
грамматическим устройством углубляют и систематизируют
практические навыки владения изучаемым языком, развивают
социолингвистические компетенции: постижение через литературные
тексты различных регистров общения, лингвистических
маркеров социальных отношений и маркеров речевой
характеристики человека (социальное положение, этническая
принадлежность и др.) на всех уровнях языка, правил этикета,
ритуалов, этических и нравственных норм поведения, принятых
в иноязычных культурах; во время просмотра видеоматериалов
об истории и культуре стран изучаемого языка, экранизаций
литературных первоисточников студент знакомится с
невербальными средствами общения;
• введение в спецфилологию и история языка, поскольку изучение
ранних этапов истории Испании объясняет исторические
особенности формирования и современную специфику лексической
и грамматической системы испанского языка;
• аксиологические основы межкультурной коммуникации, так как
только через знание истории культур, можно объяснить специфические
черты и особенности современной социокультурной
и межкультурной коммуникации, знание которой обеспечивает
адекватность социальных и профессиональных контактов;
• стилистика, так как лингвостилистический анализ произведений
на испанском языке подготавливает студента к последующему
освоению теоретического курса по стилистике испанского
языка.
Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать
общими знаниями из школьного курса по истории зарубежных стран
и зарубежной литературы, из университетских курсов по практике
устной речи, лингвострановедческому анализу художественного текста,
философии.
- 5 -
Стр.5
История, культура и литература стран изучаемого языка (испанский язык)
Изучение курса направлено на развитие общекультурных и профессиональных
компетенций. Компетентностный подход в обучении
усиливает практическую ориентированность образования, его прагматический,
предметно-профессиональный аспект. Многостороннее
изучение развития испанского государства и общества помогает
студентам не только обогатить знаниями свой профессиональный
багаж, но и выработать необходимые стратегии ведения дискуссий
по спорным вопросам, формулировать свою точку зрения и оценку
событиям и историческим личностям.
- 6 -
Стр.6