Орочонская повесть
Жители гор
"Лубны -- своеобразный глухой город... <...> День вербы -- ручки писателя
Кол из будущего
Примечания
***
Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тягу. <...> То есть как треугольник, круг, восьмиугольник суть части плоскости, так и наши слуховые,
зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки этого одного великого,
протяженного многообразия. <...> Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька {я беру чистое ощущение),
непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук
кукования кукушки или в плач ребенка, станет им. <...> А может, в сознании всякого с той же страшной быстротой ощущение порядка А
переходит в ощущение порядка В, и только тогда, став В, ощущение теряет свою скорость и становится
уловимым, как мы улавливаем спицы колеса лишь тогда, когда скорость его кручения становится менее
некоторого предела. <...> Должно ли нам нести свой закон под власть восприявших заветы древних островов? <...> Так как вижу милые уста, зачарованные злой волей соседних островов,
молчащие или вторящие крику заморских птиц, но не слышу голос милого". <...> И самому великому Пушкину не должен ли быть сделан упрек, что в нем звучащие числа бытия
народа -- преемника моря, заменены числами бытия народов послушников воли древних островов? <...> И если живой и сущий в устах народных язык может быть уподоблен доломерию Евклида, то не
может ли народ русский позволить себе роскошь, недоступную другим народам, создать язык -- подобие
доломерия Лобачевского, этой тени чужих миров? <...> Пренебрегли вы древней дланью,
Благословившей вас в купели,
И живы жертвенные лани,
Мечи жреца чтоб не тупели
IX
И не должно ли думать о дебле, по которому вихорь-мнимец емлет разнотствующие по красоте
листья -- славянские языки, и о сплющенном во одно, единый, общий круг, круге-вихре -общеславянском слове? <...> Конец 1908
ВЕЛИК-ДЕНЬ
(Подражание Гоголю)
-- Сегодня Велик-день <...>
Проза.pdf
Велимир Хлебников
Проза
Хлебников Велимир. Проза / Сост. А. В. Диенок.--М., "Современник", 1990
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
"Пусть на могильной плите прочтут..."
Курган Святогора
Велик-день (Подражание Гоголю)
Око. Орочонская повесть
Жители гор
"Лубны -- своеобразный глухой город..."
"Коля был красивый мальчик..."
Охотник Уса-гали
Николай
Закаленное сердце. (Из черногорской жизни)
Ка
Скуфья скифа. Мистерия
Письмо двум японцам
"Нужно ли начинать рассказ с детства?.."
Октябрь на Неве
Астраханская Джиоконда
Художники мира!
Есир
Всем! Всем! Всем!
Малиновая шашка
"Про некоторые области..."
Перед войной
Ветка вербы. День вербы -- ручки писателя
Кол из будущего
Примечания
* * *
Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тягу. Он не видел
различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные
животные виды заповеди и ее действия "люби ближнего, как самого себя". Он называл неделимых
благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта
прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует
введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином улье, и не раз
высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской
любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды. Сердце, плоть современного порыва
человеческих сообществ вперед, он видел не в князь-человеке, а в князь-ткани -- благородном коме
человеческой ткани, заключенном в известковую коробку черепа. Он вдохновенно грезил быть пророком
и великим толмачом князь-ткани, и только ее. Вдохновенно предугадывая ее волю, он одиноким порывом
костей, мяса, крови своих мечтал об уменьшении отношения ε/ρ, где ε -- масса князь
Стр.1