Проблема научного исследования и практического использования различных форм гуманистической организации соревнования // Физическое воспитание учащейся молодежи: традиции и инновации. <...> В.И. СТОЛЯРОВ Российский государственный университет физической культуры, спорта, туризма г. Москва Проблема научного исследования и практического использования различных форм гуманистической организации соревнования /8/ Цель данной статьи - привлечь внимание ученых и специалистов-практиков к проблеме научного осмысления и практического использования различных форм гуманистически ориентированного соревнования, а также обосновать целесообразность развития новой науки - гуманистики соревнования, позволяющей эффективно решать эту проблему. <...> Важным элементом жизни людей, особенно в современном обществе, является соревнование. <...> Результаты такой "борьбы за превосходство" в определенной степени и при определенных условиях позволяют сравнивать, сопоставлять качества соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям. <...> В этом случае соревнование выступает как одна из форм социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности. <...> Соревнование может выполнять важные социальные функции: оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулирует их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. <...> Позитивная роль агонистики (от греч. "агон" - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры. <...> Однако в разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих <...>
Проблема_научного_исследования_и_практического_использования_различных_форм_гуманистической_организации_соревнования__Статья.pdf
1
Столяров В.И. Проблема научного исследования и практического
использования различных форм гуманистической организации соревнования //
Физическое воспитание учащейся молодежи: традиции и инновации. Межвузовский
сборник научных трудов. – Владимир, 2006. – С. 8–20.
В.И. СТОЛЯРОВ
Российский государственный университет
физической культуры, спорта, туризма
г. Москва
Проблема научного исследования
и практического использования различных форм
гуманистической организации соревнования
/8/ Цель данной статьи - привлечь внимание ученых и
специалистов-практиков к проблеме научного осмысления и практического использования
различных форм гуманистически ориентированного соревнования, а
также обосновать целесообразность развития новой науки - гуманистики
соревнования, позволяющей эффективно решать эту проблему.
Постановка проблемы. Важным элементом жизни людей, особенно в
современном обществе, является соревнование. Оно выступает прежде всего как
борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими
сторонами: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями
(как одушевленными, так и неодушевленными). Результаты такой "борьбы за
превосходство" в определенной степени и при определенных условиях позволяют
сравнивать, сопоставлять качества соперничающих сторон, оценивать их по
определенным показателям. В этом случае соревнование выступает как одна из форм
социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности
человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой
человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый
идеализированный уровень деятельности.
Соревнование может выполнять важные социальные функции: оно позволяет
сравнивать и оценивать способности людей, стимулирует их активность, стремление
к совершенствованию своих способностей и т.д. Позитивная роль агонистики (от
греч. "агон" - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры.
Однако в разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно
возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности,
наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной
из соперничающих сторон. Кроме того, нередко оно проходит в таких условиях,
которые затрудняют объективную сравнительную оценку способностей соперников.
В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации соперничества, /9/ т.е.
такой его гуманистической организации, создания таких условий соревнования,
которые позволяют: а) сравнивать способности участников соревнования; б)
объективно оценивать сопоставляемые способности; в) не унижать достоинство
личности соперников, не наносить вреда их здоровью и по возможности избежать
трагических последствий соперничества.
Опыт практического решения проблемы. Попытки частичного решения
данной проблемы состоят в том, что вводятся писаные (например, юридические) и
неписаные (например, нравственные) правила, нормы поведения в соревновании (к
примеру, правило "лежачего не бьют", юридические нормы конкуренции и т.п.).
Вместе с тем найден и магистральный путь решения проблемы: замена
соревновательных ситуаций реальной жизни на более гуманные, условные, игровые.
Основной "механизм" такой замены состоит в следующем: 1) предметы, с которыми
Стр.1