Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Олимпизм как гуманистическая философская концепция : Статья (160,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц49
ID543074
АннотацияВажнейшую роль в рамках олимпийского движения играет его философия. “Что придает исключительность и силу олимпийскому движению, - отметил в своем выступлении на Олимпийском конгрессе в Баден Бадене премьер-министр Туниса и член МОК М. Мзали, - так это, разумеется, философия, которую оно воплощает, философия, которая служит движению стимулом и сама им стимулируется”. Д. Фоллоуз, президент Британской олимпийской ассоциации, на том же конгрессе подчеркнул, что Олимпийские игры “без философии ... становятся обычным мероприятием спортивного календаря. Игры не могут существовать без этой философии, которая является неотъемлемой составной частью олимпийского движения. Столяров В.И. Олимпизм как гуманистическая философская концепция // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск первый. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма: Сборник /Сост. и ред. В.И.Столяров, С.И.Курило, Е.В. Стопникова. – М.: МГИУ, 2000. – С. 195-230. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Столяров, В.И. Олимпизм как гуманистическая философская концепция : Статья / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 2000 .— 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543074 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма: Сборник /Сост. и ред. <...> “Что придает исключительность и силу олимпийскому движению, - отметил в своем выступлении на Олимпийском конгрессе в Баден Бадене премьер-министр Туниса и член МОК М. <...> Фоллоуз, президент Британской олимпийской ассоциации, на том же конгрессе подчеркнул, что Олимпийские игры “без философии . становятся обычным мероприятием спортивного календаря. <...> Ниссиотис, олимпийская философия не может ограничиваться внешними и легко различимыми - даже на уровне обыденного сознания - проявлениями Олимпийских игр. <...> Она должна «проникнуть в ту систему ценностей и постичь те корни, которые лежат в природе Игр» и тем самым понять подлинный смысл олимпийской идеи, «истину олимпизма» [Nissiotis, 1979, p. <...> Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского движения указывает олимпизм. <...> В первую очередь следует указать работы П. де Кубертена, которому, как указывается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» [Олимпийская хартия, с. <...> Общий объем этих работ составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [Durantez, 1994b, p. <...> Среди них особо следует выделить "Олимпийские мемуары" [Кубертен, 1997], в которых собраны все значительные его выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма. <...> Комитетом подготовлена и издана целая серия брошюр, посвященная взглядам основателя современного олимпийского движения по наиболее актуальным вопросам спорта и олимпизма. <...> Одна из самых последних и прекрасных работ в этом плане под названием "Пьер де Кубертен. <...> Олимпийский гуманист" [Durantez, 1994b] вышла в 1994 г. Ее написал президент Международного комитета Пьера де Кубертена, президент Ассоциации Латиноамериканских Олимпийских академий и президент Испанской Олимпийской академии <...>
Олимпизм_как_гуманистическая_философская_концепция__Статья_.pdf
Столяров В.И. Олимпизм как гуманистическая философская концепция // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск первый. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма: Сборник /Сост. и ред. В.И.Столяров, С.И.Курило, Е.В. Стопникова. – М.: МГИУ, 2000. – С. 195-230. ОЛИМПИЗМ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.И. Столяров Постановка проблемы Важнейшую роль в рамках олимпийского движения играет его философия. “Что придает исключительность и силу олимпийскому движению, - отметил в своем выступлении на Олимпийском конгрессе в Баден Бадене премьер-министр Туниса и член МОК М. Мзали, - так это, разумеется, философия, которую оно воплощает, философия, которая служит движению стимулом и сама им стимулируется”. Д. Фоллоуз, президент Британской олимпийской ассоциации, на том же конгрессе подчеркнул, что Олимпийские игры “без философии ... становятся обычным мероприятием спортивного календаря. Игры не могут существовать без этой философии, которая является неотъемлемой составной частью олимпийского движения. Они существуют на основе философии, устремленной к идеалу и освященной традициями” [Цит. по: Ленк, 1982, с. 6-7]. Задача философской концепции олимпийского движения состоит в том, чтобы, выйдя за пределы созерцания, фиксирования данных опыта в сфере спорта и олимпийского движения, выявить их предельные основания, т.е. раскрыть их социальную природу, социальный смысл и значение, фундаментальные принципы, идеалы, целевые установки, место и роль в системе общечеловеческой культуры и т.д. Как отмечал Н. Ниссиотис, олимпийская философия не может ограничиваться внешними и легко различимыми - даже на уровне обыденного сознания - проявлениями Олимпийских игр. Она должна «проникнуть в ту систему ценностей и постичь те корни, которые лежат в природе Игр» и тем самым понять подлинный смысл олимпийской идеи, «истину олимпизма» [Nissiotis, 1979, p. 170]. Речь идет, следовательно, о такой теоретической концепции, которая выступает как «метафизика» спорта и олимпийского движения, если термин «метафизика» понимать в том смысле, в каком он употреблялся в древнегреческой философии - как философское учение о предельных основаниях бытия, жизни и деятельности [ср. Егоров, 1998]. Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского движения указывает олимпизм. Анализу и изложению основных идей этой философской концепции посвящена огромная научная литература. В первую очередь следует указать работы П. де Кубертена, которому, как указывается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» [Олимпийская хартия, с. 7]. Общий объем этих работ составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [Durantez, 1994b, p. 25]. В последние годы за рубежом переизданы многие из работ П. де Кубертена. Среди них особо следует выделить "Олимпийские мемуары" [Кубертен,
Стр.1
1997], в которых собраны все значительные его выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма. Издано множество работ, посвященных идеям П. де Кубертена. Активную работу по разъяснению и пропаганде этих идей ведет Международный Комитет его имени. Комитетом подготовлена и издана целая серия брошюр, посвященная взглядам основателя современного олимпийского движения по наиболее актуальным вопросам спорта и олимпизма. Одна из самых последних и прекрасных работ в этом плане под названием "Пьер де Кубертен. Олимпийский гуманист" [Durantez, 1994b] вышла в 1994 г. Ее написал президент Международного комитета Пьера де Кубертена, президент Ассоциации Латиноамериканских Олимпийских академий и президент Испанской Олимпийской академии Конрадо Дюранте Коррал. В ней опубликована и библиография работ как самого П. де Кубертена, так и о Кубертене. К числу наиболее известных зарубежных публикаций по проблемам олимпизма следует отнести такие работы, как: К. Дим "Олимпийская идея" [Diem, 1970], Г. Ленк "Значение, цели, действительность современных Олимпийских игр" [Lenk, 1972 b], Р. Эспи "Политика Олимпийских игр" [Espy, 1979], П. Грэхем и Х. Юберхорст "Современный олимпизм" [Graham, Heberhorst, 1976], Дж. Липьец «Философия олимпизма» [Lipiec, 1999], Дж. Макэлун "Великий символ" [MacAloon, 1981] и др. Заслуживают внимания также публикации, авторами которых являются: Ж. Дьюри Ж. [1974], Х.М. Кахигал [1983 а, б], З. Кравчик [Krawczyk, 1988], Ф. Ландри [Ландри, 1988; Landry, 1986, 1989], Н. Лекарска [Лекарска, 1980], М. Ляйпер [Leiper, 1980], Х. Майер [1984], Г. Млодзиковский [Mlodzikowski, 1981, 1983], Н. Ниссиотис [1979, 1982, 1985], Э. Озер [1984], Т. Ольшански [1986], Д. Пэрри [1989], А. Пуре [Pouret, 1967, 1971, 1979], В. Речек [1986], П. Сеппэнен [Seppanen, 1972, 1981, 1984], К. Хейнила [Heinila, 1973] и др. В центре внимания зарубежных ученых, анализирующих социально-философские идеалы и ценности олимпизма, находятся его нравственные (моральные) ценности и, прежде всего принципы "Фэйр плэй". Среди работ по данной тематике внимания заслуживают, например, такие работы, как: П. Макинтош "Фэйр плэй: этика в спорте и воспитании" [McIntosh, 1979]; Эккард Майнберг "Мораль в спорте. Основы новой этики спорта" [Meinberg, 1991]; К. Хейнила «Этика спорта» [Heinila, 1974]; специальный выпуск журнала «Международное ревю по социологии спорта» по теме «Этика и спорт» [Ethics and sport, 1995] и др. Анализу и разъяснению принципов спортивной этики, "Фэйр плэй" ("Честной игры") посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом и олимпийским движением. Эти принципы подробно разъясняются, например, в "Манифесте о спорте" [1971] и в "Манифесте о честной игре" [1977], которые были разработаны и опубликованы Международным Советом физического воспитания и спорта, а также в новом тексте “Манифеста о честной игре” [Manifesto, 1992], принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г. Существенный вклад в разработку социально-философских проблем олимпизма внесли и ученые нашей страны: И.В. Баринова [1994], А.Н. Бугреев [1997], Ю.М. Гельперин [1977], А.Т. Гутин [1984], А.Г. Егоров [1994, 1996, 1999], А.А. Исаев [1989, 1990, 1996, 1999], В.В. Кузнецов [1979, 1980], Г.Ф. Петлеваный [1997], В.С. Родиченко [1990, 1996, 1998, 1999], М.Я. Сараф [1990], Ю.П. Сегал [1989], Ю.А. Фомин [1993] и
Стр.2