ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ К ЛАСС
PHILOLOGICAL CLASS
Том 25 • 2020 • № 4
Vol. 25 • 2020 • No. 4
filclass . ru
Журнал основан в 1996 г. Выходит четыре раза в год
(март, июнь, октябрь, декабрь)
The journal comes out 4 times per year
(March, June, October, December)
Свидетельство о регистрации ПИ ФС 77-76 120
от 24.06.2019
Учредитель – ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» (УРГПУ)
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
«Филологический класс» – рецензируемый научно-методический
журнал, сферой интересов которого являются
исследования в области литературоведения, лингвистиики
и методики преподавания данных дисциплин в вузе
школе. Задача журнала – сблизить академическую наRegistration
certificate ПИ № ФС77-76120
of 24.06.2019
Founder – FSBEO HE “Ural State Pedagogical
University” (USPU)
620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave
уку с практической деятельностью педагога и обозначить
представление о российском филологическом и педагогическом
дискурсах в пространстве мировой науки.
Приоритетными являются публикации, в которых исследуются
новые литературные и корпусные источники,
рассматривается внедрение новых образовательных технологий,
выполняется требование академизма, научной
объективности и полемической направленности. К публикации
принимаются статьи на русском, английском,
немецком и французском языках. Полнотекстовая версия
журнала находится в свободном доступе на сайте издания
и размещается на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ), Российской универсальной
научной электронной библиотеки. Полная информация
о журнале и правила оформления статей размещены
на сайте: filclass.ru
Журнал индексируется в Web of Science, ERIH PLUS
Входит в Перечень ВАК Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации
«ПресПодписка на журнал осуществляется по каталогу
Уральский государственный педагогический университет. Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,
оф. 279
Адрес редакции:
E-mail: edit@filclass.ru
oPhilological Class is a peer reviewed scholarly and methodological
journal publishing research findings in the field
t f literary studies, linguistics and methods of teaching
ohese disciplines at higher and secondary school. The task
pf the journal is to bring academic research closer to the
oractical activity of a pedagogue and to outline the image
t f the Russian philological and pedagogical discourses in
whe global academic space. Priority is given to publications
i hich focus on new literary and corpus sources, study the
assues of implementation of new educational technologies,
t nd comply with the requirements of academic objectivimy
and polemic nature. Articles in Russian, English, GerA
an and French are accepted for publication in the journal.
pRSCI) at the scientific electronic library platform. Comlete
information about the journal and author guidelines
can be found on the web site filclass.ru
full-text version of the journal is available open access on
( the journal site and in the Russian Science Citation Index
The journal indexing: Web of Science (ESCI), ERIH PLUS
The journal is included in the list of the lof the Higher
Attestation Commission of the Ministry of Science
and Higher Education of the Russian Federation
са России». Подписной индекс издания 84587
The journal is included in the united catalog “Russian Press”,
Index 84587
Russia, 620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave,
Office 279.
Editorial Board postal address:
E-mail: edit@filclass.ru
Стр.2
PHILOLOGICAL CLASS
Vol. 25 • 2020 • No. 4
EDITORIAL BOARD
Editor-in-Chief: Professor N. P. Khriashcheva (Russia, Ekaterinburg, USPU)
DEPUTY EDITORS-IN-CHIEF
In the history of ancient Russian literature and the 18th
(Russia, Ekaterinburg, UFU); in the history of the 19th
ussia, Ekaterinburg, USPU); in the history of the 20th
century literature: Professor Zyryanov Oleg Vasil’evich
century Russian literature: Professor Ermolenko Svetlana
centuries literature: Professor Snigireva Tat’yana
(R Ivanovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the theory of literature: Professor Barkovskaya Nina Vladimirovna
iuba Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of language and speech communication: Professor Dz–early
21st
philology: Elena Vyacheslavovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in applied linguistics and interdisciplinary methods in
Professor Mukhin Mikhail Yur’evich (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of foreign literature and
B English literary classics: Professor Dotsenko Elena Georgievna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in contemporary
ritish novel and translation issues: Professor Sidorova Ol’ga Grigor’evna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in Gercman-language
literature of Modernism (Germany, Austria, Switzerland), theory and practice of translation, and
rivate education institution “Sirius”); in German-language literature, Russian-German literary ties, imageology
c and literary translation: Doctor of Philology, Leading Researcher Kudryavtseva Tamara Viktorovna (Russia, MosE
ussia, Tyumen, TyumGU); in Romance linguistics and comparative pragmatics: Associate Professor Erofeeva
lena Vladimirovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in literary education technologies and teaching classical literaprocesses
in education: Professor Mosina Margarita Aleksandrovna (Russia, Perm, PSPU); in the theory and practice
of teaching Russian in a polycultural environment of higher and secondary school: Associate Professor EremAina
Svetlana Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); executive editor: Associate Professor Skripova Ol’ga
EDITORIAL COUNCIL
SProf. V. V. Abashev (Russia, Perm, Perm State National Research University); Prof. O. Y. Antsyferova (Russia,
aint Petersburg, Saint Petersburg State University); Prof. L. O. Butakova (Russia, Omsk, Omsk State University
named after F. M. Dostoevsky); Prof. M. Weiskopf (Israel, Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem);
Prof. T. Victoroff (France, Strasbourg, University of Strasbourg); Ph. D. J. Gallo (Slovakia, Nitra, Constantine the
P Philosopher University in Nitra); Ph. D. A. Grominova (Slovakia, Trnava, University of St. Cyril and Methodius);
Urof. Emer. H. Guenther (Germany, Bielefeld, Bielefeld University); Prof. E. Dobrenko (Great Britain, Sheffield,
Vniversity of Sheffield); Prof. B. W. Dhooge (Belgium, Ghent, Ghent University); Prof. A. A. Zhitenev (Russia,
oforonezh, Voronezh State University); Prof. G. M. Ibatullina (Russia, Sterlitamak, Sterlitamak Branch
O Bashkir State University); Cand. Sc. A. A. Medvedev (Russia, Tyumen, Tyumen State University); Prof.
burg,. N. Kondrat’eva (Russia, Kemerovo, Kemerovo State University); Cand. Sc. Kukulin I. V. (Russia, Sankt-PetersHigher
School of Economics); Prof. E. Y. Kulikova (Russia, Novosibirsk, Institute of Philology of RAS, Sector
of Literary Studies); Prof. G. V. Kuchumova (Russia, Samara, Samara National Research University named
after Academician S. P. Korolev); Prof. N. L. Mark (USA, New York, Columbia University); Prof. M. A. Litovskaya
N (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia Boris Yeltzin); Prof.
(Lithuania,. M. Malygina (Russia, Moscow, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS); Prof. G. Mikhaylova
Prof. G. Petkova (Bulgaria, Sofia, Sofia University “St. Kliment Ohridski”); Prof. I. Pospisil (The Czech Republic,
Brno, Masaryk University); Prof. B. M. Proskurnin (Russia, Perm, Perm State National Research University);
Prof. M. E. Rut (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University); Dr. hab. T. Szabó (Hungary, Pécs, University
of Pécs); Dr. hab. A. Skotnicka (Poland, Krakow, Jagiellonian University); Prof. V. I. Tyupa (Russia, Moscov, Scienctific-Educational
Center for Cognitive Programs and Technologies of RGGU); Prof. T. V. Ustinova (Russia, MosVilnius,
Vilnius University); Prof. A. Pavlova (Germany, Mainz, Johannes Gutenberg University);
Pomparative-historical and typological linguistics: Professor Pestova Natal’ya Vasil’evna (Russia, Ekaterinburg,
(Row, IMLI); in the history of French, typology and comparative linguistics: Professor Lykova Nadezhda Nikolaevna
ture at higher and secondary school: Associate Professor Alekseeva Mariya Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg,
f UFU); in methodology and methods of teaching modern literature at higher and secondary school: Associate Proessor
Gutrina Liliya Dmitrievna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in modern education technologies and innovative
Wleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); Guest editor: Professor Tyszkowska-Kasprzak Elżbieta (Poland,
rocław, University of Wrocław); translations editor: Associate Professor Pirozhkova Irina Sergeevna (Russia,
Ekaterinburg, USUE); academic secretary: Associate Professor Skripova Ol’ga Aleksandrovna
Proow, Moscow State Pedagogical University); Prof. P. Fast (Poland, Katowice, University of Silesia in Katowice);
f. A. de La Fortelle (Switzerland, Lausanne, University of Lausanne); Prof. H. Jens (Switzerland, Fribourg,
University of Fribourg); Prof. H. Robert (Germany, Hamburg, University of Hamburg)
Стр.3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ К ЛАСС
Том 25 • 2020 • № 4
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор: проф. Н. П. Хрящева (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕДАКТОРЫ
по истории древнерусской литературы, литературы XVIII в.: проф. Зырянов Олег Васильевич
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); по истории литературы XIX вв.: проф. Ермоленко Светлана
Ивановна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по теории литературы: проф. Барковская Нина Владимировна
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по истории литературы XX – начала XXI вв.: проф.
Снигирева Татьяна Александровна (Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теории языка и речевой
коммуникации: проф. Дзюба Елена Вячеславовна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по прикладной
лингвистике и междисциплинарным методам в филологии: проф. Мухин Михаил Юрьевич
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теории зарубежной литературы, английской литературной
классике: проф. Доценко Елена Георгиевна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по проблемам перевода,
современному британскому роману: проф. Сидорова Ольга Григорьевна (Россия, Екатеринбург,
УрФУ); по немецкоязычной литературе модернизма (Германия, Австрия, Швейцария),
теории и практике перевода, сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному
языкознанию: проф. Пестова Наталья Васильевна (Россия, Екатеринбург, ЧОУ ДПО «СИРИУС»);
по немецкоязычной литературе, русско-немецким литературным связям, имагологии,
художественному переводу: д-р филол. наук, вед. науч. сотрудник Кудрявцева Тамара Викторовна
(Россия, Москва, ИМЛИ); по истории французского языка, типологии и сопоставительному
языкознанию: проф. Лыкова Надежда Николаевна (Россия, Тюмень, ТюмГУ); по вопросам
романского языкознания и сопоставительной прагматике: доц. Ерофеева Елена Владимировна
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по вопросам технологий литературного образования и преподавания
классической литературы в вузе и школе: доц. Алексеева Мария Александровна (Россия,
Екатеринбург, СУНЦ УрФУ); по методологии и методике преподавания современной литературы
в вузе и школе: доц. Гутрина Лилия Дмитриевна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по вопросам
современных образовательных технологий, инновационным процессам в образовании: проф.
Мосина Маргарита Александровна (Россия, Пермь, ПГПУ); по теории и практике преподавания
русского языка в поликультурной среде вуза и школы: доц. Еремина Светлана Александровна
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); выпускающий редактор: доц. Скрипова Ольга Александровна
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); приглашённый редактор: проф. Тышковска-Каспшак Эльжбета
(Польша, Вроцлав, Вроцлавский университет); редактор перевода: Пирожкова Ирина Сергеевна
(Россия, Екатеринбург, УрГЭУ); ответственный секретарь: доц. Скрипова Ольга Александровна
4
Стр.4
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ К ЛАСС
Том 25 • 2020 • № 4
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Проф. В. В. Абашев (Россия, Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский
университет); проф. О. Ю. Анцыферова (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский
государственный университет); проф. Л. О. Бутакова (Россия, Омск, Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского); проф. М. Я. Вайскопф (Израиль, Иерусалим, Еврейский
университет в Иерусалиме); д-р филол. наук Т. Викторофф (Франция, Страсбург, Страсбургский
университет); канд. филол. наук Я. Галло (Словакия, Нитра, Университета им. Константина Философа
в Нитре); канд филол. наук А. Громинова (Словакия, Трнава, Университет им. Св. Кирилла
и Мефодия); профессор-эметериус Х. Гюнтер (Германия, Билефельд, Билефельдский
университет); проф. Е. Добренко (Великобритания, Шеффилд, Университет Шеффилда); проф.
Б. Дооге (Бельгия, Гент, Гентский университет); д-р филол. наук А. А. Житенев (Россия, Воронеж,
Воронежский государственный университет); проф. Г. М. Ибатуллина (Россия, Стерлитамак,
Башкирский государственный университет); проф. О. Н. Кондратьева (Россия, Кемерово, Кемеровский
государственный университет); канд. филол. наук И. В. Кукулин (Россия, Санкт-Петербург,
НИУ ВШЭ); проф. Е. Ю. Куликова (Россия, Новосибирск, Институт филологии СО РАН);
д-р филол. наук Г. В. Кучумова (Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский
университет имени академика С. П. Королёва); проф. М. Н. Липовецкий (США, Нью-Йорк, Колумбийский
университет); проф. М. А. Литовская (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный
университет им. Б. Н. Ельцина); проф. Н. М. Малыгина (Россия, Москва, Институт мировой
литературы им. А. М. Горького РАН); канд. филол. наук А. А. Медведев (Россия, Тюмень, Тюменский
государственный университет); проф. Г. П. Михайлова (Литва, Вильнюс, Вильнюсский университет);
проф. А. Павлова (Германия, Майнц, Майнцский университет им. Иоганна Гутенберга);
д-р филол. наук Г. Петкова (Болгария, София, Софийского университета Св. Климента Охридского);
проф. И. Поспишил (Чешская Республика, Брно, Университета им. Масарика); проф.
Б. М. Проскурнин (Россия, Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский
университет); проф. М. Э. Рут (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный университет);
хабил. д-р Т. Сабо (Венгрия, Печ, Печский Университет); хабил. д-р А. Скотницка (Польша,
Краков, Ягеллонский университет); проф. В. И. Тюпа (Россия, Москва, Научно-образовательный
центр когнитивных программ и технологий РГГУ); д-р филол. наук Т. В. Устинова (Россия, Москва,
Московский педагогический государственный университет); проф. П. Фаст (Польша, Катовице,
Силезский университет); проф. Фортель, де ля А. (Швейцария, Лозанна, Лозаннский
университет); проф. Й. Херльт (Швейцария, Фрибур, Фрибурский университет); проф. Р. Ходел
(Германия, Гамбург, Гамбургский университет)
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
9 Клинг О. А. М. М. Бахтин и символисты
18 Шунейко А. А., Чибисова О. В. Масонская
А составляющая «Петербурга»
ндрея Белого
ВЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ПОЛЬСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
33 Тышковска-Каспшак Э. Польские
исследования русского зарубежья
34 Бельняк Н. «Русский Берлин»
в воспоминаниях Кирилла Арнштама
43 Круликевич Н. Образ «Земли обетованной» в романе Владимира Лорченкова «Все там
будем»
52 Калита Л. Прожить жизнь дважды.
Прозорова «Ди- Индивидуация героини в повести ИльиТрейн»
60 Проскурина Е. Н. Борис Волков. Возвращение
забытого имени
ЯIN MEMORIАM. МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ
СНОВ (1946–2020)
70 Барковская Н. В., Гутрина Л. Д. О прекрасной
ясности: Памяти Михаила Яснова
ЛИНГВИСТИКИСОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
80 Афанасьева Н. А. Русская поэтическая картина
мира: лингвистический подход
88 Сорокина Т. Н. Новый взгляд на проблему
чередования гласных
в корнях русских слов
99 Иваненко Г. С. Дуплексивы с творительным
предикативным
109 Шпильная Н. Н., Кузнецова А. С. Факторы
влияния на актуальное членение
высказывания
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
ХIХ–ХХ ВЕКОВ
119 Ибатуллина Г. М. Мистерия Диониса
в рассказе Л. Толстого «Люцерн»
131 Иванова В. Я. Образ русской женщины
у И. Тургенева и В. Распутина
142 Захарова Е. М. «Книги отражений»
И. Ф. Анненского в зеркале журналистики
6
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESES
9 Kling O. A. M. M. Bakhtin and the Russian
Symbolists
18 Shuneyko A. A., Chibisova O. V. Masonic
Constituent of Andrey Bely’s “Petersburg”
POLISH STUDIES OF THE RUSSIAN
ABROAD
32 Tyszkowska-Kasprzak E. Polish Studies
of the Russian Abroad
34 Bielniak N. “Russian Berlin” in the Memoirs
of Cyril Arnstam
43 Krolikiewicz N. The Image of the “Promised
A Land” in Vladimir Lorchenkov’s Novel “We Will
ll Be There”
52 Kalita L. Live Your Life Twice. The Individuation
of the Main Female Character in the Novel
of Ilya Prozorov’s “D-Train”
60 Proskurina E. N. Boris Volkov. The Return
of a Forgotten Name
YIN MEMORIАM. MIKHAIL DAVIDOVICH
ASNOV (1946–2020)
70 Barkovskaya N. V., Gutrina L. D. On Beautiful
Clarity: In Memory of Mikhail Yasnov
PROBLEMS
OF MODERN LINGUISTICS
80 Afanasyeva N. A. Russian Poetic Picture
of the World: Linguistic Approach
88 Sorokina T. N. A New Look at the Problem
W of Vowel Alternation in the Roots of Russian
ords
99 Ivanenko G. S. Duplex Sentence Part with
Instrumental Predicative
109 Spilnaya N. N., Kuznetsova A. S. Factors
of influence on the actual division
utterances
OTRAJECTORIES OF THE LITERARY PROCESS
F THE 19TH
–20TH
CENTURIES
119 Ibatullina G. M. Dionysian Mystery in the Story
“Lucerne” by L. N. Tolstoy
131 Ivanova V. Ya. Image of a Russian Woman
by I. Turgenev and V. Rasputin
142 Zakharova E. M. “Books of Reflections”
by I. F. Annensky in the Mirror of Journalism
Стр.6
155 Маштакова Л. Советский сонет
П Ю. Н. Верховского: символизм,
С. П. Бажов и индустриальный
вердловск 1940-х гг
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
165 Егорова Л. В. Шекспировская «Лукреция»
как «католическая поэма»
173 Джумайло О. А. Отрицание «Другого»
в рассказе «Художник» (2006) Мэгги Джи
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
181 Пирожкова И. С. CLIL: вариант
билингвального образования в российских
университетах
189 Микалаускайте Е. Ю., Нагибина И. Г.,
р Славкина И. А. Мнемотехники в обучении
усскому языку как иностранному
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
201 Меньщикова А. М., Назарова Л. А.,
У Снигирева Т. А. Свой шаг: молодая филология
рала (обзор научных конференций
и изданий)
213 Андреюшкина Т. Н. Современная эстетика
И стихотворного перевода: Ефим Эткинд.
худосследования по истории и теориижественного перевода. Книга I. Поэзия
и перевод. СПб.: ИД «Петрополис», 2018. 424 с.
Книга II. Статьи о стихотворном переводе.
СПб.: ИД «Петрополис», 2020. 420 с.
155 Mashtakova L. V. Yury Verkhovsky’s Soviet
Bazho Sonnet: The Winged Horse Symbol, Pavel
in the 1940s
ITERATURE
LISSUES OF THE POETICS OF FOREIGN
165 Egorova L. V. Shakespeare’s Lucrece
as a “Catholic” Poem
173 Dzhumaylo O. A. Silencing the Other
in “The Artist” (2006) by Maggie Gee
THEORY AND METHODS OF TEACHING
PHILOLOGICAL DISCIPLINES AT HIGHER
AND SECONDARY SCHOOL
181 Pirozhkova I. S. Content and Language
E Integrated Learning: a Variant of Bilingual
ducation in Russian Universities
189 Mikalauskaite Е. Yu., Nagibina I. G.,
in T Slavkina I. А. Mnemonic Techniques
REVIEWS
201 Menshchikova A. M., Nazarova L. A.,
Philologists of the U Snigireva T. A. Their Own Step Forward: Young
Conferences and Publications)
rals (Review of Scientific
213 Andreyushkina T. N. Modern Aesthetics
of Poetry Translation: Efim Etkind. Studies
B in the history and theory of literary translation.
Pook I. Poetry and translation. Saint
etersburg, Publishing House “Petropolis”,
2018. 424 p. Book II. Articles about
poetry translation. Saint Petersburg,
Publishing House “Petropolis”, 2020. 420 p.
eaching Russian as a Foreign Language
v and the Industrial City of Sverdlovsk
7
Стр.7