В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин
ОЛИМПИЙСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Москва – 2013 г.
Стр.1
ББК
В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин.
Олимпийское воспитание, образование и обучение студенческой
молодежи. – М.: Университетская книга, 2013. – 342 с.
В последнее время во многих странах все большее внимание уделяется организации
олимпийского образования, обучения и воспитания не только школьников,
но и студентов. В нашей стране мощный стимул этой педагогической деятельности,
ориентированной на идеалы и ценности олимпизма, дало решение о
проведении в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи. Под заданию и под руководством
Департамента образования «Оргкомитет Сочи-2014» ведется разработка концепции
олимпийского образования различных групп населения и интенсивный поиск
его наиболее эффективных форм и методов.
В данной работе излагается научно обоснованная концепция олимпийского
образования, обучения и воспитания студенческой молодежи. При этом авторы
опираются на собственный многолетний опыт научного анализа и практической
организации этой олимпийской педагогической деятельности.
Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что олимпийская
педагогическая деятельность не сводится к формированию у студентов лишь
знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, т.е. к олимпийскому образованию.
Ее основная задача – содействовать формированию олимпийской
культуры личности. Поэтому помимо образовательных данная деятельность
должна быть ориентирована также на решение комплекса педагогических задач
олимпийского обучения и воспитания студентов, формирование у них умений,
навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения – в соответствии
с идеалами и ценностями олимпизма. Такая ориентация олимпийской педагогической
деятельности предполагает использование комплекса не только традиционных,
но также инновационных форм и методов, которым в данной работе
уделяется основное внимание.
Работа предназначена в первую очередь для студентов и преподавателей
вузов. Вместе с тем оно представляет интерес для всех, кого интересуют проблемы
олимпийского образования, обучения и воспитания.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, д.п.н., проф. РГУФКСМиТ
О.В. Козырева – д.п.н., проф. РГУФКСМиТ
ISBN
© В.И. Столяров,
С.Ю. Баринов,
М.М. Орешкин, 2013
© Издательство «Университетская книга» 2013…..
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………… 5
Часть I. Исходные понятия и положения……………… 11
1.1. Понятие и структура педагогической деятельности……… 11
1.2. Ценности олимпийского движения в кубертеновской
концепции современного олимпизма……………………… 15
1.3. Современная трактовка олимпийской концепции
Кубертена и ценностей олимпийского движения………… 34
1.4. Олимпийская культура личности как особая форма
спортивной культуры личности …………………………… 57
Часть II. Основные задачи педагогической деятельности по
формированию у студентов олимпийской культуры
личности ……
68
2.1. Формирование общего позитивного отношения к спорту… 68
2.2. Формирование олимпийского отношения к спорту……….. 75
Часть III. Социальные особенности студентов, необходимость
и значение для них олимпийского воспитания, образования
и обучения…
86
3.1. Особенности студенчества как социальной группы………. 86
3.2. Необходимость и значение формирования у студентов
олимпийской культуры личности …………………………… 93
Часть IV. Формы и методы формирования у студентов общего
позитивного отношения к спорту………………
4.1. Формы и методы формирования исходных знаний,
умений и навыков ……………………………………………
4.2. Формы и методы формирования позитивной оценки
спорта ……
101
101
102
Часть V. Формы и методы формирования у студентов олимпийского
отношения к спорту …………………………………… 113
5.1. Постановка проблемы ………………………………………… 113
5.2. Формы и методы олимпийского образования ……………….
125
5.3. Необходимость модификации традиционного способа
организации соперничества в спорте ………………………. 143
5.4. Изменение принципов подхода к программе
спортивного соревнования …………………………………… 154
5.5. Изменение принципов подхода к определению
и поощрению достижений участников спортивного
3
Стр.3
соревнования……….............................................................
5.6. Изменение принципов подхода к составу
участников спортивных соревнований ……………………….
5.7. Инновационные формы и методы повышения
ориентации участников спортивных соревнований
на сотрудничество ……………………………………………. 179
5.8. Спартианский способ организации игрового
соперничества и сотрудничества …………………………..
5.9. Инновационный проект массовых спортивных
соревнований студентов «Команда-группа» ……………….. 215
5.10.Ориентация на принципы гуманистической педагогики
и психологии при организации занятий спортом ……….
220
5.1. Повышение внимания к творческим (креативным),
эстетическим и художественным компонентам
организации занятий спортом ………………………………… 225
Заключение ………………………………………………………… 228
Библиография …………………………………………………… 237
Приложение ……………………………………………………….
289
189
163
171
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важное значение в современном олимпийском движении
придается педагогической деятельности, которая призвана содействовать
приобщению детей и молодежи к ценностям этого движения.
Для обозначения этой педагогической деятельности используют
различные термины. Чаще всего ее называют «олимпийским
образованием». В Олимпийской хартии используется
оборот “Olympic education”, который в русском варианте текста
хартии переведен как «олимпийское воспитание». Иногда применяются
другие термины, например: «воспитание в духе олимпизма»,
«воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма»,
«воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание
внутри олимпийского движения», «воспитание в духе олимпийских
идеалов и ценностей», «использование идеалов и ценностей
олимпизма в воспитательной работе» и др. [Дьюри, 1974;
Олимпийская хартия, 2008; Столяров, 1989].
Как будет обосновано ниже, педагогическая деятельность,
которая призвана содействовать приобщению детей и молодежи к
ценностям олимпизма, предполагает решение комплекса образовательных
и воспитательных задач, а также задач обучения, т.е.
выступает как олимпийское образование, обучение и воспитание.
Для краткости педагогическую деятельность, включающую
в себя эти три тесно связанных между собой элемента, будем
обозначать словосочетанием «олимпийская педагогическая деятельность».
На
необходимость развертывания в олимпийском движении
этой педагогической деятельности указывал еще Кубертен. Ее
важное значение подчеркивается и во многих современных международных
официальных документах. Еще в 1979 году на Генеральной
ассамблее всемирной ассоциации НОКов /АКНО/ НОК
Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в
мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней,
от начальных школ до университетов. В Международной хартии
физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой
поставили свои подписи представители почти всех государств-членов
ООН, содержится призыв включать в государственные
программы социального и культурного развития воспи5
Стр.5
тание детей и молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей
олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного
Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО
(1983 год) высказано пожелание ко всем государствамучастникам
Комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских
идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии
с их собственной системой образования».
В Олимпийской хартии – главном официальном документе
современного олимпийского движения – специально подчеркивается,
что Национальные олимпийские комитеты должны всемерно
содействовать олимпийскому образованию детей и молодежи,
пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению
олимпизма в учебных программах по физическому
воспитанию и спорту в школах и вузах.
В 1961 г. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» создана
Международная олимпийская академия (МОА) как организация
при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных
задач олимпийского движения. Инициатива ее создания принадлежит
Кубертену, который видел в деятельности Академии возможность
воплотить в жизнь свои педагогические замыслы, предотвратить
их искажение и забвение последующими поколениями. План создания
МОА утвержден Олимпийским комитетом Греции в 1938 году. Однако
лишь 14 июня 1961 г. произошло ее официальное открытие и состоялась
первая сессия. В Положении МОА говорится о том, что она
«должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма,
призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и
олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и
социальных принципов Игр, а также научному подкреплению олимпийской
идеи». МОА регулярно обсуждает вопросы олимпийского образования
на своих ежегодных сессиях и проводит специальные заседания,
посвященные данной проблеме. Значительное внимание вопросам
олимпийского образования детей и молодежи уделяется в работе Национальных
олимпийских академий, которые созданы во многих странах.
Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи
в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100летием
современных Олимпийских игр при поддержке президента
МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампа6
Стр.6