Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Модели организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих учебную деятельность и дополнительное образование: Методические рекомендации (360,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыВишневский В. И.
ИздательствоМ.: Среднее профессиональное образование
Страниц271
ID543073
АннотацияМетодические рекомендации подготовлены в рамках проекта ФЦПРО «Разработка и апробация моделей оптимизации нагрузки обучающихся общеобразовательных учре-ждений за счет повышения вариативности образования на основе возможностей дополни-тельного образования детей и подростков». Предназначены для преподавателей общеобразовательных учреждений и учрежде-ний дополнительного образования, представителей региональных и муниципальных органов управления образованием. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
ISBN978-5-9240-0147-1
Столяров, В.И. Модели организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих учебную деятельность и дополнительное образование: Методические рекомендации / В.И. Вишневский; В.И. Столяров .— Москва : Среднее профессиональное образование, 2007 .— 271 с. — ISBN 978-5-9240-0147-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/543073 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) АНО «Центр развития спартианской культуры» Столяров В.И. <...> Учебный план класса оборонно-спортивного профиля III ступени 1.3. <...> Программа элективного курса для старшеклассников «Образ патриота – защитника Отечества в русской литературе» 1.4. <...> Критерии и показатели готовности старших школьников в оборонно-спортивном классе к защите Отечества 2. <...> Спартианец как новый культурный образец целостного развития личности 4.2.5. <...> Проблема реализации в современных условиях идей, идеалов, ценностей гуманизма 4.3. <...> Спартианские игры как инновационная форма игровой деятельности 4.3.1. <...> Система определения и поощрения достижений участников Спартианских игр 4.3.3. <...> К числу таких инновационных направлений, форм и методов организации образовательного процесса, интегрирующей базовую учебную деятельность и ДО, относятся следующие:  «Профильный оборонно-спортивный класс в системе организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих базовую учебную деятельность и дополнительное образование»;  «Олимпийское образование в системе организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих базовую учебную деятельность и дополнительное образование»;  «Исследовательская и творческая деятельность учащихся по информатике и информационным технологиям в системе организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих базовую учебную деятельность и ДО»;  «Спартианская программа организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих базовую учебную деятельность и дополнительное образование». <...> Ниже в тексте формулируются методические рекомендации по реализация двух указанных моделей организации образовательного процесса в общеобразовательных <...>
Модели_организации_образовательного_процесса_в_общеобразовательных_учреждениях,_интегрирующих_учебную_деятельность_и_дополнительное_образование_Методические_рекомендации.pdf
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) АНО «Центр развития спартианской культуры» Столяров В.И. Вишневский В.И. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИНТЕГРИРУЮЩИХ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации Москва – 2007
Стр.1
УДК 377.5 ББК 74.57. В 55 Столяров В.И., Вишневский В.И. Модели организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих учебную деятельность и дополнительное образование: Методические рекомендации. – М.: Среднее профессиональное образование, 2007. – 272 с. Методические рекомендации подготовлены в рамках проекта ФЦПРО «Разработка и апробация моделей оптимизации нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений за счет повышения вариативности образования на основе возможностей дополнительного образования детей и подростков». Предназначены для преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, представителей региональных и муниципальных органов управления образованием. УДК 377.5 ББК 74.57. ISBN 5-9240-0147-1 © Столяров В.И., Вишневский В.И., 2007 © Оформление: Издательство «Среднее профессиональное образование», 2007 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Раздел I. ВВЕДЕНИЕ 1. Общие теоретико-методологические положения, стратегии и основания модернизации современной системы школьного образования 2. Результаты анализа регионального опыта использования дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования Раздел II. ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ БАЗОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Программа «Профильный оборонно-спортивный класс» 1.1. Модель выпускника оборонно-спортивного класса 1.2. Учебный план класса оборонно-спортивного профиля III ступени 1.3. Программа элективного курса для старшеклассников «Образ патриота – защитника Отечества в русской литературе» 1.4. Программа элективного курса «История российской армии» для школьников 10 класса 1.5. Критерии и показатели готовности старших школьников в оборонно-спортивном классе к защите Отечества 2. Программы олимпийского образования 2.1. Концепция и необходимость олимпийского образования в системе организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях на основе интеграции базовой учебной деятельности и ДО 2.2. Программа «Система внеклассной работы по олимпийскому образованию» для учащихся 1-11-х классов 2.3. Программа организации олимпийского образования в системе ДО на основе межпредметных связей 2.4. Программа элективного курса «Основные вехи истории развития олимпийского движения» 2.5. Программа использования информационных технологий при организации олимпийского образования в системе ДО 3. Программа исследовательской и творческой деятельности учащихся по информатике и информационным технологиям 4. Спартианская программа оздоровления, рекреации и целостного развития личности 4.1.Предисловие 4.2. Теоретические основы спартианской программы 4.2.1. Идеи, идеалы, ценности гуманизма 4.2.2. Спартианское понимание целостного развития личности 4.2.3. Концепция спартианской культуры 4.2.4. Спартианец как новый культурный образец целостного развития личности 4.2.5. Гуманистическая теория соперничества 3 В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
Стр.3
4.2.6. Концепция гуманистического отношения к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) 4.2.7. Проблема реализации в современных условиях идей, идеалов, ценностей гуманизма 4.3. Спартианские игры как инновационная форма игровой деятельности 4.3.1. Соревнования и конкурсы в программе Спартианских игр 4.3.2. Система определения и поощрения достижений участников Спартианских игр 4.3.3. Формы игрового сотрудничества участников Спартианских игр 4.3.4. Другие элементы программы Спартианских игр 4.3.5. Состав участников Спартианских игр 4.3.6. Специфика Спартианских игр 4.3.7. Творческий подход к организации Спартианских игр 4.4. Спартианские клубы и школы 4.4.1. Спартианский клуб 4.4..2. Спартианская школа 4.5. Особенности спартианской программы 4.6. Авторские модели реализации спартианской программы организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях на основе интеграции базовой учебной деятельности и дополнительного образования 4.6.1. Негосударственное образовательное учреждение «Школа-центр спартианской культуры» 4.6.2. Спартианский клуб «Виктория» 4.6.3. Модель комплексного использования спартианской программы и программы олимпийского образования в системе организации образовательного процесса на основе интеграции базовой учебной деятельности и дополнительного образования 4.7. Педагогический потенциал и значение спартианской программы ЛИТЕРАТУРА 4
Стр.4
Предисловие В настоящее время фактически общепризнано, что нагрузка учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с действующим базисным учебным планом, не оставляет время для индивидуализации образовательного процесса в соответствии с быстро изменяющимися требованиями социальными условиями и потребностями конкретной личности в образовательных услугах, а самое главное – оказывается слишком обременительной для детей и подростков, негативно влияет на их здоровье. В педагогической теории и практике давно осознано основное направление и пути выхода из этой критической ситуации – совершенствование содержания и технологий обучения в общеобразовательных учреждениях на основе повышения вариативности содержания образования и использования возможностей дополнительного образования (ниже в тексте «ДО»). В связи с этим по заказу Федерального агентства по образованию проведена научно-исследовательская работа по проекту «Разработка и апробация моделей оптимизации нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений за счет повышения вариативности образования на основе возможностей дополнительного образования детей и подростков» (в соответствии с Государственным контрактом № П499 от 14 ноября 2006 г.). Данные методические рекомендации разработаны на основе этой научноисследовательской работы. При составлении методических рекомендаций учитывались также:  общие теоретико-методологические положения, стратегии и основания модернизации современной системы школьного образования;  результаты анализа регионального опыта использования ДО в общеобразовательных учреждениях и организации образовательного процесса в учреждениях ДО;  информация, позитивные предложения и критические замечания по этим результатам, которые получены от участников Всероссийского семинара специалистов системы образования из различных регионов РФ. 5
Стр.5
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СТРАТЕГИИ И ОСНОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Исходным при разработке данных методических рекомендаций является теоретическое положение о том, что система образования, целенаправленно создаваемая обществом и государством, представляет собой одну из подсистем, обеспечивающих общество «человеческим капиталом», необходимым для эффективного функционирования и развития культуры экономики, социальной структуры в целом. Создававшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, практически не готового к интенсивным изменениям в обществе, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. В силу этого, происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально–психологическое переустройство общества определило проблему преобразования не только многих сторон жизнедеятельности человека, но и самого человека – его сознания и мировоззрения, отношения к различным социальным явлениям. Массовая образовательная школа не представляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона актуальных потребностей растущего человека во всех сферах его жизнедеятельности. На основе инновационных исследований в качестве основных современных стратегий и парадигмально-педагогических оснований модернизация системы школьного образования предлагаются следующие. Прежде всего предполагается, что содержание общего образования школьников должно быть ориентировано на решение триединой задачи: образование (формирование знаний), обучение (формирование умений, навыков) и воспитание, которое рассматривается как сознательная, целенаправленная деятельность, главная цель которой – приобщение воспитуемого в организуемых условиях образовательной среды к миру ценностей определенной культуры. Особенно важную роль в этой системе педагогических задач играет воспитание. Глубокий исследователь, авторитетный педагог-новатор О.С. Газман так писал о задачах воспитательной работы в современной России: «Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [Газман, 1997, С. 45]. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.